чтиво

"рок в россии так и не растаможен"

несмотря на свой запредельный статус, лева и шура из группы "би-2" невероятно просты в общении. барьер падает уже буквально через первые 2-3 минуты разговора с ними. ребята в беседе со мной рассказывали в основном о новом альбоме "иномарки", но порою разговор уходил в другие, не менее интересные сферы, будь то дружба музыкантов с писателем ильей стоговым или левина патологическая боязнь числа "8".

- ваш гастрольный тур, посвященный выходу нового альбома "иномарки", начался не с россии, а с украины. почему?

шура: знаешь, тур "мяу кис ми", который стартовал два года назад, тоже начался не с россии, а с белоруссии. нынешние же гастроли начинались с донецка. я даже не знаю, почему у нас так случилось (смеется}.

лева: видимо, это связано с тем, что большие концерты требуют мощных промо-кампаний и рекламных акций. поэтому времени на подготовку концерта уходит очень много. нужно не меньше месяца, чтобы люди узнали новые песни.

- как вы думаете, диск с живой записью этого концерта удался? шура: для людей он, конечно, явился событием, но наши внутренние ощущения подсказывают нам, что его можно было сделать еще лучше. и это отнюдь не амбиции.

- в песне "революция" прозаический текст начитал илья стогов...

шура: не начитал, а придумал и рассказал. и вообще, мы в своих песнях любим использовать такие элементы, как "spoken words". вспомните хотя бы песню "шер" с альбома "мяу кис ми", где вставлен прозаический кусок на английском. в момент записи песни стогов как раз летел из москвы в питер и остановился у нас на несколько часов. мы просто сидели в студии и разговаривали. когда у него уже осталось 40 минут до поезда, мы поставили перед ним микрофон со словами: "тебе и говорить!". он поинтересовался: "а где текст?"

лева: сначала у нас стогов вообще спросил: "вы что, хотите, чтобы я спел?!" (смеется.)

- то есть все произошло совершенно спонтанно?

лева: нет, мы его пригласили специально. нам просто очень нравится все, что делает илья, и мы решили наш интерес к нему закрепить таким необычным образом. мы ему предложили поучаствовать в записи, даже не зная, согласится он или нет. стогов с удовольствием пошёл навстречу. тем более, его творчество периодически переплетается с музыкой, в книгах часто фигурируют названия каких-то рок-групп...

- ну и как, вы довольны результатом?

лева: самое главное и приятное, что мы наконец-то познакомились с этим человеком. он отметился в нашем проекте, а песня "революция" действительно получилась неплохой.

- и какое впечатление произвёл на вас стогов? когда читаешь его книги, создается очень привлекательный образ автора, невольно хочется с этим человеком пообщаться лично.

лева: да, после знакомства со стоговым наше мнение о нем абсолютно не изменилось, наоборот, сделали для себя еще какие-то отрадные открытия. очень приятный человек, особенно радует, что он еще, плюс ко всему, наш сверстник.

шура: у нас со стоговым одинаковые вкусы, скажем, мы слушаем одну и ту же музыку. поэтому было о чем поговорить, и мы заговорились так, что он чуть не пропустил свой поезд (смеется). и если для нас идея революции заключается в том, что "нет больше революций, остались одни перевороты", то стогов понимает революцию как женщину, которая может тебе дать все, но наутро убьет тебя. вот почему у этой женщины больше не осталось женихов. такая метафора.

- то есть все-таки стогов оценивает революцию критически? по его книге "революция сейчас!" этого не скажешь, там о революции зачастую говорится романтически.

шура: понимаешь, каждый художник в какие-то моменты будет сочувствовать таким большим событиям. но когда приходит понимание, к чему это может привести, сочувствие исчезает.

лева: я бы не сказал, что он в конце книги сочувствует революционерам, там его симпатии полностью растворяются в каком-то едком сарказме.

- бы очень трепетно относитесь к концепции оформления своих дисков. я слышала, что вы были недовольны дизайном первого альбома. а как обстоит дело с оформлением "иномарок"?

шура: зато мы остались довольны дизайном "мяу кис ми". его оформлял наш приятель коля куприянов, с которым у нас много общего, например - интерес к готической культуре. но на этот раз коля не смог поучаствовать в оформлении, и мы обратились к кате добряковой. это молодой дизайнер. мой приятель, который живет в германии, сфотографировал на улице две машины, и, когда я увидел эту фотографию, понял, что по настроению она идеально подойдёт на обложку "иномарок". а всё остальное - это уже дополнения.

- то есть концепция, по большому счету, все-таки не ваша?

шура: мы всегда ее обсуждаем. у нас есть какие-то идеи, и если это "иномарки", то, понятное дело, что на обложке должны быть какие-то непростые машины.

- а почему, кстати, вы решили назвать диск именно так?

шура: мне нравится это название, оно такое... дорогое, игрючее. вот лева больше может рассказать.

лева: это такое ироничное название. мы с шуриком решили, что "иномарки" - это мы в россии. параллельно есть ещё идея, что рок-н-ролл - это такая западная диковина, которая попала в нашу страну, как иномарка. его долго и упорно растаможивали, но так до конца и не растаможили. вспомните, как было с пластинками "битлз", как глушили би-би-си и севу новгородцева (смеется). просто у нас было очень много споров с коллегами и критиками по поводу того, что такое рок-н-ролл, и мы решили заявить о своей интерпретации.

шура: тем более что мы придумали порядка сорока расшифровок этого названия. мои австрийские друзья почему-то его трактуют как "n0 маrх" (смеется).

- а ваше увлечение, шура, филателией здесь как-то сказалось?

шура: нет, никоим образом. понятно, что каждый из нас в детстве что-то коллекционировал, но я бы не сказал, что это так уж повлияло на концепцию альбома.

- ещё, насколько я знаю, вы выражали недовольство логотипом "би-2", который как раз, на мой взгляд, получился очень удачным.

шура: нет, это не мы, это как раз куприянову не нравилось. он нас постоянно стремился убедить поменять логотип, но мы считали его достаточно сложившимся и менять не хотели. хотя мы его постоянно уменьшаем, у нас даже были трения с выпускающей компанией, которая как-то предложила увеличить наш логотип на 10%. мы сказали: нет, давайте придём к какому-то компромиссу и увеличим логотип на 5%.

лева: понятное дело, для них-то важно, чтобы альбом был заметен на прилавках издалека (смеется).

- насколько сингл "песок" отражает настроение альбома "иномарки"?

шура: абсолютно отражает, но это только маленькая часть пластинки. ведь туда вошло только 2 песни с "иномарок" - "песок" и "прощай, берлин". остальные песни, конечно, с ними связаны, но на них не похожи. тем более что мы - эклектичная группа и в рамках одной пластинки можем себе позволить большой стилистический разброс. по-моему, мы вообще единственные в россии, кто так делает. и наши поклонники уже к этому привыкли, и нам в рамках одного музыкального направления тесно. поэтому у нас всегда так много на пластинках приглашённых сессионных музыкантов. в "иномарках" участвуют две струнных группы, "духовики", с которыми мы постоянно сотрудничаем: саша дитковский из групп "квартал" и "машина времени". макс лихачев из "ногу свело!", елена филиппова из "неприкасаемых". также у нас играл саксофонист сергей чернышев, антон севидов из группы "нео-навт", ансамбль "белый день" (балалайки, домры), андрей звонков, который сейчас играет в группе "лакмус", - очень известный сессионный гитарист. практически весь попс середины 90-х записывался с его гитарой. еще электронщик и компьютерный гений олег чехов, с которым мы сделали несколько песен. ну и, естественно, наши друзья - "чайф", таня литвиненко и "brainstorm", которые спели песни вместе с нами.

лева: недавно шурику позвонила одна журналистка из белоруссии, которая получила демо-версию альбома, и спросила: "зачем вам так много музыкантов, вы что, играть не умеете?" (смеется.)

шура: я ответил: "да, на балалайке я играть не умею, на скрипке и домре - тоже". в этом альбоме нам просто не хотелось сужать рамки, поэтому мы старались всё писать в живую. потому что синтетика уже надоела. вот, скажем, песня "реки" записана так, как она могла бы звучать в начале 60-х, когда еще писались на две дорожки. мы добились такого звука, мы изобрели его! плюс там есть достаточно жёсткие песни. а в "теряю голову" задействована барабанная бочка с пластинки ободзинского, басовая партия из песни "песня-ров" и что-то из оркестра поля мориа. песня должна была войти в альбом ремиксов "drum[a]", но мы к тому времени посчитали, что она не готова. в создании этой песни нам помог один наш знакомый. мы хотели сделать песню, где был бы минимум живой игры.

- любите валерия ободзинского?

шура: да, очень! это один из немногих певцов 70-х, чьи пластинки с удовольствием слушаешь и по сей день. записано очень здорово.

- тексты, так же как и на предыдущих альбомах, творили совместно?

шура: те песни, которые пою я, например "забери меня", принадлежат моему дяде михаилу карасеву. в той песне, что мы поем с "чайфом", - текст шахрина. всё остальное мы написали с левой.

- есть ли на альбоме песни вашего израильского друга и постоянного соавтора игоря рубинштейна?

лева: на этот раз нет - не получилось. так сложились обстоятельства - мы были заняты и у нас совсем не получалось наведываться к нему, как это было раньше.

- а правда ли, что текст "моей любви" вы сочинили с рубинштейном по телефону?

лева: действительно, у меня есть такой метод работы. когда я попадаю в какой-то стопор и не могу написать строчку, могу даже позвонить рубинштейну среди ночи, чтобы он мне помог. а как это было с "моей любовью", я точно уже не помню. заканчивали мы её делать уже в австралии. а что касается других песен - это да, это в порядке вещей.

- учитывая стоимость международных телефонных переговоров, можно ли утверждать, что игорь рубинштейн - один из самых "дорогих" текстовиков?

лева: мы сейчас вышли на новый уровень общения и покупаем карточки, по которым можно звонить дешевле раз в десять (смеется).

- задолго до выхода "иномарок" приходуюсь встречать информацию о новой песне "фея".

шура: она называется "сердце на волоске". там "spoken word" начитала аврора - ведущая с одного из австралийских телеканалов. мы попросили ее придумать маленькую историю. она себя ассоциировала с феей, что, вероятно, было навеяно фильмом "властелин колец". и об этом, собственно, рассказала в песне.

- вы достаточно либерально относитесь к размещению своей музыки в интернете. на вашем сайте постоянно появляются какие-то эксклюзивные треки задолго до их издания. почему?

шура: а потому что воевать с пиратами все равно бесполезно. обычно мы выкладываем на сайт новую песню за пару дней до того, как она начинает крутиться на радио. считаем это нормальным - все равно ведь ее украдут. - я слышала, что недавно музыкальный критик роман егоров издал о "би-2" книгу "интервью". вам она понравилась?

шура: начнем с того, что эта книга была сделана без нашего разрешения. мы отказались вообще иметь дело с этой книгой, нам не понравилось, как она написана. чересчур пафосно - так не надо о нас писать. я думаю, что, когда мы расстались с компанией "sony", егоров просто пошел к ним и взял права на издание. между собой мы эту книгу называем не иначе как "контрафактная". и тексты песен там опубликованы с чудовищными ошибками. единственная ценность этой книги заключается в большом количестве архивных фотографий. когда мы пытались начинать работать с егоровым, мы ему эти фотографии передали. егоров правильно там сказал: "хочешь поругаться с группой, напиши о ней книгу".

- а какие-то мистические события или, скажем, причудливые сны в своих песнях вы запечатляли?

лева; ну, мне снятся сны цветные. были в моей жизни и какие-то значимые сны, но говорить о них сейчас не хочется, слишком это лично.

шура: лева у нас вообще знатный толкователь снов. бывает, что-нибудь приснится кому-то из группы на гастролях - и тут же бегут к нему с вопросом, что бы это значило?

лева: у меня новая фобия. не помню точно, как она называется, но я боюсь числа "8". началось с того, что шура мне недавно привез из австралии майку, на которой была изображена восьмерка. когда я эту майку надел, я испытал странное и неуютное ощущение. в одной передаче я все-таки в этой майке выступил, но потом ее больше не надевал. так что мы по-своему завязаны с разными проявлениями потустороннего.

- одна из самых пронзительных ваших песен - "недотрога". как она создавалась?

лева: создавалась она на пляже города мельбурна. после ночной прогулки я разбудил шурика ночью и продиктовал ему первые две или три строчки. и мы стали прямо ночью придумывать гармонию и все остальное. сделали мы ее, по-моему, за два дня. на концертах мы ее играли всего раз 6 или 7. когда мы уезжаем куда-то далеко, мы начинаем скучать по нашим близким, родным и любимым. и обязательно появляется песня, которая посвящена этому вопросу. вот "недотрога" как раз из таких. а на новом альбоме на эту же тему есть песня "реки", стилизованная под 50-е.

© дуня толстая, 2004