архив сайта



"лунапарк"
пресс-релиз
"мистерия звука", 18 мая 2009 г.

1. караоке
2. bowie
3. банзай
4. муза
5. шар земной
6. третий рим
7. смертельный номер
8. до утра feat. чичерина
9. черная река
10. тесла
11. луна-парк
12. деревянные солдаты
13. шамбала
14. школа танцев
15. christmas

bonus cd (подарочное издание):

1. в чужом краю
2. jazz
3. тень
4. все что было потом
5. сначала
6. другое место
7. солдат 2

leva би-2 - голос, гитара
shura би-2 - гитары, голос
андрей "звон" звонков - гитары, back voc, клавишные, аранжировки (bonus cd 2,3,6)
макс "лакмус" андрющенко - бас
борис лифшиц - ударные
ян николенко - флейта, клавишные, мелодика, back voc


все песни: leva би-2 + shura би-2 + я. николенко, м. карасев, е. кауфман + о. бойко (bonus cd 5)
запись @ студия большакова
инженеры: большаков, юровский 2008 москва
сведение @ toyland recording studio by adam calaitzis + би-2 январь 2009 melbourne
by barny barni cott and john pouct for this much talent, март 2009 london
мастеринг @ metropolis by tim young, март 2009 london
продюсирование - shura би-2 + leva би-2

24 декабря 1993 года, в канун католического рождества, шура би-2 сошел с рейса тель-авив - мельбурн и занял квартиру №6 по адресу тенниссон стрит, 53. дом располагался в прибрежном пригороде мельбурна сэнт-килда (st. kilda), повидавшем за свою двухвековую историю самых разнообразных обитателей - от чопорных викторианских аристократов до вытеснившей их в послевоенные годы сомнительной публики, превратившей сэнт-килду в квартал красных фонарей. и, наконец, в 1970-е и 80-е район оккупировали представители всех возможных субкультур: музыканты, художники, панки и гей-коммуна, а в числе его почетных жителей прописался ник кейв со своей первой группой "the birthday party".

неудивительно, что этот артистически-богемный котел оказался самым подходящим местом жительства будущих рок-звезд "би-2". к середине 90-х бурная жизнь сэнт-килды сконцентрировалась в двух точках - культовой рок-площадке "esplanade hotel" (где "shura b-2 band", а позже и воссоединившийся состав "би-2" сыграют свои первые концерты), и набережной, упирающейся в старинный мельбурнский луна-парк. и именно эти два места навсегда останутся для левы и шуры символом их австралийского периода и точкой рождения новой звезды по имени "би-2".

дальнейшая история хорошо известна. "би-2" записывают в мельбурне два первых альбома, неожиданно для себя дистанционно покоряют эфиры российских радиостанций, попадают в саундтрек к фильму "брат-2", оказываются в списке хедлайнеров фестиваля максидром и окончательно возвращаются в россию - чтобы записать еще 4 мультиплатиновые пластинки, получить world music award, сделать 2 сайд-проекта с элитой российской рок-музыки, стать пропагандистами зарубежной инди-сцены, провести собственный музыкальный фестиваль и наконец, первыми запеть актуальный диско-панк по-русски.

но даже утвердившись в статусе российских рок-звезд, "би-2" остаются верны своему фирменному высокому уровню западной звукозаписи. каждый альбом группа уезжает сводить на свою вторую родину, в австралию, упорно (даже в разгар экономического кризиса) предпочитая соответствие международным стандартам и солидарность с мировым музыкальным процессом - особенно сейчас, когда зеленый континент из периферийной сцены превратился в одного из законодателей музыкальной моды.

***

я вернулся ночью, город обесточен
разгоняя мрак, сиял под небом луна-парк
адрес был неточным, почерк неразборчив
я закрыл глаза, и время двинулось назад

"би-2" "лунапарк" , 2009

пятый альбом "би-2", релиз которого назначен на середину мая 2009 года, получил знаковое для группы название "лунапарк". пластинка, для которой было записано рекордное количество песен - более двадцати - совершает очередной прогрессивный рывок в будущее, одновременно краем глаза заглядывая в прошлое. ее обложку украшает снимок ворот в знаменитый луна-парк сэнт-килды, сделанный постоянным австралийским фотографом "би-2" геннадием ревзиным. с заголовком альбома лева и шура окончательно определились во время последней рабочей командировки в мельбурн, в очередной раз посетив знакомые места в перерыве между студийными сессиями. на этот раз музыканты были вооружены не только своей памятью: лева би-2, открывший в себе талант видео-блоггера, подробно документирует каждый шаг на портативную камеру и оперативно выкладывает ролики в интернет. с его легкой руки, еще 2 февраля 2009 года ничего не подозревающие поклонники группы впервые заглянули внутрь яркого и бурлящего жизнью луна-парка сэнт-килды.

между тем, ставший ключевым для альбома, образ луна-парка возник у музыкантов еще раньше, когда в холодной, заснеженной москве лева би-2 написал текст к песне с рабочим названием "я верю" (позже переименованной в "луна-парк"). эта песня наглядно символизирует связь времен, и является своеобразным мостом между прошлым и будущим "би-2". несмотря на то, что текст к ней появился совсем недавно, это единственная на новом альбоме музыкальная модель, сочиненная не в 2008 году, а на 10 лет раньше - в том самом мельбурне 1998-го, когда все только начиналось. по иронии судьбы, она должна была войти в треклист принесшего группе славу одноименного альбома "би-2" наряду с такими хитами, как "полковник", "варвара" и "серебро".

идея ускользающего воспоминания-мечты, способного повернуть часы вспять, пронизывает и все оформление альбома. к работе над дизайном пластинки была привлечена известная финская фэшн-фотограф диана лугански (уже работавшая с "би-2" над фотосессией к проекту "нечетный воин-2"). специально для буклета "лунапарка" диана сделала студийную съемку группы, а также собрала уникальный hand-made коллаж из цветных полароидов, страниц записных книжек и прочей ностальгической мелочи, так напоминающей обрывки памяти.

***

несмотря на то, что у заголовка альбома есть реальный прообраз, "лунапарк" "би-2" уникален. "это название, которое будет ассоциироваться только с нашим альбомом", - заявили шура и лева. в "лунапарке" не существует правил, а реальность граничит с вымыслом. используя термин сергея эйзенштейна (который применял его к теории кинематографа), можно сказать, что новый альбом "би-2" - это "монтаж аттракционов", в котором органично воплотилась давняя страсть группы к эклектике. подобно настоящему луна-парку, пластинка "би-2" затягивает в водоворот мощных эмоций, от бешеного ритма кружащейся карусели до перепадов американской горки, заставляющих сердце то замирать в пронзительном взлете, то с безудержным восторгом рваться из груди. но главное - в "лунапарке" "би-2" дарят возможность разглядеть за ярким фасадом модель окружающей музыкантов действительности, и неподдельно глубокие чувства.

еще ни разу альбомы "би-2" не были настолько автобиографичны, как "лунапарк": каждая песня имеет свою предысторию и конкретную событийную привязку. но это история не о погружении в прошлое, а о группе "би-2" "здесь и сейчас", о том, как они, с позиции накопленного опыта, ощущают день сегодняшний и, конечно же, завтрашний. авторы не спешат раскрывать все секреты, предлагая слушателям самим разгадать ребус каждого трека, попытаться собрать их значение из разрозненных намеков, словно слово в игре "скрэббл", буквами из которой выложен заголовок альбома на обложке. точно так же они оставляют на волю поклонников определить, какой именно аттракцион ждет их с началом очередной песни - будет ли это комната смеха, или же комната страха, а возможно, и то, и другое одновременно.

***

альбом будет выпущен в двух форматах: обычном однодисковом издании, а также эксклюзивном подарочном, в который также войдет бонус-cd с 7 дополнительными экспериментальными треками, плакат и многостраничный буклет. и в том, и в другом случае, костяк "лунапарка" остается неизменен: это 15 новых песен, две из которых уже были представлены слушателям в качестве успешных радио-синглов ("муза" и "шар земной", на каждый из которых также был снят видеоклип постоянным режиссером группы а. андрющенко).

как и в обычном луна-парке, стоит переступить порог - и тебя оглушает грохот несущихся мимо вагонеток, феерия звуков, разноцветных огней и манящих сверкающих надписей. к разряду подобных "экстремальных аттракционов" относятся открывающая альбом "караоке", а также следующие за ней "bowie", "банзай" и уже знакомая слушателям "муза". вместе эти треки развивают и двигают в еще более актуальном направлении начатую "би-2" в 2006-м году линию диско-панка. вдобавок, первые же ноты "караоке" сознательно отсылают к заглавной теме с альбома 2001-го года "мяу кисс ми", и это не случайно. во-первых, заигрывания с боевитым танц-роком появлялись у "би-2" задолго до повальной мировой моды на симбиоз рок-концерта и дискотеки. а во-вторых, тематически "караоке" обращается как раз к периоду "мяу кисс ми", переосмысленному с другого, саркастичного ракурса.

"би-2" дают перевести дыхание лишь на пятом треке - пронзительной балладе "шар земной", достойной встать в один ряд с такими лирическими произведениями группы, как "серебро" и "прощай, берлин". но это лишь короткая передышка перед потенциальным рок-хитом "третий рим", способным удовлетворить самых требовательных адептов "старого доброго саунда "би-2". итальянские страсти, как и в жизни, приводят к смертельно опасным последствиям - треку "смертельный номер". это самое напряженное развлечение "лунапарка", в течение которого "би-2" балансируют на натянутой, как канат, мелодии, а слушатели превращаются в замеревших от ужаса и восторга зрителей жестокого шапито.

далее следует главный сюрприз диска - долгожданный новый дуэт шуры би-2 и вернувшейся из творческого отпуска юли чичериной. их единственная до сих пор совместная работа "мой рок-н-ролл" в свое время стала гимном трагическому и жертвенному пути рок-героя, и на долгие недели, и даже месяцы, возглавила множество отечественных хит-парадов. на этот раз шура и юля исполнили настолько же преисполненную светлой грусти, интимную элегию "до утра".

любовь "би-2" к сложносочиненным аранжировкам и прогрессивному саунду в полной мере реализовалась в треках "черная река" и "тесла", вслед за которыми группа погружается в деликатную акустику, обрамляющую заглавный трек альбома - печально-ностальгическую песню "лунапарк", посвященную их другу юре крищановичу, который стоял с ними в одном ряду у истоков австралийского состава "би-2". сменяющая ее песня "деревянные солдаты" (текст к которой написан узнаваемым почерком михаила карасева) - пожалуй, наиболее драматичный момент альбома, по традиции, исполненный шурой би-2 с намеком на творчество его любимого артиста дэвида силвиана. и вдруг, погрузившись было в меланхолически-печальную атмосферу гаснущих огней и расходящейся публики, "лунапарк" внезапно оживляется тремя светлыми, оптимистичными финальными композициями. в их числе: "шамбала" - сознательный оммаж шуры би-2 и создавшего аранжировку антона севидова их общему музыкальному кумиру, легенде соула и фанка стиви уандеру. "школа танцев" - легкомысленная румба, чей незатейливый текст благодаря многогранным интонациям левы обретает самоироничную двусмысленность. и, наконец, основной диск альбома закрывает "christmas" - идеальная рождественская песня, написанная левой в канун католического рождества, с изяществом сделанная по лучшим законам жанра, и которая, скорее всего, заменит в сердцах поклонников группы их предыдущий новогодний хит - кавер-версию шлягера "снег кружится".

отточенная и четко продуманная конструкция "лунапарка" обрела свой финальный лоск в трех студиях. первой по традиции стала дружественная мельбурнская студия "toyland recordings" под руководством ее неизменного саунд-инженера эдама калатизиса (который "рулил звук" на всех альбомах "би-2"). еще две песни - "луна-парк" и "шамбала" - "би-2" отправились сводить в англию, в студию "bluebell sound", расположенную в часе езды от лондона в частном поместье. со всеми необходимыми инструкциями песни были переданы в руки саунд-продюсера barny из творческой гильдии "this much talent", в которую также входит культовый продюсер джим абисс (jim abyss). результат этого смелого эксперимента превзошел все ожидания. barny, на счету которого работы с таким легендарными коллективами, как "coldplay", "suede", "placebo", "kasabian" и "arctic monkeys", по словам шуры би-2, "придал "би-2" настоящий модный британский дух". и, наконец, пост-продакшн всего альбома был проведен в знаменитой лондонской "metropolis studio", услугами которой пользуются многие звезды первой величины, в числе которых мадонна, пол маккартни, "the cure" и "the rolling stones". мастерингом "лунапарка" занимался глава подразделения metropolis mastering - тим янг (tim young), один из самых известных мастеринг-инженеров европы. в его послужном списке - альбомы бьорк, "massive attack", "manic street preachers", "placebo", "babyshambles". с тимом янгом "би-2" сотрудничали уже в третий раз: два года назад шура приезжал к нему с пластинкой "бонни & клайд" "ночных снайперов", а чуть позже - со второй частью проекта "нечетный воин".

***

"лунапарк" знаменует собой еще и новую формулу в работе "би-2". новый состав, обновленный группой под альбом "молоко", за прошедшие три года стал единым целым (в него вошли макс андрющенко из группы "лакмус", гитарист-виртуоз андрей "звон" звонков, знаменитый московский барабанщик борис лифшиц, а также недавно присоединившийся к команде яник николенко, ex-флейтист группы "сплин" и фронтмен "эдипова комплекса"). впервые за все годы существования "би-2" все члены группы принимали равное участие в работе над аранжировками новых песен и внесли коллективный вклад в финальный саунд альбома:

"я горжусь тем, что на этом альбоме все реализовали себя не только как музыканты, но и как композиторы. в "лунапарке" есть частица каждого из нас, это наше общее видение музыки "би-2" (шура би-2)

новый подход коснулся и написания текстов. практически все слова к альбому "лунапарк" лева би-2 сочинил в паре с давним другом группы (а теперь и ее полноценным участником) яником николенко:

"яник влился в наш коллектив в момент, когда работа над пластинкой уже началась, но до стадии написания текстов еще не дошло. так удачно сложилось, что у нас с ним давно сформировались планы на творческий союз, и мы не раздумывая воспользовались этим шансом их реализовать. все происходило банально, он приходил ко мне в гости и мы запирались в моем рабочем кабинете. причем в такие моменты все домочадцы ходили на цыпочках, периодически занося нам поднос с кофе и чаем. признаюсь, мы часто приводили их в удивление громкими взрывами хохота из-за закрытых дверей - дело в том, что работа, что для меня нестандартно, проходила очень быстро, легко и с огоньком. вообще-то я перфекционист, мне непросто поставить в песне последнюю точку, и я зачастую себя ограничиваю. но соавторство с яником позволило мне стать более смелым, и благодаря его влиянию наши песни стали более глубокими, охватили значительно более широкие темы. вообще, "би-2" всегда напоминали творческую лабораторию - чем больше в нее вливалось людей, тем больше это приносило нам радости." (лева би-2)

из постоянных сотрудников творческой лаборатории "би-2" к "лунапарку" также приложили руку лидер инди-группы "камбалы" олег чехов (он аранжировал треки, "черная река", "до утра" и два ауттейка с бонус-диска - "в чужом краю" и "все, что было потом"), евгений панков (его как всегда талантливой музыкальной обработке подверглись "тесла", "школа танцев", "шар земной" и "christmas"), а также давний друг и партнер "би-2" антон севидов, чья новая группа "tesla boy" уже покорила всю модную аудиторию москвы, и даже руководителей крупных западных лейблов. для "би-2" антон создал саунд совершенно разноплановых песен "bowie", "шамбала" и "деревянные солдаты". еще один проверенный временем и дружбой альянс поджидает на бонус-диске (где большая часть песен носит экспериментальный характер, и исполнена шурой би-2). это "сначала" - трогательный дуэт шуры и лены кауфман, создательницы и солистки утонченного арт-проекта "truffele". а в создание первого сингла "муза" внесла свои коррективы и личная муза левы би-2 - его жена ася.

"муза была первой законченной песней к альбому, и, придя из студии, я сразу же поставил ее асе. она послушала, и.... разочаровалась. сказала, что я стал слишком мягким и толерантным, и потребовала больше крови, какую-то интригу. в итоге я полностью переписал куплет и добавил в него строчку про джульетту, которая должна умереть. так что жена тоже может быть творческим союзником". (лева би-2)

"би-2" в очередной раз подтверждают, что дружба и близкие отношения не противоречат совместной работе, русская музыка может звучать на западном уровне, а оглядываясь в прошлое, можно увидеть будущее, - и приглашают в "лунапарк", который, скорее всего, вы уже никогда не захотите покинуть.

промо-сайт - www.lunapark.bdva.ru

© www.bdva.ru, 2009