чтиво

би-2 на радиоволне

20 лет назад, в 1985 году два белорусских подростка лева и шура повстречались на сцене минской театральной студии "ронд". с этого момента начались творческие поиски, результатом которых стало сегодняшнее "фирменное" звучание, музыкальный стиль группы би-2, который легко узнаваем с первых аккордов и первых слов песен. география поиска " своего" звучания охватила полмира: лева и шура пробовали творческие силы в белоруссии, в израиле, в австралии. образ "полковника", которому "никто не пишет" остался непонятым в далеких странах, зато был встречен "на ура" жителями нашей большой страны. так "би-2" оказались в москве и стали сначала популярными, а затем, после выхода фильма "брат-2" всенародно известными. к счастью, головокружение от невиданного музыкального успеха миновало музыкантов, и лева с шурой принялись за дальнейшую работу. выход в 2005 году двойного альбома "нечетный воин" ясно дал понять: "би-2" не остановились на достигнутом. а это значит, что творческие поиски продолжаются. находясь в пути к новым концертам и альбомам, группа "би-2" делится некоторыми секретами своего нового "беспроводного" звучания.

лева, "би-2": на наших концертах мы постоянно перемещаемся по сцене, и одно из главных неудобств, с которым мы регулярно сталкивались во время выступлений, был ворох запутывающихся гитарных и микрофонных проводов. однако со временем в продаже стали появляться беспроводные гитарные и вокальные радиосистемы очень хорошего качества. в какой-то момент мы решили, что настало время избавиться от лишних проводов.

юрий новиков, звукорежиссер "би-2": сейчас во время концертов мы используем радиосистемы серии ulx. до этого у нас были радиосистемы другого производителя, качество звукопередачи этих систем нас не вполне устраивало. мы стали искать замену, перебрали много вариантов. так как лева работает не всегда близко к микрофону, направленность микрофона должна была быть кардиоидной. кроме того, микрофон должен был быть динамическим, потому что конденсаторный микрофон, как показал опыт работы, для левы не подходил. поэтому после долгих поисков хорошего динамического вокального микрофона, мы, в итоге, остановились на "классике" - знаменитом микрофоне sm58.

лева: конденсаторный микрофон мне не подошел по одной простой причине: у каждого вокалиста есть какие-то свои особенности исполнения, это может касаться произношения шипящих звуков, разного уровня подачи голоса и так далее. сам по себе микрофон beta 87 великолепно передает звук, у него подчеркнутые, выделенные верхние частоты, хороший диапазон, но именно для меня он не подошел. зато sm58, с его ровным, мягким звучанием и возможностью работать и вплотную к микрофону, и на небольшом удалении от него, оказался идеальным выбором.

юрий новиков: у шуры другая подача, другой тембр голоса, при разных уровнях громкости голова он отличается от вокала левы. в beta 87 попробовал петь шура, и для него этот микрофон подошел идеально. так, путем проб и экспериментов, мы разобрались - кому в какой микрофон петь. мы повсеместно используем радиосистемы ulx и для вокала, и для инструментов. сейчас у нас пять гитарных передатчиков: к ним подключена и акустическая гитара шуры, и еще несколько гитар, которые используются в разных композициях. для того чтобы избежать дополнительных перекоммутаций, на каждой гитаре закреплен свой передатчик. между песнями техник просто передает музыкантам нужную гитару с уже включенной радиосистемой. это экономит время, паузы между песнями становятся минимальными и, как результат, такое использование радиосистем влияет на общий ритм концерта. количество радиопередатчиков у нас равно количеству гитар, радиоприемника же всего три. между песнями выключается один передатчик и включается другой, настроенный на ту же частоту приемника.

лева: радиосистемами shure мы пользуемся очень активно, потому что у группы "би-2" проходит не менее десяти концертов в месяц. рэк с радиосистемами ездит с нами в поездах и летает с нами в самолетах. при такой жесткой эксплуатации никаких отказов в работе радиосистем до сих пор не было.

юрий новиков: некоторые считают, что у радиосистем ненадежен сигнал. если вы используете хорошую радиосистему, то вам гарантирован устойчивый прием сигнала. а проблем, связанных с наложением частот разных радиосистем, на самом деле, очень легко избежать. без сомнений сейчас преждевременно говорить о полном отказе от проводного оборудования. использование шнуров во время концертов останется. но система со шнуром никогда не сравнится с тем ощущением удобства, которое предоставляет радиосистема. в изменяющихся условиях, когда разные площадки отличаются друг от друга, очень удобно иметь свои проверенные радиосистемы, и свои проверенные микрофоны.

© www.shure.ru, 2006