чтиво

биология: процесс пошел

масштабный тур в поддержку нового альбома - явление достаточно обыденное на западе - изредка практикуется и отечественными суперзвездами. но вот совместный тур двух рок-групп в поддержку, строго говоря, одной-единственной песни - событие весьма необычное даже в общемировой практике. тем не менее, именно таковое мог наблюдать в апреле-мае на удивление непротиворечивый конгломерат фанатов сплина и би-2: "феллини-тур" с очевидным успехом охватил собою 21 город - от сибири и урала до поволжья через обе столицы и нечерноземье. подробный список - на спинах тех, кому достались тур-футболки.

вступительный концерт состоялся в москве 6 апреля и отличался супер-звуком, супер-светом и присутствием на разогреве группы tomas из челябинска. вторым номером выступали би-2 (с программой одноименного альбома, свежевышедшего сингла "волки" и новейшей песней "мяу, kiss me"), далее следовал сплин (с миксом из хитов "25 кадра" и хитов как таковых), и апофеозом всего было совместное исполнение - естественно - песни "феллини". в питере (в ледовом дворце 28 апреля) все было строго так же (минус tomas) и не менее зажигательно. есть основания полагать, что и на прочих концертных площадках страны с пропорциональной грандиозностью происходило нечто подобное.

более детальное рассмотрение этого незаурядного путешествия с экскурсами в прошлое, будущее и по сторонам - в нижеследующем интервью с шурой и левой из, понятное дело, би-2.

fuzz: как вы работали над "феллини"?

шура: васильев нам ее спел под гитару, дал кассету, мы послушали, поняли, что два проходящих аккорда, которыми он пользуется, надо убрать. все-все-все записали, позвонили ему в питер и сказали: "приезжай". он приехал, услышал и обалдел, - потому что звук был для него необычный. и голос он записал сразу. по идее, второй куплет должен был петь левка, но там уже на месте поменяли. вообще аранжировка решилась за 20 минут и два часа репетиций с музыкантами би-2 - и все, песня готова, мы ее записали.

fuzz: а как снимался клип?

лева: идея клипа родилась за 2 дня до съемок, придумал ее алексей сеченов. мы вообще не знали, будем мы снимать клип или нет, но пономарев, наш директор, сказал: "давайте снимать", пригласил режиссера. мы привыкли придумывать идеи клипов сами, а тут оказался человек абсолютно самостоятельный, и нас это сильно порадовало. а результат, который мы увидели, не то чтобы порадовал, а, я бы сказал, больше удивил. потому что мы думали, что будут досниматься еще какие-то планы, и первая была реакция, - нам показалось, что мало динамики. но в итоге мне нравится.

fuzz: васильев в последних клипах все время с какими-то травмами...

лева: он часто по этому поводу иронизирует. с другой стороны, у леши была идея, и отступать от нее он не хотел. мы пытались ему возразить, сказать, что, может, нас стоит показать красивше, чем мы есть, чистенькими такими. но он достаточно агрессивно среагировал на наши предложения, сказал: "будете делать то, что я вам говорю!", и мы смирились с процессом. шурик очень долго сидел, ждал, когда его, наконец, начнут снимать, в итоге набрался коньяку жутко, и когда наступил момент съемки, его отсняли буквально секунд 15-20, и на этом вся съемка шурика закончилась.

шура: я, со своей стороны, хочу добавить свое "фи" режиссеру сеченову, потому что я был вызван, когда моя девушка лежала в больнице. у меня была роль... видела, там девушки такие, в коробках? и вот я с этими девушками в этих коробках должен был валяться. это грозило моему здоровью, потому что мне сначала нужно было выпить много алкоголя, потом войти в роль...

лева: ты не справился со своими задачами.

шура: я справился отлично со своими задачами! с первого дубля.

лева: это ему так кажется, а у меня есть видеозапись, которая может подтвердить, что это было не так! с 15-го дубля он, наконец, сложился в нужное положение в коробке. нужно было просто встать и попасть в центр ящика...

шура: ну, я со второго, может, раза попал. но не с 17-го, не слушай его.

лева: и когда это случилось, леша закричал: "шура, ты гений!"

шура: да: "гениально! снято!" когда этот кадр мне показали, я пришел к режиссеру и говорю: "что ж ты..." я, конечно, неплохо провел время с этими балеринами, но просто лучше б я со своей девушкой провел это время. а так клип хороший, да.

fuzz: теперь поподробнее про сингл.

лева: 15 марта вышел сингл "волки". имеет большое значение ударение на букву "и". три песни: совместный проект с васильевым, песня "еще не вечер" и песня, на которую мы делаем ставку - "волки". для нас это очень серьезный шаг, потому что мы задумали такую серьезную песню. мы всегда были эклектичными людьми, в свои альбомы впихивали в разной стилистике песни - серьезные, инфантильные... а тут рискнули. организовали конкурс на сайте, который и сейчас продолжается. общая эгида - "охота на волков". смысл такой, что всех людей, у которых фамилия волк, волков, или клички, или никнеймы, мы опрашиваем. вопросы типа: "как вы стали волком?" то есть, откуда фамилии, как получили клички, как с этим живется...

шура: первая фаза была в начале апреля, первым московским победителям мы вручили пластинки. они написали рассказы, связанные с волчьей жизнью. причем, из четырех рассказов два были - абсолютно профессиональные литературные произведения, у нас даже закралось подозрение, что люди просто их откуда-то скатали. но потом выяснилось, что все-таки сами написали.

лева: была похожая ситуация, когда с 7-го по 9-й класс в школе я никогда не учил стихотворения на вольную тему, а просто их сочинял на ходу, и говорил, что это, скажем, маяковский или кто-то еще. и нам показалось, что тут нас тоже дурачат...

шура: с текстом "волков" левке помогли два наших старых друга - игорь рубинштейн и михаил карасев. один предложил идею по припеву, другой помог с куплетом. а "еще не вечер" - чисто мельбурнская песня, сделана там.

fuzz: расскажи про аранжировки каждой версии на сингле.

шура: "еще не вечер", московская версия - это та, которую мы играем на концерте, а австралийская была записана в 99-м году в мельбурне как эксперимент. мы позвали очень известного ди-джея, который крутил пластинки у prodigy - он нам наскрэтчил там. то есть, мы ее делали по схеме portishead: не брали лупы барабанные, а использовали и барабанщика, и лупы - это был полный эксперимент. она навороченная, но для ротации не подходит, потому что длинная, на 7 минут. козырев сказал: "вот когда вы как u2 будете, тогда я такую песню поставлю в ротацию". "волки": основная версия, которая войдет в альбом, дальше, - чем горжусь, - фортепьянная версия, навеянная духом дэвида сильвиана и рюичи сакамото. и радиоверсия - там есть струнные, но не живые, сэмплерные. там полифония, все слышно.

fuzz: теперь немного о группе chiron...

шура: в феврале вышла пластинка "еve" на "мистерии звука". мы добавили три бонус-трека, это ремиксы, которые нам сделали наши друзья, музыканты австралийские. и когда мы в австралии писали альбом би-2, я успел записать две песни с chiron, одна из которых будет эксклюзивно представлена на сборнике fuzz'a. мы еще сделали б песен, но не успели записать, и chiron их записывает. они берут нового гитариста сессионного, и хотят в июле или августе выпустить следующую пластинку, и, видимо, будут в это же время играть на большом готическом фестивале в германии. и, скорее всего, будут концерты в москве, киеве, риге и, может быть, в петербурге. а мы приедем, пару песен поиграем, если у нас срастется. а так они автономно работают. тенденция у группы осталась та же, - чистой воды дарк уэйв, готика.

fuzz: а почему на обложке диска написано "англоязычный проект группы би-2"?

шура: это было одним из условий выпускающей фирмы. а мне интересна не финансовая подоплека, а продвижение этой культуры. и я хочу поблагодарить людей, которые помогли - это николай куприянов, дизайнер, и андрей "коронер" наркевич из "русского готического проекта": два человека, которые тянут эту культуру. chiron для них был знаковым проектом, потому что они знают этих музыкантов еще по группе ikon. эти люди очень много помогли, они идеологи. я тоже в какой-то степени, мне нравится эта культура, и я нашел взаимопонимание среди известных журналистов - андрей бухарин известным готом оказался! он нас поддерживал и помогал тоже. как-то так странно находятся люди... просто, понимаешь, это культура, которой в россии вообще не было, кино закрыло эту нишу очень плотно. и готика в чистом виде не прижилась в россии. а все, что будет дарквейвовское, - все будут говорить, что это кино, потому что модель звуковая - joy division, the cure, sisters of mercy...

fuzz: лева, а тебе готика близка?

лева: не настолько близка, как шурику, и, по последним моим раздумьям, я покинул проект chiron, и весь новый материал шурик уже записывал один. мне, честно говоря, на какой-то момент стало скучно заниматься этим проектом.

fuzz: как быстро у вас новый материал появляется?

лева: сейчас была проверка, - мы поехали в австралию, записали половину альбома, и весь материал сложился в течение примерно 2-х недель. песни все абсолютно новые. что до текстов, то, наверно, в этом альбоме практически все песни будут мои.

fuzz: а вы не собираетесь переаранжировать старые песни?

шура: нет-нет. нам легче придумать новую песню, чем переделывать старую.

fuzz: а издать их как архив?

шура: я не думаю, что это интересно. единственная старая песня, которую мы играем в концертах - "bessy". левик, мы ведь не будем "изменников родины" переиздавать?

лева: это смешно, это было 12 лет назад! выросли мы из этого.

шура: ну, представь, мы сейчас выйдем на сцену, и будем петь: "легла бы ты со мной в постель, когда звезда на землю косит свой трезвый и холодный глаз? ложусь в постель я в первый раз..." я понимаю, если это группа руки вверх споет или отпетые мошенники - это нормально, а в контексте би-2... нам же не 17 лет. это вчерашний день. смысла нет.

fuzz: что, в таком случае, день завтрашний?

шура: "феллини" - это первая веха нашего проекта, который мы задумали с левкой несколько лет назад. он называется "биология". это значит, что би-2 выступают в качестве некоей единицы, которая с кем-то что-то делает. вот с саней васильевым мы сделали, полгода назад должны были сделать с вадиком и глебом самойловыми, но гастроли нас просто вымотали, и мы не смогли. согласился найк борзов, согласился слава петкун участвовать. есть идея сделать с борей гребенщиковым песню...

лева: мы его этот проект хотим растянуть на несколько лет, на год уж точно, чтобы каждой песне сопутствовала какая-то история. то есть, это не будут какие-то холостые выстрелы. долговременный проект.

fuzz: а инициаторами выступаете вы?

шура: да. но дальше оговаривается, что, скажем, нам проще делать музыку, концепцию саунда. все будет записываться в россии, а сводиться в мельбурне. с "феллини" не получилось, но сингл весь мы замастерили в мельбурне, мастеринг делал мартин пуллэн, который "kick" inxs сделал, у него висит сейчас золотая пластинка за deep purple концертный, он его записывал и мастерил. и он мастерил весь наш сингл, поэтому "феллини" звучит так... crunchy. и дальше все будет сводиться в мельбурне.

fuzz: говорят, вы с каким-то радио судились...

лева: ничего такого не было, просто радио "максимум" немножко раньше времени запустило "волков"...

шура: самое интересное не это: до нас дошла информация официальная, что господин лукашенко запретил к ротации все песни би-2 и сплина за песню "феллини". так что теперь перед нами красный кирпич на дороге в белоруссию.

fuzz: то есть, историческая родина для вас закрыта?

шура: но лично меня радует, что лукашенко отслеживает творческий путь группы би-2 и группы сплин. это уже хорошо.

fuzz: про вас много сплетен ходит? или анекдотов?

лева: насчет анекдотов не знаю, никто еще в лицо не осмелился рассказать. а вот сплетен очень много. вообще желтая пресса очень любит спрашивать насчет личной жизни, и очень многие считают, что мы, скажем так, нетрадиционной сексуальной ориентации. конкретно мы с этим столкнулись в прибалтике, когда нам просто в лоб задавали вопросы типа: "ребята, а не спите ли вы с мальчиками?" с нашей стороны ответы были всегда уклончивые, потому что... непонятно, что будет через год, например.

© екатерина борисова. fuzz, No.5, 2001