чтиво

эдам: "я готов драться за песни би-2!"

                 

           

эдам калаитис - звукорежиссер, продюсер и музыкант, владелец одной из самых известных студий мельбурна, "toyland studio". именно в этой студии записывает и сводит свои альбомы популярная российская рок-группа "би-2". знакомство шуры и левы с эдамом произошло еще тогда, когда оба музыканта жили в мельбурне и играли в местной группе "chiron". и с тех пор, даже перебравшись в москву, лидеры "би-2" остаются верными этой маленькой студии на севере мельбурна и этому талантливому человеку, с которым их связывают не только рабочие, но и дружеские отношения. и вот, свой очередной альбом "иnoмарки", который должен выйти совсем скоро, шура по традиции привез сводить эдаму. улучшив подходящий момент в перерыве между напряженной работой, мы взяли у эдама интервью специально для русских читателей.

эдам, альбомы, которые би-2 записывали и сводили у вас, стали золотыми. как вы к этому относитесь?

эдам: я горжусь этим! это здорово.

- как бы вы охарактеризовали работу с левой и шурой?

эдам: о, это очень легко. они привозят уже готовый материал, который мне остается только свести и добиться хорошего звучания. к тому же, с ними приятно работать чисто по-человечески.

- вы работаете вместе с би-2, начиная с их первого альбома. как, по-вашему, они изменились за это время?

эдам: они стали намного более музыкальными. используют гораздо больше музыкальных инструментов, самых разнообразных. аранжировки стали профессиональнее и богаче. кроме того, взаимопонимание между музыкантами, на мой взгляд, также улучшилось.

- вы сказали, что группа стала использовать больше инструментов, - насколько это усложняет вашу работу над песнями?

эдам: на самом деле, песни би-2 не самые сложные из тех, с которыми мне приходилось сталкиваться. с чисто технической точки зрения, они не очень сложные для меня, в них не так и много треков: обычно около 54 в каждой песне. я же привык работать со 120 треками, и даже больше. так что для меня это не сложно, а, наоборот, легко и приятно.

- а то, что песни на иностранном для вас языке, накладывает какие-то трудности?

эдам: нет, как ни странно, язык, на котором исполняются песни, не имеет для меня никакого значения. я свожу все песни одинаково, на каком бы языке они не были. ведь музыка - это всегда музыка… барабан остается барабаном, независимо от того, играет на нем русский, или кто-то другой. и, несмотря на то, что мне не понятны слова, я чувствую тембр голоса, малейшие его оттенки, выражение. я улавливаю настроение, и для этого вовсе не обязательно понимать весь смысл песни.

- когда шура приносит вам новую песню, которую вы до этого никогда не слышали, и у вас есть только один день чтобы закончить ее, - как вам удается сразу придумать что-то, как приходят идеи? что вдохновляет вас на это?

эдам: сама песня вдохновляет меня, и идеи приходят сразу, сами собой. существуют какие-то очевидные вещи. я слушаю песню, и решаю: чего, как мне кажется, здесь не хватает? и затем добавляю это. иногда шуре нравится то, что я предлагаю, иногда нет, и я все меняю… иногда мы деремся, вырываем друг другу волосы (смеется). я всегда спорю какое-то время, но до конца - никогда. потому что, в конце концов, это его группа, он платит по счетам. ему придется выходить на сцену перед людьми и играть эту песню, ему с ней жить. я борюсь за свои идеи, если я в них верю. но если я вижу, что этому не дано случиться - значит, так должно быть, и я сдаюсь. единственный человек, с кем я никогда не спорю - это лева, потому что он все равно не поймет, что я ему говорю, он не знает английского (смеется).

- вы имеете дело, в основном, со студийными записями би-2, а их концертные выступления видели только на dvd и видео - и, тем не менее, что вы думаете об их "живом" звуке?

эдам: "живьем" они звучат очень хорошо! мне нравится слушать и смотреть, как их барабанщик играет все те переходы, которые я вставил в песни, это круто. и еще очень интересно видеть всех этих девушек, кричащих в первых рядах. это потрясающе, прямо как русские "биттлз"! (смеется)

- а что вы думаете о русских звукозаписывающих студиях? чего им не хватает, на ваш взгляд - профессионализма или оборудования?

эдам: все, что я слышал, - из того, что шура привозит мне - отличного качества. я не думаю, что им чего-то недостает.

- но в то же время шура, почему-то, всегда приезжает к вам сводить свои песни…

эдам: я думаю, это все из-за идей. я мог бы приехать и в россию, и дать ему те же самые идеи. а качество российских студий просто превосходное.

- приходилось ли вам слышать какие-нибудь другие российские группы?

эдам: нет. би-2 - единственная группа из россии, которую я слышал.

- неужели вы не слышали всемирно популярный лесбийский дуэт "тату"?

эдам: лесбийский? почему же вы до сих пор не привезли их ко мне в студию? я бы с радостью поработал с ними (смеется).

- как вы думаете, есть ли у би-2 шансы на такой успех заграницей?

эдам: да, вполне. правда, они поют на неправильном языке (смеется). если бы они пели на английском, я уверен, они имели бы успех не только в россии. в прошлый раз, кстати, мы это уже пробовали: лева спел на английском песню "прощай, берлин". звучало, как хулио иглесиас: очень смешное произношение. но мне понравилось.

- какую музыку вы сами слушаете?

эдам: у меня есть три любимых группы: "toto", "yes" и "ultravox". мне очень нравилось, когда в "yes" играл русский клавишник, не помню, как его зовут… и я очень расстроился, когда он ушел из группы.

- а есть ли у вас любимые песни из репертуара би-2?

эдам: да, конечно. например, с этого альбома, над которым мы только что закончили работу, мне больше всего нравится песня "забери меня", она очень интересная и необычная для би-2. на альбоме "мяу кисс ми" моя любимая песня "сокол", а на первой пластинке - "полковник", такая, по-настоящему тяжелая. еще нравится песня "никто не придет", я в ней даже сыграл верхнее соло на гитаре.

- кстати, это ведь не единственный случай, когда вы приняли непосредственное участие в записи песен би-2?

эдам: таких случаев не счесть. очень часто, когда вдруг приходит идея добавить какой-то звук, я сам играю то на клавишах, то на гитаре, то на барабанах, то еще на чем-нибудь. например, в песне "медленно схожу с ума" я сыграл всю партию ударных. мне нужен был живой барабанный луп, и я никак не мог найти подходящего. так что пришлось достать свою барабанную установку и самому сыграть.

- а есть ли у вас свой собственный музыкальный проект?

эдам: в настоящее время нет. когда-то давно я играл в группе на барабанах, но теперь делаю это только в студии, если вдруг нужно добавить в какую-нибудь песню ударные.

- какими другими инструментами вы владеете?

эдам: ох… трудный вопрос! практически всеми.

- но есть какой-то любимый?

эдам: если говорить про конкретный инструмент - то вот эту фиолетовую гитару я люблю больше всего. это самая дешевая гитара, какую я только смог найти в магазине. я так и сказал продавцу: "дайте мне гитару, которую никто не хочет покупать". и он дал мне эту. хотя кто-то ее все-таки купил, но на следующий же день вернул назад. так что это было как раз то, что я искал. и с тех пор, вы не поверите, эта гитара звучала почти на всех пластинках, над которыми я работал, включая и пластинки би-2. например, шура сыграл на ней в песне "прощай, берлин", когда забыл свою гитару в москве. и она звучит действительно хорошо! подумать только, это самая дешевая гитара, но все хотят играть только на ней. приносят свои дорогущие "маршалы", "гибсоны"… но, в конце концов, используют вот этот китайский "сквайер", хоть и ненавидят его.

- расскажите о некоторых других группах, с которыми вы недавно работали?

эдам: например, "chiron". майкл, вокалист, был в студии совсем недавно, записывал свой новый проект - электронная музыка, в стиле 80-х. также недавно я работал с группой "pseudo echo", я их люблю еще с детства. у них играет брат дино молинаро (бас-гитариста chiron - прим.). также я работаю с группами "eden" и "reallife", у последней недавно вышел новый альбом. а так, всех и не перечислишь.

- а как же легендарная готическая группа "ikon"?

эдам: а, да, они в последнее время выпустили очень много пластинок. мое с ними сотрудничество началось еще в начале 90-х, и с тех пор я уже сбился со счета, сколько их дисков прошло через мою студию. сначала крис (лидер "ikon" - прим.) записывался в своей домашней студии, и приносил мне песни только на сведение. а потом и записываться они стали у меня. над студийными песнями "ikon" очень легко работать, чего не скажешь об их концертных записях. во время записи концерта где-нибудь в германии, никто не уделяет внимание качеству записи: микрофоны на барабанах раскачиваются, не говоря уже о том, что "бочка" чуть ли не падает со сцены прямо посередине песни. но никому нет до этого никакого дела. так что когда я свожу "живые" треки, половина времени уходит только на то, чтобы все исправить.

- и как же долго вы можете проработать в студии непрерывно, если требуется? каков ваш личный рекорд?

эдам: я думаю, где-то 2-3 дня. это самая большая сессия. но это случается очень редко, так что это нормально. зато когда такое случается, мои расценки резко подскакивают! поэтому я просто думаю о деньгах, и продолжаю работать. но есть одно правило, которое я никогда не нарушаю: я никогда не сплю в студии, хотя здесь и есть диван. даже если у меня будет 2 часа, чтобы поспать, я поеду домой.

- вам было бы интересно поработать с какими-нибудь другими русскими музыкантами?

эдам: конечно!

- в каком стиле?

эдам: для меня стиль не имеет никакого значения.

- но что, если вам откровенно не нравится песня, с которой вам приходится работать?

эдам: песня и не должна мне нравиться. это меня совсем не напрягает. большинство музыки, с которой мне приходится работать, мне не нравится. я просто делаю то, что от меня требуется, и иногда вношу какие-то музыкальные идеи. это работа.

- а была ли у би-2 хоть одна песня, которая вам не нравилась, или для которой у вас не нашлось ни одной идеи?

эдам: да, было несколько. все равно нужно попытаться что-то добавить, сделать так, чтобы песня зазвучала, как тебе бы хотелось. но просто невозможно, чтобы все нравилось. и к тому же, невозможно сохранить все варианты, все идеи, нужно остановиться на чем-то одном. иногда ты работаешь и работаешь, чтобы как-то еще улучшить песню, но она просто такая, какая есть, и значит, все так и должно быть. я ведь здесь не для того, чтобы переписывать песни, я здесь, чтобы взять то, что уже есть, и заставить это звучать лучше. если я могу, конечно.

- какую компьютерную программу и оборудование вы используете для сведения песен?

эдам: я использую "logic". я микширую песни в компьютере, чтобы, сохранив песню и перейдя к другой, я мог затем снова вернуться к первой и что-то изменить. к тому же, сейчас, когда шура здесь, но лева остался в россии, нам нужно посылать ему что-то, что мы уже сделали, чтобы он послушал, внес свои комментарии, и мы смогли вернуться к этой песне снова через несколько дней. если бы мы делали это на пульте, со всеми эффектами и оборудованием, это была бы просто головная боль для нас. потому что как только мы закончили бы песню, сохранили ее, а потом вздумали к ней вернуться, она бы уже никогда не зазвучала по-прежнему. некоторые говорят, что это не самый лучший вариант сведения, в плане звука, но я в это не верю, и оставляю за песней право говорить самой за себя. последний диск би-2 был записан на компьютере. он звучит хорошо? еще как! так что, это мой ответ на все споры. и еще одно: когда я микширую на компьютере, я использую внешний ревербератор lexicon 224x, это мой любимый.

- это ваше первое интервью для россии, что вы по этому поводу чувствуете? обычно вы предпочитаете оставаться в тени, а тут люди увидят и прочтут о вас в первый раз…

эдам: мне жаль этих людей (смеется).

- неужели вам не хочется заслуженного внимания к себе?

эдам: нет, определенно нет. все, что обо мне должны знать - это мое имя на обложке. правда, его все время пишут неправильно…

подготовили и брали интервью вадим и светлана белаховы,

© www.bdva.ru, 2004