чтиво

би-2: никаких "полковников" и революций!

новый альбом би-2 богат на дуэты, причем самые неожиданные. для записи лева и шура пригласили не только коллег по цеху - латвийскую группу "brainstorm" и уральских весельчаков "чайф", но и писателя илью стогова, автора романа "мачо не плачут" и ряда других, ставших в одночасье популярными. пофантазировав, ребята включили в свои аранжировки струнную секцию и кларнет, волынку и даже балалайки. а стилистически альбом "иномарки" "пляшет" от тяжелого ритм-энд-блюза до вальса.

лева: иномарки - это нечто такое, что привезли из-за границы. дело в том, что вообще российская рок-н-ролльная культура - она вся как иномарка. джинсы, жвачки, пластинки, сигареты, "биттлз" - все это до какого-то времени стояло в одном ряду… что касается машин, то это сейчас спрашивают: "а у тебя что - "субару", "ауди"?" а раньше говорили просто: "иномарка", не вдаваясь в подробности. то же сейчас происходит и с музыкой, которая приходит в россию из-за границы. публика стала разборчивее.

- никогда не было ощущения, что вы и сами-то как иномарки?

л.: ну да, самоирония в этом определенная тоже есть. на каждом концерте, на каждом фестивале ведущий, объявляя выступление би-2, обязательно говорит что-то из серии: "вы знаете такую страну, где бегают кенгуру?"… и так далее, всякую прочую фигню. как будто все только затем и пришли, чтобы посмотреть на иностранцев.

- почему пригласили для участия в альбоме именно илью стогова, а не другого современного писателя?

шура: это было логично. нам нравится то, что он делает. за последние два года мы прочитала порядка 5-6 его книг. и затем вышли на него с таки предложением: начитать spoken words в песне "революция". он согласился, приехал к нам (он в то время в риге был, у него там чтения проходили), остановился на полдня в москве.

л.: стогов был, конечно, достаточно озадачен. потому что илья-то думал, что мы ему предоставим некий текст, который нужно будет только прочитать. мы сказали: "нет". поставили микрофон. "вот, - говорим, - у тебя есть пять минут высказаться на тему революции". это был экспромт. и таким образом сам альбом "иномарки" начинается со стогова. он говорит: "революция". а в конце пластинки он говорит: "все". стогов - наш ровесник, мы говорим с ним на одном языке и проживали, как выяснилось, практически одинаково некоторые события в жизни.

ш.: и он не упертый в какую-то тему определенную, нормальный, спокойный человек. а в книгах он сам находится не в той теме, которую описывает, а как бы разглядывает со стороны различные явления. и это очень сильно нас привлекает в нем. мы тоже цепляться за что-то одно в этой жизни не собираемся.

- весь альбом "иномарки" пронизан ощущением дороги, путешествия, полета…

л.: ну да. и создавался он частично так же, в дороге. взять хотя бы песню, сделанную с группой "чайф". шахрин был в екатеринбурге, я - в москве, песня записывалась в москве, сводилась в мельбурне, мастерилась в сиднее. без дороги и даже дорог не обошлось (улыбается). песня "скользкие улицы", записанная с группой "brainstorm" тоже такая дорожная. а про что еще петь? про дороги и про любовь…

- правда ли, что песня "сердце на волоске" была написана как саундтрэк к мультфильму? что это за мультфильм?

- не совсем так. нам поступило такое предложение, когда песня была уже готова, только не сведена. мы показали ее режиссеру, он сказал, что ему это подходит. однако нам пока не совсем понравилось то, что мы читали в сценарии мультика, и пока мы своего согласия не дали.

- а какие, кстати, мультики, были у вас любимыми в детстве?

ш.: ну, во-первых, советские мультики 60-х годов. про нильса с гусями, например. и очень жалко, что потерялась вся эта эстетика. я задавал вопрос мультипликаторам, просил: "вот сделайте мне клип, как мультики в 60-х в россии снимали". они говорят: "да ты что, с ума сошел! такое рисовать - это ж такие бешеные деньги". неизгладимое впечатление произвел японский мультик "корабль-призрак", это был 77-й год. он был предвестником вот тех японских мультфильмов, которые нынче стали культовыми, всей этой культуры аниме и манга.

л.: мне нравился в детстве мультик "приключения капитана врунгеля". обалденная вещь! а сейчас, кстати, очень хороший мультик появился - "трое из бельвиля".

- возникают ли у вас сложности оттого, что в то время, как группа би-2 развивается и ее музыка меняется, поклонники ждут от вас так или иначе повторений - новых "полковников" и "варвар"?

л.: да, мы столкнулись с этим. публика ждет, конечно, повторений. но, с другой стороны, когда появляется песня, похожая на какую-то, которая уже была, то здесь происходит обратная ситуация: начинают говорить, что "это похоже на все, что они делают".

- в чем же выход?

ш.: а выхода нет. ты должен сам развиваться, это прежде всего. дальше просто: ты приносишь своим зрителям песню, а они или принимают, или не принимают ее… а никаких новых "полковников" мы делать не будем, потому что это было бы странно. хотя рекорд-лейблы что-то подобное от нас периодически и требуют. а мы говорим: "нет. вы не к той группе обратились. пожалуйста, принимайте то, что есть". мы же не можем стоять на месте 4-5 лет.

- песня "прощай, берлин" по своему настроению удивительно ассоциируется с фильмом "небо над берлином"…

ш.: во-во, очень правильно попал! это песня, написанная по воспоминаниям об этом фильме. причем, мы хотели даже снимать клип в этой эстетике, с гошей тоидзе написали сценарий. у нас были гастроли тогда в германии, и мы объединили это со съемками клипа (это был май прошлого года). но музыкантам нашей группы не дали визу в последний день, там какая-то формальная бумажка нужна была, и мы не поехали. клип, соответственно, тоже не сняли. и гоша отдал эту идею линде. на песню "цепи и кольца" он снял клип, полностью с нашей идеей, черно-белый, с летящими из багажника голубями - просто цитаты из фильма вендерса. но линда этот клип почему-то забраковала, и сейчас он снял ей на эту песню аниме. может быть, когда-нибудь мы поговорим с ней и купим этот клип, потому что если выключить звук линды на этом клипе и включить "прощай, берлин", получится, что ролик как раз для этой песни.

- первая песня вашего нового альбома - "революция". что для вас значит это понятие? часто ли вам доводилось совершать в себе революцию?

л.: революция - это такая субстанция, с которой ты, так или иначе, периодически сталкиваешься. и мы действительно периодически переворачиваем нашу жизнь с ног на голову.

ш.: но идея самой песни больше социальная - "no more revolution", "хватит революций". да в xxi веке и революций уже нет - сплошные перевороты.

л.: дело в том, что сейчас многие революционные лозунги и атрибуты имеют коммерческую подоплеку.

ш.: печатают вот портреты че гевары на майках и т.д.

л.: и нам уже это не нравится, потому что это обман чистой воды.

ш.: поэтому хватит - никакой революции нам больше не хочется.

© владимир преображенский, ровесник № 4, 2004