чтиво

би-2 герои лирических боевиков попробовали "молоко"

группу "би-2" по праву можно назвать самым международным проектом на отечественной сцене. сразу четыре страны - белоруссия, израиль, австралия и россия - могут с равными основаниями претендовать на то, что оказали наиболее сильное влияние на творчество лидеров коллектива левы и шуры. возможно, именно эта самая безграничность (в географическом смысле) выгодно отличает песни "би-2" от последних произведений многих наших маститых рокеров, закостеневших в прокрустовом ложе русского рока.

завоевав сердца молодых российских фанов с помощью "полковника", заглавной темы фильма "брат-2", покорив необъятные русские просторы экзотическим "последним героем" из одноименной телепередачи первого канала, записав несколько памятных дуэтов с чичериной ("мой рок-н-ролл"), "чайфами" ("достучаться до небес"), латвийским brainstorm ("скользкие улицы"), а также совершив еще немало славных дел, - в настоящее время музыканты группы переживают, на мой взгляд, своеобразный момент истины. вроде и нужно что-то менять, но так, чтобы особо ничего не изменилось. поскольку с консерватизмом публики, как с огнем, играть весьма опасно - можно и обжечься ненароком.

думается, недавно вышедший новый альбом "би-2" "молоко" и призван показать, сможет ли дуэт сломать стереотипный образ этаких героев лирических боевиков и раскрыться в ином, быть может, весьма неожиданном качестве. главное, чтобы (не дай бог!) вдруг не пришлось, обжегшись на "молоке", дуть и на воду. о последних событиях в жизни коллектива мы беседуем с шурой.

- ваш новый альбом получил название "молоко". с чем связан выбор названия? были ли какие-нибудь другие варианты?
- рабочих вариантов было несколько, но все они нас не устраивали: либо слишком философские, либо слишком длинные - "мир не плоский", "что-то случилось по дороге в рай" и еще какие-то, уже и не помню. в общем, к ним было слишком много претензий. но несколько месяцев назад, отыграв концерт в одессе, мы сидели с левой на берегу моря - белоснежная пена, дымка над водой и все такое... я и говорю: "настроение этого альбома - молоко". тогда и родилось это название. для новой пластинки мы избрали эстетику легендарного кубриковского фильма "заводной апельсин" (увидите обложку, поймете, в чем дело). к тому же на ней есть песня "плохо кончил" со словами "сделан из хрупких пружин твой заводной апельсин".

- все ли удалось реализовать в новом альбоме из задуманного или что-то решили приберечь на потом?
- знаете, пока не все. вот мы в данный момент сидим с вами, разговариваем, а лева работает в студии - у нас есть еще одна песня, "радио вьетнам", и если сейчас все успеем сделать, а за ночь ее сведут (это единственная вещь, которая сводится в россии, все остальные - в австралии), то в альбоме будет 11 треков. а если нет - в данный момент это как лотерея, поскольку мастера мы сдаем уже завтра (разговор проходил до официального выхода альбома. - прим. авт.), - то через полгода состоится переиздание (когда компания продает весь тираж, обычно допечатывают новый), и мы поставим туда еще две композиции.

- эта работа однородна по стилистике?
- наш новый альбом поделен как бы на две части. если, к примеру, взять в руки виниловую пластинку, то у нее две стороны - a-side и b-side. соответственно, у нас "a-side" - это диско-панк, а "b-side" - это старое "би-2", готика, электроника и все такое прочее. по-моему, неудач не было, и единственная вещь, которая пока остается под вопросом, это вышеупомянутая "радио вьетнам".

- прорабатывались ли в ходе работы над пластинкой различные варианты аранжировок композиций, или они были сделаны, как задумывались изначально?
- в принципе, все было ясно с самого начала. когда мы приступили к работе над новым альбомом, то хотели, чтобы быстрые, темповые песни звучали диско-панково. вот, к примеру, "дурочка" - это электронный диско-панк. "он плохо кончил", "радио вьетнам", "привет тебе", "ты будешь драться" - скорее гитарный. но, конечно, ты никогда не можешь просчитать до конца, что все будет именно так, а не иначе.

- как вы сами считаете, творчество группы "би-2" ближе к так называемому русскому року, где идет упор на смысловую нагрузку текстов, или к западному, в котором обычно на первом месте стоит музыка?
- думаю, мы играем смесь русского рока и западного. для нас одинаково важны и тексты, и музыка. у нас не бывает так, что музыка в песне, к примеру, крутая, а текст - полная лажа. в песне должна быть манада - 50 на 50.

- а какие иностранные группы сейчас слушаете?
- в последнее время слушаю очень много разных, потому что веду с левой на радио maximum музыкальную передачу "биология". могу сказать, что мне очень понравились несколько купленных мною недавно альбомов. среди них пластинка молодой американской инди-группы spintо band, новые работы muse, razorlight, the futureheads...

- вы начинали музыкальную карьеру в конце 80-х. тогда у нас был сверхпопулярен металл...
- я бы сказал, что мы больше тяготеем к пост-панку. я никогда не был поклонником металла, скорее панка, индастриала и готики, и это периодически отражается в нашем творчестве. а металл - нет, все-таки, мне кажется, что это не очень умная музыка. я не люблю треш, не могу слушать это все. я не вижу в этом души и какой-то логики для себя.

- недавно в вашей группе произошла смена состава музыкантов. что стало тому причиной - какие-то внутриколлективные разборки?
- нет, никаких разногласий не было. дело в том, что те музыканты, которые играют у нас сейчас, уже работали с нами в студии над проектом "нечетный воин", альбомом "иnомарки". и диск "молоко" мы целиком записали вместе с ними. это наши старые друзья, мы знаем их уже очень много лет. поэтому я к ним и обратился: "чего мы только пластинки записываем - давайте уже и концерты играть вместе!"

- насколько я знаю, в программу вашего зарубежного "молоко-тура" вошли несколько каверов композиций западных групп.
- кавера мы играли и раньше. это, скажем, некая шутка, прикол такой. после песни "моя любовь" мы в той же тональности начинаем исполнять какую-либо западную вещь. одно время играли кавер на композицию the strokes, сейчас на lcd soundsystem. в европе планируем исполнять свою версию песни "hard to beat" группы hard fi; для сша, возможно, сделаем что-нибудь из white stripes.

- "молоко-тур" устраивается в расчете на наших соотечественников за рубежом или вы ожидаете, что придут и коренные жители?
- процентов на 80 это будут русскоязычные зрители. мы уже не первый раз выступаем в европе и америке, так что можем предположить заранее. вот в англии немножко по-другому: там получается примерно 60 % русскоговорящих на 40 % британцев.

- будет ли отличаться концертная программа, с которой вы выступите в россии?
- чуть-чуть будет отличаться само шоу. ведь в германии, франции и америке мы проведем клубные выступления. соответственно, для клубов мы не готовим никаких мегадекораций и т.д. в россии - в москве наш концерт пройдет в дк горбунова, в питере в дк ленсовета - будут декорации, экраны и прочее.

- в чем отличие этого тура от предыдущих?
- во-первых, мы будем играть песни с нового альбома. во-вторых, впервые попробуем сделать что-то с декорациями, с шоу. ведь в россии поехать на гастроли со своей сценой, со всеми делами - очень дорогое удовольствие. поэтому не обойтись без помощи серьезного спонсора. мы уже начали подготовку, но я не буду раскрывать секреты - увидите все на концерте.

- важен ли для вас контингент зрителей в зале? скажем, вы больше любите выступать перед рок-аудиторией, смешанной публикой или для вас это не имеет особого значения?
- как правило, на наших выступлениях преобладает смешанная публика. ведь обычно в клубы, в которых мы играем по стране, билеты достаточно дороги, поэтому в основном туда приходят люди состоятельные. ну и фаны, конечно. этим летом у нас прошло много опен-эйров - дни городов, фестивали разные - там собираются и любители рока, и просто зеваки. на наши же сольные концерты приходят те, кто идет именно на "би-2". но в целом состав публики не имеет для нас особого значения.

- были в лужниках на концерте мадонны? каковы впечатления?
- ходил. хотя уже побывал на ее концерте 10 лет назад в австралии. вообще, я очень спокойно отношусь к творчеству этой певицы. находясь на ее концерте в лужниках, я неожиданно вспомнил прошлогоднее стадионное шоу u2. вот оно меня действительно потрясло! там я словно был частью некоего механизма. а на мадонне я немножко скучал, ждал от нее больше песен 80-х.

- насколько сильно на ваше творчество повлияла жизнь в израиле и австралии. можете ли назвать себя космополитом в хорошем смысле этого слова?
- лучше - гражданином мира, потому что слово "космополит" было испорчено сталиным. а так, конечно, жизнь за границей повлияла на нас, это как-то сквозит в нашем творчестве всегда.

- говорят, что вы входите в список запрещенных групп в вашей родной белоруссии. так ли это?
- нет. просто в 2001 году тамошнее министерство культуры запретило песню "феллини". кто-то усмотрел в ней намек на нездоровый образ жизни, на наркотики и что-то еще. и какой-то функционер, который даже не слышал песни, а только прочитал где-то строчку "герой на героине, героиня на героине" - игра слов, которую блистательно преподнес лидер "сплинов" александр васильев - взял и написал запрет (мы даже видели эту бумагу). но сейчас песня "феллини" крутится в белоруссии, и мы там периодически выступаем. в прошлом или в позапрошлом году играли на концерте в честь дня освобождения белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. на том мероприятии кроме нас собралось много музыкантов, когда-либо живших в белоруссии, - "ночные снайперы", кузьмин, макаревич, свиридова и даже борис моисеев.

- вы написали заглавную песню телепередачи "последний герой", засветились в конкурсе "сердце африки" - вам по жизни близка эта тема, или вы принимали данные предложения в целях пиара? собираетесь еще поучаствовать в чем-то подобном?
- в "сердце африки" мы выступали в качестве гостей и приняли это предложение из чистого любопытства. просто подумали: когда еще в африку попадем, давай-ка лучше съездим! нам очень понравилось, потому что, помимо участия в передаче, которое заняло буквально несколько дней, мы полторы недели там отдыхали и смогли увидеть юар по-настоящему. по поводу же "последнего героя" нам позвонили продюсеры передачи и сказали: "ребята, напишете песню? у вас есть четыре дня на запись и сведение". это был наш личный тест - сможем ли мы за четыре дня сделать что-то. больше мы в такие игры, конечно, не играем. подобные предложения продолжают поступать, но мы их не рассматриваем. у нас 2006-й - киногод. кроме того, что снялись в трех фильмах, мы еще пишем музыку для кино.

- в каких фильмах?
- во-первых, это 10-серийный телефильм "москва не сразу строилась", в котором лева играет главную роль, а я эпизодическую. помимо старых вещей "би-2", - всего в сериале порядка 15 наших композиций звучит - там будет заглавная песня "научи меня быть счастливым", которая есть и в новом альбоме. я лично снялся в маленькой роли в независимом фильме "калейдоскоп" молодой девушки-режиссера, он выйдет в этом году. в нем скорее всего прозвучит наша новая песня "ты будешь драться". и еще мы снимались в фильме наших друзей "квартета и" по одноименному спектаклю "день выборов" (режиссер андрей фомин), где играли ресторанно-вокально-инструментальный ансамбль "дым над водой" и пели песню леши кортнева "ночной ларек".

- по слухам, на съемках вашего нового видеоклипа "держаться за воздух" едва не произошел какой-то неприятный инцидент.
- несчастный случай едва не произошел в конце съемочного дня, когда взрывали первую машину. мы снимали клип в песчаном карьере - стенки метров 30 высотой, - а неподалеку была деревня и, соответственно, вокруг крутились деревенские дети. пиротехники отодвинули артистов, журналистов - словом, всех, кто там был, на 300 метров. и вот в последний момент, взрывник, стоявший спиной ко всем нам, объясняет: "раз, два, три, и я взрываю!" камеры уже работают, он начинает отсчет: "раз, два..." и вдруг мы видим: детишки побежали и залегли на краю песчаного карьера - смотреть вниз, как взрывают машину. наш басист понесся с криком: "не взрывать!" и тут как рванет! но, слава богу, все обошлось.

- бывали еще подобные случаи?
- во время съемок клипа "зажигай" чуть не утонул каскадер. он сидел за рулем машины, падающей в воду (по-моему, топили ее в москва-реке). обычно, если в течение 30 секунд трюкач не появляется, то те, кто его страхует, ныряют за ним уже с аквалангами. полминуты прошло, все ждут, а его нет... ну, на 40-й секунде он выплыл.

- как метко сказал евтушенко, "поэт в россии больше, чем поэт". чувствуете ответственность за те идеи, которые несете в массы? в чем это выражается?
- конечно, за каждую песню ты несешь ответственность. но группа "би-2" от социальных рокеров отличается тем, что мы ничего не декларируем. у нас есть личная позиция, которая касается нашего политического мировоззрения, но песни мы поем про любовь.

- чего вы никогда не стали бы делать для достижения популярности?
- писать песни про какой-то бренд. например, про кефир или, скажем, пиво.

- сложилось мнение, что у всех рок-музыкантов проблемы с алкоголем и наркотиками.
- у нас их нет - ни с наркотиками, ни с алкоголем. у группы в райдере числится бутылка коньяка, и каждый из участников может выпить 50, иногда 100 грамм. порой коньяк так и остается нераспечатанным. все от настроения зависит.

- будет ли продолжение проекта "нечетный воин"?
- этим летом в израиле мы с михаилом карасевым этот вопрос обсуждали. думаю, что продолжение, конечно, будет, но другим. однако это произойдет не сейчас и даже не в следующем году. может, через год или через два.

- какое впечатление осталось после запуска "нечетного воина"?
- я считаю, что в россии таких проектов еще не было. подобное существовало у нас в 80-х, когда музыканты кооперировались, создавали сайд-проекты, все было очень серьезно. и я считаю, что это опыт позитивный. лично для нас - в том, что мы взяли и объединили многих своих друзей-музыкантов, дали им (и себе в том числе) возможность побывать в другой роли. они никогда не звучали так, как на "нечетном воине", показали другое лицо своих коллективов. ну и мы все просто записали хорошие песни. правда, мне показалось, что пластинка вышла немного не в свое время. похоже, мы опередили события. история этого альбома через несколько лет наверняка еще всплывет.

© вячеслав логачев, 2006