|новости|


     шура о сведении нового альбома в австралии

фото1, фото2, фото3, фото4, фото5

первый день в студии (21.01.2004)

"началось все с того, что мы с левой сделали эдаму большой подарок: мы ему привезли эксклюзивный российский микрофон "voma" '64 года. их осталось в мире, может быть, штук 20, и я первый раз видел, как в глазах у эдама просто щенячий такой писк и визг.

и с этого как раз и пошла у нас запись.

потом я после всех этих перелетов поспал чуть-чуть прямо в студии, и когда проснулся, песня уже шла к финалу. решил начать сведение с песни "революция", это будет первая песня в альбоме. и, кроме того, под сведение она самая оптимальная, простая. потому что дальше все начнется сложнее и сложнее.

мы с эдамом поменяли немножко гришину игру, добавили кое-какие гитары, которые были просто как идеей, а потом мы с эдамом даже на клавишах сыграли вдвоем в этой песне, в 3-м куплете. а так, все практически там было уже готово. студийная версия "революции" будет совершенно другая, чем та, что мы исполняем на концертах. к примеру, там совершенно другой припев. потому что осенью у нас был еще один припев, а потом мы его переделали.

идея песни родилась, кажется, сразу после нового 2003 года. и мы хотели ее свести еще в марте, когда были в мельбурне, но тогда еще не были готовы. и хорошо, что мы ее отложили. потому что это единственная песня на альбоме, которую мы 2 раза переписали. сначала сделали одно барабанное движение, но что-то не складывалось. мы поиграли так на концертах, и стало понятно, что надо что-то менять. а когда поменяли, песня сразу зазвучала, пошла вперед".

второй день в студии (22.01.2004)

"сегодня мы сводим песню, которая называется "забери меня". это последняя песня в альбоме, под номером 12. обычно мы делаем 11 песен, но вот эту решили сделать как бонус-трек. это одна из самых последних песен, родилась этой осенью, когда я в израиле был у карася, и он мне показывал какие-то свои новые песни. мы взяли один текст и сделали такую песню. сначала я спел ее просто под гитару, а потом начал разыгрывать на репетиции с нашими музыкантами. решено было пригласить туда родос, - это такой старый клавишный инструмент, - и позвать севидова, потому что лучше него никто в россии на родосе не играет. оператор большаков сергей в нашей московской студии сказал, что, мол, запиши эту песню, чтобы ты не играл на гитаре, придумай, сколько можно уже этой гитары. поэтому я там не играю ни на чем.

потом, когда мы записали родос, бас и барабаны, случайно встретили в студии сергея чернышева. это виброфонист карлоса сантаны, он лет 10 живет в мексике, преподает в университете, и лет 5 уже играет у карлоса сантаны. и он в течение часа нам просто наиграл несколько треков. потом позвали наших неизменных духовиков, я спел, а потом лева вдруг говорит: а вот давай поспорим на бутылку коньяка, что в этой песне должна петь девушка! я говорю, да ладно! не должна никакая девушка петь! мы с ним поспорили... и я проиграл :-)

у нас и так получилось, что в этой песне играет практически вся группа "квартал", и мы, естественно, решили позвать таню летвиненко, бессменную вокалистку группы "квартал". получилась такая песня, с минимумом технологий, мне хотелось сделать такой "живой" трек. хотя все равно, конечно, всякие трюки мы туда закинули. самое интересное в этой песне - это то, что она состоит из двух частей. первая часть - это песня, вторая часть - это инструментал. я попросил нашего аранжировщика сергея гаврилова сделать на основе мелодии этой песни некое произведение, такую современную классическую музыку, и предложил ему оторваться по полной программе, что, в общем-то, он и сделал. был собран необычный состав, таких составов практически нет в природе: 1-я скрипка, 2-я скрипка, флейта, кларнет и фагот".

третий день в студии (23.01.2004)

"мы сегодня в расслабленном состоянии: вчера у нас очень хорошо получилась песня. а сегодня мы делаем песню "сердце на волоске". на нее мы специально пригласили девушку-диктора, по имени аврора, которая профессионально озвучивает кинофильмы и рекламу. чтобы она поняла смысл песни, пришлось очень быстро, буквально за пять минут, перевести и обьяснить ей весь текст. ей очень понравилось, она сразу вошла в роль и прямо сходу наговорила к песне целый монолог на английском языке. мы даже не ожидали, что получится так быстро и хорошо.

сама песня родилась где-то год назад, и мы ее готовили еще в марте для сведения, когда были в австралии, но что-то у нас не сложилось. а вот сейчас она сводится, и все хорошо. мы ее назвали "нововолновая песня", "привет из 80-х", ну, из хороших 80-х".

четвертый день в студии (24.01.2004)

сегодня четвертый день. мы уже как-то вошли в ритм. сводим мою самую любимую, пока, песню с альбома. называется она "теряю голову".

идея песни, с маленьким фрагментом, появилась в '98 году, и у нас с левой стояла дилемма: было две модели, которые надо было развивать для альбома. одна модель была "полковник", и вторая вот эта. так случилось, что "полковник" тогда перевесил, а эта осталась просто на кассете, и никакого дальнейшего развития не получила. потом, года полтора назад, мы вспомнили эту идею, когда делали альбом drum[a]. обратились к чехову, мол, давай вместе сделаем песню. начали делать, но закрутились концерты, мы замотались и не успели, к тому же текста к этой песне так и не было. а теперь она очень органично вошла в эту пластинку. самое смешное, что текст к ней лева сочинил за 20 минут. кстати, маленький кусочек из первой модели этой песни, где мы с левой поем просто "ла-ла-ла" вместо слов, тоже вошел в конечный вариант! получилась такая песня про любовь, очень навороченная. чехов намутил в нее очень много саундов. единственные три живые партии - это я сыграл на гитаре, дитковский на трубе, и левка спел. а все остальное - это сэмплы, совсем маленькие кусочки, взятые со старых винилов: к примеру, у "песняров", ободзинского, майи кристалинской, у магамаева… вот такая песня получилась.

эдаму я ее привез уже практически готовую, так что он сейчас только какие-то нюансы добавляет.

пятый день в студии (25.01.2004)

работаем над песней, которая называется "она". это пока рабочее название, но я думаю, что оно и останется, как обычно у нас бывает. для этой песни мы воспользовались текстом карася, у нас с ним продолжается тесное сотрудничество. что-то было изменено, в итоге получилась такая песня 80-х, но достаточно экспериментальная. чехов нам помогал всякие звучки мутить, к примеру, поставил мое гитарное соло задом наперед. эдам сейчас тоже что-то придумывает. очень навороченный полуэлектронный куплет и роковый припев, как в 80-х. это первая песня после "никто не приедет", которую мы с левой поем вместе.

днем мы съездили в сити, благо мы от него недалеко находимся. были в готическом магазине наших друзей heartland records, где я купил пару cd и винил portishead, gus gus и zymox. потом были на victoria market, покупал подарки. после этого зашли еще купили пластинок, в частности, ryan adams. а потом мы зашли в магазин кожаных изделий к нашему другу джонни.

у джонни очень интересная история. во-первых, его отец учился в одном классе с папой римским в кракове, он польский еврей. когда началась война, шиндлер спас его родителей. сам джонни родился где-то в '46 году, после войны. его родители, когда их освободили, уехали жить в индию, и джонни провел свое детство на ферме шри орабиндо города бандачери. а потом приехал в австралию, играл во всяких бэндах, жил в хиппи коммуне. к нам он попал в '95 году. был постоянным членом коллектива "shura b-2 band и сотоварищи", играл на перкуссии. когда этому проекту исполнился год, у него дома мы устроили вечеринку по этому поводу.

а сегодня джонни рассказал мне потрясающую историю. оказывается, когда miramax снимали в австралии первую матрицу, они его заводу кожаных изделий заказали сшить плащ для морфиуса. он сшил этот плащ, который miramax купили за 9 тыс. долларов, а потом как-то выкупил у них права, и теперь штампует эти плащи, и продает у себя в магазине за 2 тыс. долларов. а еще у нас с джонни оказались совершенно одинаковые модели телефонов, и мы сфотографировали друг друга на память.

вообще, сегодня получился какой-то день встреч: с утра совершенно случайно столкнулся со своим старым приятелем билом дэнисом. он звукооператор, у него своя домашняя цифровая студия. он занимается тем, что реанимирует старые виниловые пластинки, бобины, dat кассеты, и собирается всякие провода, примочки… кстати, мои гитарные примочки к деревяшке он прикручивал. я его знаю 1000 лет. он записывал первый диск группы "сентябрь", в которой мы с левой как-то принимали участие.

шестой день в студии (26.01.2004)

сегодня очень большой праздник - день австралии. это здесь главный национальный праздник. отмечают событие, которое произошло больше 200 лет назад - когда первые белые переселенцы установили над портом джексон британский флаг. по этому случаю проводятся гуляния, карнавалы, фейерверки… в общем, никто не работает. только мы поехали работать. но вместо привычной надписи toyland studio наткнулись на закрытую дверь с нарисованной рожицей. уже решили, что эдам где-то отмечает праздник и на все забил, и тут он приехал, минута в минуту - никогда не опаздывает, но и раньше не приходит.

сегодня сводим песню под названием "скользкие улицы". это второй дуэт, который будет на альбоме. идея этого дуэта пришла очень давно, еще году в 2001, когда мы приезжали в ригу и познакомились с группой brainstorm. а произошло наше знакомство так: мы играли какой-то огромный концерт в ангаре, было около 10 тыс. народу. первая группа была brainstorm, вторые - би-2. они отыгрывают свой сет, и уходят. а у нас тогда рушан заболел, и с нами поехал другой техник, и серега, наш оператор, ему помогал. а у brainstorm еще по плану песня "maybe" "на бис". но наши техники-то не знают их репертуар, они научены опытом больших фестивалей, что между группами должен быть перерыв не больше 5-10 минут. и когда brainstorm уходят со сцены, техник с серегой тут же вытаскивают аппаратуру и включают все наше. через 3-4 минуты, когда весь зал в эйфории кричит "maybe!", выходят brainstorm, и не видят на сцене ни одного своего инструмента. в счастью, конфуз быстро уладили. через 5 минут brainstorm переключились обратно и сыграли "maybe". это было наше первое знакомство.

потом мы встречались на других концертах, когда приезжали в ригу… ренарс, мэджик с ребятами, начали нас "растусовывать". подружились, и родилась идея совместной песни. а прошлым летом в юрмале, когда мы сидели в каком-то старом рижском баре, левка говорит, что есть идея припева, и начинает петь: "скользкие улицы, иномарки целуются, помятые крылья несчастной любви…" - это все, что было. ренарс говорит: "очень хорошие слова, мне нравится двусмысленность, и вообще поэтика… а марки - это те марки, которые нужно кушать, чтобы тебе вставило?" он думал, что это кислота. мы: "нет, ренарс, иномарками в россии называют машины!"

где-то через пару месяцев левка закончил текст, мы позвонили ребятам, и они приехали почти в полном составе в москву записывать песню. запись проходила тоже очень смешно. brainstorm - они такие, закаленные парни, а у нас в студии очень аскетическая обстановка, т.е. мы не позволяем себе никакого алкоголя, потому что идет очень важная работа. ну а ребята пришли, и в момент нас расслабили. лева с ренарсом записали голоса, причем, их тембры сразу совпали. песня рождалась очень легко. к вечеру, естественно, все уже немножко напились. у нас с мэджиком была идея - раз лева с ренарсом поют, мы с ним тоже сделаем такое talking соло на гитарах, когда один начинает, а другой продолжает, т.е. тоже своеобразный дуэт. но к моменту, когда нам нужно было записывать соло, мы уже были не готовы его записывать. так что все дописали на следующий день. вот так родилась эта песня.

буквально за день до нового года мы с brainstorm играли заказной концерт в риге, и решили сделать премьеру этой песни. ребята подготовились основательно: ренарс вышел в костюме 30-х годов, лакированных ботинках, как остап бендер, наклеил себе усы… а мэджик вышел а ля сталин, тоже 30-е годы. такое вот было первое исполнение. потом эту песню мы играли сами, на новогоднем концерте в "16 тонн". есть идея записать еще и латышскую версию "скользких улиц", может быть этой весной.

а сейчас, при сведении, у эдама загорелся микрофон, который мы ему подарили. мы пошли покушать, а эдам остался сводить песню. и тут он почувствовал, что пахнет паленым, идет дым… оказалось, что это электрический адаптер к микрофону, такой железный ящик, тоже 60-х годов. за давностью лет, видимо, загорелись провода, и начало гореть. чуть не спалили всю студию. но сейчас уже проветрили, и вроде все в порядке.

а вообще, мне уже надоело, что у меня все время берут интервью. теперь я решил оттянуться, отомстить, и взять интервью у вадима (прим. - барабанщик группы chiron):

шура: вадим, с работой в студии ты знаком, и в качестве стороннего наблюдателя пару раз давал ценные советы, за что я тебе признателен. ты брал у меня интервью, ты знал мою сторону, как я работал. теперь мне интересно мнение с другой стороны…

вадим: ну, что я могу сказать… с большим интересом и нетерпением ждал, когда ты привезешь новые песни. очень приятно, что есть возможность послушать их первым в том виде, в котором они будут на альбоме, даже раньше, чем те, кто эти песни написал а записал. появились некоторые идеи, приятно, что к ним прислушались, и они воплотились. было очень интересно присутствовать на сведении в качестве такого подопытного кролика… но зато кто потом получит, если что-то окажется не так, я тоже знаю - шура скажет, я дал вадиму послушать, он сказал, что все хорошо :-)

шура: ну понятно, что в студии спрашивать у эдама бессмысленно. его спросишь, хватает голоса или не хватает, - он скажет, что его очень много и нужно убирать. это наша известная война, поэтому…

вадим: …поэтому, приходится хитрить. что сделал шура - он спрашивает: "эдам, такой голос нормально? ок, мы оставим такую версию, но на всякий случай, сделай еще версию, где на 1 дб каждый голос выше"…

шура: а вот ты присутствовал, когда делался первый альбом, второй альбом… и вот сейчас третий альбом. какие твои впечатления?

вадим: я могу сказать, что при сведении этого альбома профессионализма гораздо больше присутствует. шура точно знает, что он хочет, как… песни гораздо более технологичные, мастерство повысилось, требования поднялись, чувствуется уже большой опыт. это радует.

шура: а если говорить о песнях?

вадим: если говорить о песнях, то они все очень разные. и отличаются от предыдущих альбомов - и по лирике, и в музыкальном плане… больше экспериментов со звуками, видно, что группе хочется расти, меняться… а главное, что виден огромный потенциал. но, несмотря на это, сразу можно сказать, что это группа би-2.

шура: а какая твоя любимая песня на этой пластинке, на настоящий момент?

вадим: пока любимая песня последняя - "забери меня". когда ее слушаешь первый раз - она просто шокирует. столько глубины, по звуку просто потрясающая! такая эклектика: сплелись совершенно разные, и, на первый взгляд, несовместимые стили. еще очень нравится "сердце на волоске", такое диско получилось... еще нравится "песок"… много песен нравится, мне кажется, что если на этом альбоме будет 11 песен, то 10 из них будут хитами.

шура: изменился ли эдам?

вадим: конечно. потолстел :-) нет, шучу, эдам не изменился. он все такой же спокойный, серьезный. очень не любит, когда его снимают. вообще не любит привлекать к себе внимание, хочет быть в тени. перед тем, как его сфотографировать, нужно пятнадцатиминутную беседу провести, чем-то убедить, как-то уломать, уболтать, или просто обхитрить. если он бывает злой, то этого не показывает. у него хорошая политика. он борется за свои идеи…

шура: а я борюсь за свои идеи…

вадим: ...но на следующий день эдам уже сделает все так, как ему скажешь - потому что он говорит, что, в конце концов, это твоя пластинка, и тебе с ней жить.

шура: света (прим. - один из администраторов официального сайта би-2), а у тебя есть вопросы к вадиму?

света: вадим, всегда ли ты понимаешь, что шура имеет в виду, на что он обращает внимание при сведении? иногда он такие мелочи подмечает… тебе все понятно?

вадим: очень часто шура прослушивает песню, сидит, спокойно слушает, все 5 минут, а потом встает и говорит - так, эдам, вот здесь нужно сделать это, это и это. как он все это запоминает и подмечает такие мелочи, я не знаю. а потом говорит, вадим, вот послушай! - я ничего не слышу :-) а он все слышит.

шура: ну, все барабанные истории - ты это слышишь сразу. вообще, когда я сижу между двух барабанщиков, мне очень тяжело. эдам же тоже барабанщик, и ты барабанщик. и еще играет поверху гриша…

вадим: …ты подмечаешь, когда не совпадает голос немного, не строят гитары, причем, вторые, третьи… а потом, главное, все это запоминаешь :-)

шура: ну, это естественно, я же все это знаю, я это записывал…

вадим: а еще очень интересно, когда шура говорит эдаму - вот там, в конце, нужно предпоследнее слово сделать громче. и эдам, не зная русского языка, находит сразу же предпоследнее слово и делает его громче.

шура: думаю, ему уже пора выучить русский язык. он сказал, что уже может спеть, имитируя русские слова :-)

вадим: а еще он уже может сказать "нормально" и "пошлюшай".

шура: да, это два слова, которыми мы чаще всего пользуемся :-)

седьмой день в студии (27.01.2004)

сегодня мы сводили последнюю песню, называется она "ангелы". эту песню я отложил на самый конец, потому что она одна из самых сложных. и эдам мне тоже сегодня сказал, что песня сложная, сложно сводить, очень много мелкой работы в ней… эта песня будет одной из последних песен в альбоме, и одной из самых интересных. любимая левина песня, настоящая такая, мужская. приглашенных музыкантов в этой песне не было. не буду говорить, о чем она, но вроде все получилось. еще сегодня ночью послушаю, если что-то нужно будет изменить, то завтра есть еще шанс. но в целом работа по сведению закончена, все довольны. первым позвонил и сказал об этом хипу.

последний день в студии (29.01.2004)

вчера делал мастеринг альбома в "301" мастеринг студии в сиднее. их всего 3 или 4 в мире, которые делают мастеринг такого уровня. дон бартли, директор этой студии, работал со всеми: inxs, кайли миноуг, ник кейв, crouded house, alanis morisette, silverchair… а буквально три дня назад он делал мастеринг промо пластинки metallica для их австралийского тура - live запись с концерта в брисбане. так что это личность, можно сказать, легендарная.

я был очень рад увидеть дона, потому что последние наши работы - альбом ремиксов и сингл "песок" я ему просто присылал, но сам не присутствовал. но лучше, конечно, присутствовать там, потому что ему нужно знать, о чем песня, как я играю, какой баланс мне нужен… я ему подарил настоящую матрешку, из шести частей. он был счастлив, и почему-то периодически называл ее "бабушка". я говорю, это не бабушка, это матрешка!

сначала мы перегнали все песни с компьютера на бобину (на пленку) - так делают во всех профессиональных студиях. сам мастеринг прошел отлично, приходилось быстро принимать какие-то решения, но в итоге все получилось, как я и задумывал, может даже лучше. самое интересное, что в это время в соседней комнате был практически весь состав ник кейв и bad seeds, они делали такой triple digi pack старых b-sides и концертов, и мастерили все это с другим оператором. брикс и мик харви, пока я сидел и курил в курилке, зашли и слушали песню "теряю голову", им понравилось. а дон мне ничего не сказал. и когда мы вечером уже снимали на камеру, я его спрашивал, как тебе работа, как там ник кейв... он говорит - так они же были здесь, вон в той комнате. но их уже не оказалось. но не страшно. главное, если дон не врет, то наша песня им понравилась.

а сегодня был свободный день, ходил по магазинам, покупал одежду и подарки. купил себе новые концертные кроссовки, долго не мог выбрать под цвет гитары :-). хотел еще купить новую примочку, такую, как уже покупал здесь 7 лет назад. точно такой же не оказалось, пробовал другие, но так ни одна и не понравилась. будем искать :-)

вечером будет вечеринка, мои проводы.