чтиво

generation би и его рок

над нашим поколением висит какой-то рок, точнее, рока-поп: музыка без дураков и компромиссов, "наша" музыка о нас самих - вечно молодых, модных и пьяных. во второй балабановской саге про братьев она стала единственным нервом данилы, имитирующим его мысли и настроения. там же, в фильме, дебютировали с песней про всеми забытого "полковника" герои нашего рассказа - шура и лева би-2. в 10-секундной роли самих себя. и вот… они уже три года, как звезды рок-н-ролла или, если угодно, рока-попа. теперь им по званию как никак, а положено: шутить шутки в интервью нашему журналу, танцевать танцы и петь песни на всяких "максидромах", носить смешные тинейджерские джинсы и длинные волосы, а также различные светлые мысли внутри головы. периодически шура и лева навещают и ростов: на пятом свидании, проходившем в доме офицеров 23 апреля, побывал обозреватель future tv евгений грицун и украл у лидеров би-2 десять минут для беседы.

солдаты свободы

приклеившийся к би-2 титул "рок-космополиты" не всегда всем понятен. пришли же музыканты к нему через цепь авантюр, смену прописки (белоруссия-израиль-австралия-россия) и гражданства, рекрутирование в солдаты левы и собственное крайне пренебрежительное отношение к имиджу "крутых рок-н-ролльщиков". на сцене это выражается в приемах, чем-то схожих с театральными, - внезапное удирание за кулисы, исполнение песен из положения "лежа" и, конечно, променадом по залу с раздачей и приемом поцелуев. за кулисами, в "мирной" обстановке, лева и шура - прямо-таки "облачка в штанах", обаятельные, слегка задумчивые невысокие люди, не расстающиеся с сигаретой, как некоторые с партбилетом. они - солдаты свободы, которые в свое время на "земле обетованной" меняли увлечения и профессии так же часто, как и струны на гитарах. лева шоферил и работал грузчиком, потом стал заниматься типографской графикой и даже успел пройти двухгодичные курсы молодого бойца на израильской границе - единственная, пожалуй, кабала. "я не думаю, - поделился впечатлениями лева, - что каждому человеку нужно пройти через армию. если бы у меня была возможность уклониться от службы, я бы с удовольствием воспользовался этим. а когда переехал в австралию, работал маляром, стены красил…"

future tv: вы родились в белоруссии, жили в израиле, австралии, сейчас обитаете в москве, с гитарой по белу свету колесите. где ваша родина, где ваши корни?

лева: понятие "родина", на мой взгляд, выдумано. наша родина - планета земля. родина - там, где хорошо. никаких других формулировок придумывать не надо. мы умирать будем за тех людей, которые нам близки и которых мы очень любим.

future tv: не появись вы на десять секунд в фильме "брат-2", ваш успех бы состоялся? вы и сейчас дружите с балабановым, режиссером фильма?

лева: я - фаталист. я считаю, если б не было этого, состоялось бы нечто иное. а с балабановым мы и сейчас посильно сотрудничаем - вот написали саундтрек к его новому фильму - "война" называется. не сказал бы, что мы с балабановым дружим. дружить - значит ходить друг к другу с тортиком и бутылкой вина. у нас нет такой возможности: и мы плотно загружены, и он. сейчас, наверное, он вообще отдыхать уедет, потому что работа, которую он сделал, того стоит.

future tv: я слышал о вашей дружбе с александром васильевым и "сплином". с ними вы еще будете устраивать концертные туры?

лева: думаю, нет. дружба дружбой, но у каждой группы своя дорога: нельзя эксплуатировать одну и ту же тему, которая довольно хорошо отыграна.

future tv: месяц назад в нашем городе выступал бг. на вопрос, какие из современных российских рок-н-ролльщиков достойны вашего уважения, он ответил: "саша васильев из "сплина" и би-2. я считаю, что это будущее нашей музыки…".

лева: очень приятно это слышать. в ответ на этот комплимент я скажу, что из всей русской музыки слушаю "аквариум". какой именно альбом? последний - "сестра хаос".

future tv: удается ли вам пообщаться с друзьями, ведь вы живете в довольно быстром ритме?

шура: где бы мы ни выступали, к нам приходят наши друзья. в австралии, израиле, россии, бобруйске. соответственно, мы с ними зависаем, общаемся и т. д.

future tv: участвуете ли вы в рок-н-ролльных посиделках? в таких "квартирных концертах", как, например, промелькнувший в первой части "брата". вино, гитара, живая музыка?

лева: знаете, я вообще себя не считаю музыкантом. стараюсь, вне репетиций и концертов, так скажем, на людях не играть на гитаре.

future tv: стесняетесь?

лева: нет, мне нравится просто общаться с людьми. был когда-то такой период давно, но сейчас от "посиделок" не получаю удовольствия.

они живут в москве, в соседних домах; на вопрос, сколько времени и когда вы там живете, отвечают загадочно - мол, как получится. странники, граждане мира, что вы хотите! им не привыкать, работа у них такая - "роком жечь сердца людей".

чудо-юдо рыба хит

когда в одиночестве слушаешь пластинку би-2, складывается впечатление, что на кладбище завезли лсд. мыслительных способностей не всегда хватает, чтобы понять, о чем лева поет; после долгого прослушивания хочется плакать: что, ребята, неужели ваша жизнь так печальна? герои с героинями - на героине, журавлиному клину - скорую помощь, словом, все так грустно, что хочется курить. добавьте сюда одинокого "полковника" - "и будет мой портрет готов". но концерт развеял все подозрения, перспективы уйти недовольными, судя по просветленным юным ликам поклонников, не было. оказалось, что би-2 - это вполне позитивная музыка, под которую можно приветствовать хрестоматийной "козой" своих кумиров, пить и петь, даже любить соседку на задних рядах. впечатления от "домашнего" и концертного би-2, мягко сказать, противоречивые. черт его знает, может, они просто гипнозом балуются? начался концерт, по привычке, на 25 минут позже назначенного времени - саундчек (проверка звука) уместился как раз в

этот отрезок. лева плавными движениями гладит воздух, изображая игру на пианино, смотрит в зал с выражением победителя на лице. с задних рядов стайками слетаются "мыльницы" с их владелицами, разворачиваются транспаранты ("би-2 мяу кисс ми" и огромное картонное сердце). между песнями лева только успевает подставлять щеку для поцелуев и руки для цветов. шура трясет головой, нашему фотографу "лицом к лицу его лица не увидать". глеб кричит бобруйскому рок-космополиту, мол, убери волосы - тот его не слушается. лева поет песню про шпионов, в конце исполнения которой он удирает за кулисы, чем не преминул воспользоваться его друг: шура спел гиперлиричную песенку, вошедшую в саундтрек к фильму "война", в ростове она исполнялась впервые.

future tv: несмотря на то, что ваша музыка довольно энергична, а порой и жестка для изнеженных девичьих ушей, мне кажется, что она именно женская. согласны?

лева: впервые вижу здравомыслящего журналиста. ну, может, и не впервые. мне кажется, что это довольно трезвая оценка, интересное мнение о нашем творчестве. у нас каждый второй спрашивает, почему наша музыка такая депрессивная. мы тогда предлагаем этим журналистам ходить на другие концерты и брать там интервью… понимаете, мы пишем музыку, как умеем (отчего-то смеется).

шура: женская или мужская - не нам судить. в городе ростове было больше девушек на концерте, вчера в воронеже - наоборот.

future tv: какую музыку вы слушаете в последнее время?

лева: мы слушаем заграничную музыку. трип-хопчик. кто именно? трики - очень хороший последний альбом, gus gus, red snapper. easy listening не слушаем больше - тоска.

шура: в ростове мы дисков-пластинок прикупили. ваш город славится сетью продаж пиратской продукции, чем мы и воспользовались. так мы последний раз в германии пластинки брали.

future tv: в москве выступаете в небольших клубах?

лева: в москве мы вообще почти не играем. в клубах почти никогда.

шура: выступаем на больших площадках: "горбушка", "олимпийский", маи. устраиваем концерты всего лишь в 5-6 клубах за год. а вообще в маи у нас сейчас был достаточно хороший сольник. и будут еще два клубных концерта в этом году. в клубах нас встретить практически невозможно. правда, в клубе возможна презентация нашего ремиксового альбома, который скоро выходит.

future tv: лева, а что за "ход конем" вы посреди концерта вытворили, убежав со сцены в ответственный момент - во время исполнения песни про шпионов?

лева: это я так инсценировал бегство. логическое завершение песни.

future tv: заметил, вы часто, чуть ли не после каждой песни, меняете гитары. это преднамеренно?

шура: ну, это чисто технические нюансы. мы просто так выстраиваем свою концертную программу, придумываем всякие штуки-дрюки.

future tv: вы уже прожили довольно долгую жизнь на сцене. что вы приобрели, а что потеряли за это время?

лева: это тот случай, когда слава подкралась незаметно. дело в том, что в обычной жизни мы абсолютно не изменились, наши друзья, с которыми мы познакомились еще до би-2, не дают нам расслабляться - это, наверное, плюс. а минус в том, что те люди, которые хотят с тобой познакомиться или пообщаться, часто бывают неискренни.

future tv: а в ростове были такие случаи?

лева: (смеясь) девушка одна приходила к нам с утюгом. но при ближайшем рассмотрении "подарка" оказалось, что это огромная лампочка, которую мы даже не знаем, как до москвы довезти.

future tv: кроме всего вы занимаетесь разведением котов, не так ли?

лева: сейчас нет. у нас живут кошки, но они чего-то не плодятся, не получается что-то у них в последнее время.

future tv: вы не любите, когда называют вас по имени?

лева: просто настоящих наших имен никто не знает.

действительно, настоящее имя звезду не красит, имя рок-н-ролльщику - что корове седло. в миру он пребывает на весьма легкомысленных условиях - родина его, где хорошо, а не где платят больше, себя он называет по-домашнему, ласково, гнет свою линию, просыпается трезвым, засыпает бухим. так живет не только он, но и я, и ты, и твой приятель, подруга… словом, люди "поколения би". далеко они в будущее не заглядывают - так, на ближайший год от силы, и то самые прогрессивные. на вопрос о творческих планах лева ответил, также не загадывая: "хотим писать новые песни, возобновить наш англоязычный проект. сейчас он существует только на звуковых носителях и показать его фактически некому. еще я хочу фильм снять. но это уже другая история".

© е. грицун, future tv, 2002