чтиво

необратимость успеха

когда читаешь историю группы "би-2", то невольно обращаешь внимание на "сдутую", довольно короткую первую часть и просто наполненную всевозможными событиями вторую. очевидный водораздел в жизни музыкантов приходится на тот момент, когда алексей балабанов с сергеем бодровым из пятидесяти потенциальных претендентов для участия в блокбастере "брат-2" остановили выбор на наших бывших соотечественниках. после чего песня "полковнику никто не пишет" начала свое автоматически победное восхождение на первые строчки хит-парадов. "автоматически победное", потому что сердце слушателя было уже завоевано неотразимым обаянием багрова-бодрова, который под эту песню в стиле компьютерной игры расправлялся с теми, кто в его коллективной русской душе ассоциировался с понятием "враг".

здесь я позволю себе небольшое отступление. с моей точки зрения, успех группы предопределили несколько факторов. во-первых, участие группы в кинопроекте (что, кстати, остается абсолютно недооцененным ресурсом продвижения музыкантов на постсоветском пространстве). во-вторых, статус вернувшихся "оттуда". это один из наиболее любопытных механизмов советского-постсоветского сознания, которое воображает, что "там" живут "совершенно другие" люди. но об этом позже. в-третьих, то, без чего первое и второе никогда бы не сработали, - индивидуальный, ярко очерченный стиль и (простите за клише) безусловная вера в собственную звезду. поскольку именно последняя помогла ребятам, когда они с автоматами в руках работали охранниками в израиле и на птичьих правах существовали в москве, до того как к ним пришел первый успех.

после чего "би-2" оставалось этот успех закрепить и продолжать оставаться собой в музыкальном плане, то есть играть, в общем, красивый мелодический рок. и тут ребятам помог их зарубежный опыт. где сыграло роль все, вплоть до того, что они записывались в одной студии со знаменитой австралийской группой inxs.

что ни говори, а слово "отличный" предполагает "отличие от других". а это и нездешний австралийский саунд (над сведением и мастерингом практически всех альбомов группы трудился их австралийский звукорежиссер). также сыграла свою роль характерная больше для западных исполнителей раскованность музыкального мышления. и судя по списку мероприятий - по-западному четкий менеджмент, благодаря которому зритель, кажется, ни на минуту не забывает о своих любимцах. дело в том, что у нас до сих пор существует некая ложная стыдливость, связанная с "недостойной" популярностью рок-музыканта. советский и так называемый русский рок, озадаченный поисками истины, был устойчиво антигламурным явлением. участие в различных поп-мероприятиях (конкурсах, телевизионных шоу и т.д.) считалось недостойным светлого образа русского рокера, который должен был бороться за правду, а не показывать пример красивой жизни. группа "би-2" с видимым удовольствием участвует в самых разных мероприятиях, начиная с "максидрома" и заканчивая явно попсовой "новой волной" в юрмале, попутно не забывая о промо-акциях, направленных на сближение со своим слушателем. это концерты "для своих", где музыканты играли бесплатно только для самых преданных своих фанатов, "чаепитие с "би-2", конкурс красоты, организованный музыкантами...

вызывает интерес еще одна "фишка" группы. названия композиций и альбомов довольно часто отсылают к культовым произведениям кино и литературы - тот же "полковник", очевидно, навеянный прозой маркеса, ранний альбом "...и корабль плывет" (название фильма феллини), а также спетая совместно с группой "чайф" композиция "достучаться до небес". эстетика последнего альбома "молоко" пронизана атмосферой фильма стенли кубрика "заводной апельсин". музыканты косвенно делятся со слушателем тем, что для них имеет смысл в окружающем их культурном пространстве.

как раз ради этого последнего проекта ребята делают вещь уже вообще неподвластную пониманию русских рокеров - они полностью меняют состав группы, поскольку "по-западному" вполне прагматично считают неизбежной необходимость перемен. у группы поменялось звучание, а для нового звучания нужны новые люди. и это говорит только о том, что музыканты делают все, чтобы понравиться слушателю. что на самом деле совсем не так плохо. на концерте, который пройдет 1 ноября в минском дворце спорта, лева и шура "би-2" обещают представить все самое лучшее, что было ими создано.

значит, слушателю должно понравиться еще больше.

© сергей пукст, 2008