чтиво

би-2: "быть на шаг впереди"

группа "би-2" давно перешла в разряд культовых. в послужном списке лёвы и шуры не только громкие релизы и сотрудничество со звёздами рок-сцены. они снимаются в фильмах, играют в спектакле и ставить точку на этом не собираются.

ваше сотрудничество с культовым английским диджеем полом оакенфолдом для многих оказалось неожиданностью…
шура:
сотрудничество только началось. пол предложил добавить в свой новый альбом российскую песню. сейчас он пишет музыку, после чего лёва начнёт сочинять текст. но я бы не назвал такое партнёрство неожиданным. ещё в 80-х мы увлеклись электронным звучанием, а диско-панковые элементы у нас присутствовали всегда, только теперь их стало больше. хотя за "вертушку" я встал недавно, всего пару лет назад попробовал себя в амплуа диджея.
лёва: диджеями мы стали с подачи английских музыкантов. увидев, как они работают за "вертушками", мы поняли, что тоже сможем. технология у них довольно простая: по окончании трека они снимали иголку и меняли пластинку. правда, мы не стали копировать их манеру, а предпочли сводить треки как и полагается. даже пару раз брали уроки диджейского мастерства у знакомых клубных артистов.

какую музыку предпочитаете ставить на вечеринках?
лёва:
наш клубный репертуар близок к эфирному. многое из того, что звучит в нашей радиопередаче "биология", играем на танцполе.
шура: как таковой хаус я не ставлю, предпочитаю диско-панк, нью-вейв, синти-поп, электро. однажды случилась забавная история. в клубе "пропаганда" передо мной выступал диджей, отыгравший практически всю мою музыку. я подошёл к нему с воплем: "что ты наделал?! что мне теперь играть?" он только руками развёл. мне ничего не оставалось, как представить своё видение только что прозвучавшей музыки.

по энергозатратам выступление перед небольшой группой поклонников, наверное, отличается от концерта перед многотысячной аудиторией. как восстанавливаетесь?
шура:
сегодня мы играем в клубе "б2" вместимостью 700 человек., а через пару дней - на площади перед несколькими тысячами слушателей. но по энергетике эти концерты ничем друг от друга не отличаются. энергозатраты тоже примерно одинаковые. после выступления приходится восстанавливать силы: к примеру, пить зелёный чай. но надолго выпадать из трудового процесса мы себе не можем позволить, а то потом долго и трудно возвращаться, входить в форму. один-два раза в год берём отпуск, на пару недель уезжаем в экзотические страны или на курорт. правда, в этом году у меня отпуска не будет. в августе я полечу в мельбурн - "сводить" один проект. у нас там друг держит отличную студию, нам нравится с ним работать. кстати, в австралии было сделано немало наших пластинок.

даже в начале вашей карьеры вы делали ставку на качественный звук и аранжировку. вы ни разу не отступали от этого правила?
шура:
нет, иначе мы изменили бы себе. опуститься уровнем ниже невозможно, топтаться на месте тоже. приходится двигаться дальше, всегда быть на шаг впереди.

жаль, что этого нельзя сказать про всю современную эстраду.
шура:
ну почему же? некоторые группы звучат вполне достойно. мне всегда нравились "мумий тролль" и земфира, отлично звучат "гости из будущего". кстати, юра усачёв - идеолог дуэта - очень талантливый электронщик. он сделал нам несколько замечательных ремиксов в самом широком спектре.

несколько ваших последних работ были написаны под влиянием большой литературы, например, "заводного апельсина" энтони бёрджесса и романов габриэля гарсиа маркеса. для вас искусство - это основной источник вдохновения?
шура:
это универсальный внешний раздражитель. хорошая книга найдёт отклик практически у любого читателя. но нельзя исключать и личные переживания. правда, я бы так сильно не связывал "заводной апельсин" с нашим последним альбомом "молоко". единственное, каким образом книга отразилась на нашей пластинке, так это в оформлении и названии. его мы позаимствовали у одноимённого бара в романе.

вы снимались в фильме "москва не сразу строилась", "калейдоскоп", "день выборов", писали саундтреки к "брату-2", "я остаюсь", реалити-шоу "последний герой". получается, что ваш роман с кино - это серьёзно?
шура:
мне приходилось играть самого себя в эпизодах. в "калейдоскопе" мне досталась небольшая роль, поэтому я не сильно напрягался. а вот лёве доверили главную роль в сериале "москва не сразу строилась", который, надеюсь, вскоре появится на экранах. на мой взгляд, сейчас происходит российский кино-revival. снимается масса неплохих фильмов, появилось много новых режиссёров, в частности кирилл серебренников, который раньше работал только в театре, алексей герман-младший и другие. но хотелось бы побольше независимых фильмов, лично для меня - хорошей фантастики. всё-таки кино должно быть разнообразным.

несёт ли какую-либо просветительную нагрузку ваша радиопередача "биология"?
шура:
мы даже и не думали взваливать на себя такую ответственность. просто создаём альтернативу радийному формату. предлагаем всем тем, кто устал от бесконечных повторов одних и тех же песен, послушать что-нибудь совершенно другое. мы ставим новинки, которые почему-то игнорируют другие, но которые заслуживают внимания. наши гости делятся со слушателями своей любимой музыкой. честно кажу, ситуация с радиостанциями не из лучших. слушать нечего, везде одно и то же. спасение только интернет. здесь можно найти любую музыку.

кстати сказать, вы тоже его отлично освоили…
лёва:
да, завели страницы на livejournal, youtube, myspace. правда, пираты хакнули последнюю уже два раза, пришлось перейти на virb. блог на myspace полностью на английском и был сделан для наших друзей и поклонников за границей. сразу после его открытия у нас обнаружилась масса друзей, чьё творчество мы с удовольствием ставим в "биологии".

на западе в последнее время меняется расстановка приоритетов: уже не тур в поддержку альбома, а альбом как повод для тура. вы на себе это ощутили?
шура:
нет. альбом всегда был первичен, а гастроли вторичны. основной доход для артиста - роялти. редко когда группа отправляется в турне без пластинки. хотя, не скрою, сегодня звукозаписывающие компании терпят колоссальные убытки. нынешние падения продаж физических носителей связаны с распространением интернета и процветанием пиратства.

наверняка вас самих пираты серьёзно донимают?
лёва:
все наши коллеги одинаково страдают от пиратов. и очень жаль, что не видно результатов от подписанных правительством постановлений о борьбе с нарушением копирайта. на практике всё как было, так и осталось. рядом с моим домом стоит ларёк, где продаются наши диски за копейки. хотя я сам грешу тем, что периодически покупаю там нелицензированное кино. но даже если в москве и питере пиратов погонят, то есть же ещё регионы, где всё это процветает и будет процветать пышным цветом. с другой стороны, и зарплаты за пределами мкад другие. если человек получает 400 долларов, то он просто не сможет отдать 30 долларов за лицензионный диск - это же серьёзный удар по бюджету. так что нельзя никого упрекать. люди хотят смотреть свежие фильмы, слушать музыку, поэтому и подстраиваются под имеющие возможности.
шура: но вот музыку я буду брать только на пластинках, а потом с них заливать к себе в плеер, потому что качество, которое мне предлагают многие mp3-сайты, меня категорически не устраивает.

© "арбат престиж" (№ 07/08), 2007