архив сайта

московские каникулы михаила карасёва 27.05.2005

нажмите чтобы увеличить

мария вьюгина: в первую очередь хочу сказать вам огромное спасибо за вашего племянника, ведь считается, что именно вы привили ему любовь к музыке.

михаил карасев: это, безусловно, страшно приятно!

м.в.: и спасибо за вашу замечательную поэзию!

м.к.: это отдельная история. просто не надо так говорить, потому что я так не считаю. сейчас я объясню почему… у меня есть друг юрий. он великолепно пишет стихи и он их не печатает и не показывает никому, потому что считает, что когда живешь в такое время, когда жил бродский, все остальное просто увлечение, и поэтому занимается другим делом. и я по жизни поступаю так же. я не сделал это своей специальностью, я не считаю свои стихи чем-то особенным, и тем самым я как бы действительно уважаю поэзию, но мне очень приятно, когда выходит что-то хорошее.

м.в.: но, говоря вам спасибо за стихи, я не стремлюсь их сравнивать с чьими-то еще…

м.к.: достаточно того, что людям это нравится, и нет никакого смысла сравнивать, конечно.

м.в.: итак, первое воспоминание шуры: "мое первое воспоминание детства (мне было лет 5) - это я иду с отцом, на мне штаны в клетку, капюшон… идем мы к моему дядюшке на концерт". а какое ваше первое воспоминание о том времени, когда вы стали брать шуру на репетиции "солнечной стороны"?

м.к.: первое мое впечатление было такое: родители шуры после работы любили пойти в театр или в кино, и шура доставался мне, и из-за невозможности его куда-либо сплавить приходилось его брать с собой везде. и однажды произошел анекдотический случай. я познакомился со своей будущей женой. мы договорились о свидании, а они мне сунули этого шурика, и его не куда было деть, и я пошел с ним. она увидела это из автобуса и поехала дальше, потому что решила, что это мой сын, что у меня есть дети. где-то полгода мне пришлось это расхлебывать, пока, наконец, она пришла к нам в гости домой и увидела, что у этого мальчишки есть родители. такая история.

м.в.: шура даже принимал участие в записи нескольких песен (бэк-вокал), расскажите про это и про песни.

м.к.: это песня "она", но тогда она называлась "лора н" и ее очень неплохо пела наша вокалистка олечка. но для людей, я даже сейчас это вижу, если для них это как работа, то они не стремятся на нее ходить. то же самое и у нас было. не все музыканты приходили на репетиции и записи, а шура всегда был под рукой, тем более, он выучил наизусть все партии. поэтому не в силу того, что у него были какие-то вокальные данные, а в силу того, что не было людей, шура и принимал участие в записи. когда людям действительно нравится определенное дело, они всегда приходят на то место, где можно этим заниматься, и он всегда был на этом месте, и я вижу, что до сих пор он на это место ходит, и это для него главное событие и приключение в жизни. я, конечно, могу за него только порадоваться, что это до сих пор ему не надоело.

м.в.: песня "здравствуй, грусть" тоже была с его бэк-вокалом и "фламенко", кстати. сохранилось ли что-то в записи?

м.к.: я никогда этим не интересовался. я думаю, это лучше спросить у шуры, т.к. у нас в бобруйске остался общий друг володя попов. он собирал эти записи. может у него что-то и есть.

м.в.: в 83-ем году вы подарили шуре его первую гитару. помните ли вы этот момент? как это происходило? нажмите чтобы увеличить

м.к.: ему никто ее не дарил, он ее просто взял сам. у нас было 2 или 3 гитары. он просто взял одну из них, а дома сказал, что я ему ее подарил. а гитара-то была наша общая… и я был поставлен перед фактом, но в тот момент, когда мне сестра и ее муж сообщили, что они очень довольны, что шуре такой подарок я сделал, я не смог его найти, и он, видимо, почувствовал. но это с одной стороны, а с другой такое просто неистребимое желание заниматься музыкой - оно и привело к сегодняшнему результату! мы все время говорим о шуре, но там, кстати, все время путался и лева. это в равной степени относится к ним, и не только к гитарам. они тырили книги и все, что относилось к этому. я, правда, не знаю, что они делали с этим, но брали они книги по философии и современной драматургии беккета и ионеско. это было абсолютно не для детских умов, тем не менее, они это читали и впоследствии они сообразили в минске этот театр, и когда я там был (они пригласили, и я видел выступление этой театральной студии), я был по-хорошему поражен, потому что ситуация с людьми, которые окружали шуру, похожа на сегодняшнюю: очень и очень приличные и симпатичные люди. общее лицо вызывало неподдельный интерес и уважение. ребята и девчата, которые входили в эту компанию - это по жизни такое везение, и дай бог, чтобы оно продолжалось все время.

м.в.: предполагали ли вы уже тогда, что из племянника вырастет?

м.к.: категорически нет! что вы! у меня были взрослые друзья, которые были достаточно вменяемыми ресторанными музыкантами, которые играли все на свете, и они просто не понимали, зачем я с ними вожусь и сваливали это на то, что я родственник просто этим мальчишкам, т.е. абсолютно не было таких мыслей ни у кого из моих знакомых и друзей. но был один случай, когда лева и шура попросили меня им помочь. они выступали на одном из фестивалей в могилеве и попросили сделать несколько песен для них. одна из них называлась "мама, мы все сошли с ума!", и когда директор ресторана ефимов услышал, как ребята репетируют, он мне сказал: "в них есть что-то такое, но я не понимаю что!", но я вам скажу, что в них: что бы они ни делали, это вызывало доверие к тому, что все это правда. можно было сказать, что они неточно поют и играть не умеют, но это была та правда, которая цепляет человека. ефимов говорил: "когда вы выходите на сцену я вижу, что вы это делаете за деньги. вы можете думать о том, об этом… а когда на сцене они - это совсем другое!" и это я считаю самым главным в этом жанре.

м.в.: что такое "нечетный воин" (как словосочетание)? почему проект носит такое название? как родилось это название?

м.к.: в разное время, кроме того, что они гадости мне всякие делали, они обращались ко мне за какой-то профилактической помощью, чтобы я помог или хотя бы поговорил с ними. и вот однажды в один из таких дней я им сказал: "вас двое. легенда состоит в том, что вы, как 2 воина, которые уже сами не помнят, из какой они армии и с какого сражения, что королева и полководцы, за которых они сражались уже давно не существуют, и войны той никто не помнит, но остались 2 человека, которые это пережили как жизненный факт, и они остались этому верны. и вот, вследствие того, что они в середине - и не в конце событий и не в их начале, и вы не помните, то вы обречены быть воинами в постоянной боевой готовности, когда всякий человек с именем, острым как нож, может подойти и сказать, что враг у ворот и вы должны пойти к воротам и сражаться". вот такая легенда и им она понравилась. но с другой стороны это основное направление чувств, откуда берутся песни - это не формат и всё с частичкой "не": это не буржуазность, это не конформизм, и нет точных координат, потому что их в принципе не существует. это такая тонкая грань чувственности, т.е. не делать все топором, не кричать и так далее. вот такие сказки я им рассказывал, и они во все это верили!

м.в.: как вы отнеслись к тому, что би-2 решили спродюссировать ваши песни в проект "нечетный воин"?

м.к.: я не думал, что это будет кому-либо интересно за исключением некоторых песен. на самом деле это очень большие деньги, которые кто-то или ребята потратят, и я понимал, что вся судьба нашего коллектива говорила о том, что особой популярностью это не пользуется, хотя некоторые вещи звучали очень прилично. тем не менее, это не находило никаких откликов в прессе, ни одного удачного концерта, ни одной удачной статьи о нас. я не думал и не ожидал, что ребята смогут вывести это на такой уровень, когда абсолютно критичные вещи, темы, которые били, которые я делал, они не были сделаны для чего-то специально, они появлялись среди ничего: вдруг какие-то слова попались, я их записал, написал какую-то музыку, т.е. это не предполагалось делать. вот поэтому к этой авантюре я относился отрицательно, хотя мне было, честно говоря, очень приятно, что к моим вещам так отнеслись. я пробовал делать что-то сам дома на компьютере, чтобы как-то песни звучали. ну вот они сделали, и это достаточно убедительно у них получилось.

м.в.: каково ваше впечатление от конечных вариантов песен, ведь прошло столько времени с их создания и то, что получилось, разительно отличается от тех набросков, что вы присылали би-2?

м.к.: во-первых, они их не переделали, а сделали. если есть там пара переделок, то это делали не они, а те люди, которые пели. в принципе, они очень деликатно отнеслись ко всему и та команда, которая работала вместе с би-2, они очень симпатичные ребята как люди, они очень внимательные, они высокопрофессиональны. это севидов, чехов, это лева, кстати, огромное участие принял во всем этом, что я, можно сказать, не ожидал, и он так очень агрессивно в это во все вмешивался и настаивал на своем, если ему казалось, что что-то надо изменить. что я могу сказать: для меня это просто подарок, потому что я не ожидал такого уровня исполнения.

м.в.: вы участвовали в процессе создания новых аранжировок к своим песням или полностью оставили это на талантливые руки би-2?

м.к.: да. каким образом - я уже говорил, что я пытался сделать демо-альбом на компьютере и эти треки я отправил чехову, который, опираясь на эти идеи, делал самостоятельные работы, но очень деликатно! видно, что человек, если что-то менял он, владея новой информацией, я же давно этим не занимался, относился очень внимательно к людям, которым это предназначается, то есть к людям, которые это будят слушать. и не было никакого давления, самоизъявления автора. именно эта деликатность ребят, с которым саша и лева подошли к этому делу, меня просто поразила, потому что современная действительность заставляет меня думать достаточно жестко во всех этих позициях, но оказалось что то, что когда-то было рассказано, как сказка стало действительностью и оно вернулось в такой форме.

м.в.: в проекте "нечетный воин" много приглашенных артистов. вы сами выбирали их?

м.к.: нет. все это мне говорилось так, что я думал, что это очередной их розыгрыш. они любили поиграть, каким образом: когда мы приехали в израиль, они мне выписали чек, на самом деле этот чек был выписан на десятую часть одной копейки и сказали мне при этом, что мне выписан чек, и что я срочно должен пойти в банк забрать деньги. я не понимал, что там было написано, и пошел, а они за окном стояли. банковская работница пыталась мне объяснить, что это не деньги, что в банке таких денег нет, а я не понимал, что она хочет! а они стояли при этом за стеклом и ухахатывались. поэтому, когда они сказали, что приглашают в проект линду, я думал, что это очередная их шутка.

м.в.: какие у вас самые любимые песни с проекта?

м.к.: исполнение песен мне нравится почти все. а песня одна, это песня, которая шура поет с инной желанной. потому что в принципе в этой песне получилось то, что у меня не получалось никогда в жизни, получилось передать запах снега и получилось передать чувства взрослого человека, который очень трезво и без всякой истерики говорит то, что происходит с ним на самом деле и глубину этих текстов, которые заложены в этой песне получилось передать на каком-то другом уровне. я нигде не пою, нигде не выступаю, я делаю песни чисто для себя и когда я сам себе их играю, то мне не обязательно вслух текст говорить, т.к. я держу его в уме, и когда я со стороны услышал эту песню по телефону (вся работа была через интернет и по телефону) …во-первых, желанная для моего возраста и моего поколения это непререкаемый авторитет, и все люди, которых я знаю, до сих пор ее слушают, потому что это абсолютно уникальное явление, это очень богатое духовно. и поэтому, когда мне шура позвонил и сказал, что получилось записать, и поставил мне песню по телефону, я ему сказал, чтобы он мне больше не звонил, что мне больше ничего не надо. для меня и для моей супруги эта песня как удар ниже пояса, потому что на определенную возрастную категорию это производит такое впечатление. на уровне этой песни я уже окончательно состоялся как автор, и лучше я не смогу сделать уже никогда, просто не получится.

м.в.: почему вы поете только одну песню? почему именно ее?

м.к.: меня просто заставили. ее никто не хотел петь. а володя попов, который с сашей мутил эти дела, они сказали, что это главная песня, которая получилась, как, допустим, суммарное впечатление от всего, что происходит с нашими ребятами в израиле и в чечне. это вещи абсолютно одного порядка. кстати, в израильской армии огромное количество русских ребят, которые служат в экстремально опасных точках. в один момент это все собралось и получился вот такой вот текст и ни в какую тематику это не вписывалось, и ни в какую музыку, не получалось никак. но пип настаивал на том, чтобы песня была в проекте и они пробовали все, но не получалось. тогда саша взял билет и прилетел в израиль, мы пошли в студию, и я ему сказал: "если ты командуешь, давай сделаем то, что ты просишь, но я тебе говорю, что не получится. я прописал. чехов сделал аранжировку, он автор музыки. и когда мне уже это привезли в готовом варианте, то все, кто слушал альбом, они спотыкались на этой песне и дальше уже не слушали альбом. они говорили, неужели нормально никто не мог спеть. я им отвечал, что так получилось.

м.в.: планируется концерт, посвященный выходу проекта. будете ли вы принимать в нем участие?

м.к.: я не знаю.

м.в.: как вы считаете, поклонники воспримут этот релиз, ведь он настолько разноплановый? нажмите чтобы увеличить

м.к.: я не знаю. я до сих пор такого мнения, что эта музыка для иной возрастной группы людей и что это не совсем би-2. я считаю, что для би-2 это достаточно щадящая конструкция, потому что им по-любому надо переходить на такие тематики, потому что их поклонники взрослеют вместе с ними, они становятся менеджерами, они становятся счастливыми отцами и счастливыми женами и т.д. и если получится это, надо им проживать до конца вместе со своими поклонниками и вести своих поклонников за собой. не всегда же получается визжать от восторга и жизнь очень часто нам это доказывает.

м.в.: в израиле вы занимаетесь каким-то творчеством?

м.к.: нет. нет такого понятия творчество, как и нет такого понятия, как писатель, потому что если ты продаешься, то ты на это живешь. если ты не продаешь, то это твое хобби, и ты занимаешься им, когда есть время. поэтому, по тем меркам, что я к этому никакого отношения не имею, истинное, что у меня есть время иногда этим заниматься. я даже и не претендую на это.

м.в.: что происходит сейчас с группой "солнечная сторона", или ее больше нет?

м.к.: я думаю, что мы сейчас съездим в бобруйск, и ребята, которые там остались, они, возможно, воссоздадутся, ко мне, по крайней мере, это никакого отношения не имеет, потому что в неплохой форме гитарист, вокалистка вообще в отличной форме. она на этом альбоме спела одну песню, это ольга. клавишник в отличной форме, барабанщика нет, он в израиле, но возвращается назад. так что они вполне в состоянии собраться, если будет такой же шура би-2 у них, то это получится.

м.в.: хотели бы вы жить и работать (творить) в россии?

м.к.: эта мысль возникает постоянно, единственное, что как бы, я вам скажу честно, телевидение эту мысль разрушает, потому что я видел вчера у этих ребят, у них прекрасные глаза, замечательные лица, а то, что показывают по телевизору, я имею в виду каналы правительственные и антиправительственные. в этом плане советской действительности никто не хочет. вот я приехал в москву и я понимаю, что ни правые, ни левые - никто не прав. и я не понимаю, почему на телевидение пускают таких людей.

м.в.: как вы относитесь к популярности би-2 в россии?

м.к.: замечательно! это все, чего они хотели. это все, к чему они прикладывали максимум усилий, чтобы они работали, жили и продолжали заниматься любимым делом как можно дольше и с единственным условием до тех пор, пока они не станут жирными и синими.

м.в.: есть ли то, что вам в би-2 не нравится, что вы бы хотели посоветовать изменить как дядя?

м.к.: конечно, да. первым делом, это прекратить эти дурацкие наколки и эти серьги, чтобы они правильно питались, чтобы меньше пили, курили и занимались ерундой. чтобы вели себя как взрослые люди.

м.в.: как вы видите и воспринимаете творчество би-2 по сравнению с остальной отечественной рок-сценой? нажмите чтобы увеличить

м.к.: я очень плохо реагирую на слово рок, потому что я же помню, что такое рок-н-ролл и все это на моей памяти. в конце 50-ых годов двум очень старым людям, одному было 52 года, а другому 58, заказали написать песню - что-нибудь, но не фокстрот. они сделали песню "рок вокруг часов", и с этого начался рок-н-ролл. потом за ними последовало множество музыкантов, которые исполняли песни в этом же стиле и направлении, но это не называлось рок-музыкой, это была популярная музыка, и откуда взялось название "рок" никто не знает. если вы имеете в виду под рок-музыкой шевчука и т.д., то это никакого отношения к року не имеет. другое дело говорить о том, что в россии безумное количество талантливых людей, например, агутин. я не могу сказать, что это попса. это талантливейший музыкант, профессиональный человек и я между ними не вижу разницы - агутин или наутилус помпилиус.

м.в.: дальнейшие творческие планы с группой би-2?

м.к.: пока нет никаких.

м.в.: что бы вы хотели пожелать поклонникам группы би-2?

м.к.: на самом деле, преданности - это самое главное, потому что у каждой группы есть период становления, кульминации успеха, потом взросления, и "остаться в живых" - это главное для группы. и помочь в этом, пройти вместе с ними это всё должны поклонники.

интервью подготовила мария вьюгина

© www.bdva.ru, 2005