чтиво

акционерное творчество

доля везения

что для вас музыка? хобби? бизнес? работа?


лева: начиналось все с простого увлечения, а мотивация заключалась в том, что нам хотелось нравиться девочкам. в возрасте 14-16 лет это было актуально.
шура: это актуально всегда (смеется). а вообще у нас с детства была мечта под названием "би-2". однозначно можно сказать, что мы не относимся к музыке только как к работе, но дела стараемся вести по правилам бизнеса. лева: чаще всего бизнес строится на эфемерных формулах, когда продается, по сути, воздух. мы же выгодно отличаемся тем, что сами производим и продаем продукт, все честно.

а когда увлечение стало бизнесом?
л: ровно тогда, когда это стало интересно не трем людям, а сотням тысяч. произошло это после возвращения в москву в 1999-м. и в тот момент было важно правильно расставить акценты. есть расхожее мнение, что каждый музыкант должен быть голодным. но я лично с этим категорически не согласен. для реализации наших замыслов необходимы хорошие студии, а это стоит денег.
ш: каждая работа должна быть оплачена. можно, конечно, играть в свое удовольствие, но нас ведь в группе не только двое. плюс "би-2" тратит большие средства на производство. если все предыдущие пластинки мы сводили в австралии, то сейчас появилась возможность сделать это в лондоне у известного продюсера эдриана бушби, который получил две премии "грэмми" за последние три года - с группами "muse" и "foo fighters". понятно, что это недешево. кроме этого, надо снимать клипы, делать мастеринг.

насколько дороже выходит сведение пластинки в лондоне?
ш: не скажу, сколько именно, но дороже. понимаете, у австралийца эдама калаитиса, который занимался нашими предыдущими пластинками, мы одна из самых успешных групп, хотя он и сводил такие коллективы, как "real life" и "ikon". и поскольку мы уже больше друзья, то цены остались на уровне 1998 года.

в россии про группу "би-2" все услышали после фильма "брат-2"? как вы туда попали?
л: это заслуга, в первую очередь, продюсера михаила козырева. к моменту нашего появления в проекте сам фильм был готов, им требовался звуковой ряд. у режиссера алексея балабанова была договоренность с группой ддт, но что-то не сложилось, после чего михаил козырев предложил ему взять группы, которые к тому моменту крутились на "нашем радио", и сделать микс. музыкальные композиции отбирал лично балабанов, и мы попали в число счастливчиков. и пошло-поехало.
ш: да, все совпало в один месяц. вышел наш альбом, потом фильм, затем мы приняли участие в фестивале "максидром". для фильма, к слову, пришлось доснять сцену, где мы выступаем в клубе в чикаго. все происходило в одном из клубов санкт-петербурга, хотя с алексеем балабановым мы договорились, что после выхода фильма в течение десяти лет не будет рассказывать, что дело было не в чикаго.

то есть ваш быстрый взлет - везение? или был скрытый рецепт успеха?
ш: рецепта нет никакого, а доля везения, конечно, присутствовала. но ведь мы шли к этому успеху довольно долго, с момента первой репетиции в 1988 году прошло 12 лет. не бывает так, чтобы - бац! - и за один день все случилось. то есть у кого-то может так и происходит, но не у нас.

акционеры для диска

сейчас сделать карьеру в шоу-бизнесе сложнее или легче, чем в начале 2000-х?

ш: легче. тогда не было такого быстрого интернета, путь к слушателю был длиннее, надо было для начала попасть на радио, снять клипы. сегодня это все необязательно: снял ролик на iphone, выложил в интернете - и тебя уже знают миллионы.

вы ведь тоже рассчитываете использовать возможности интернета?
ш: да, мы одними из первых в россии обратились к поклонникам, предложив им взаимодействовать напрямую без участия рекорд-компаний в рамках специальной схемы. любой человек может до 1 декабря вложить определенную сумму и затем гарантированно получить новую пластинку.
л: собственно, выбор довольно простой: платить пиратам или платить нам. в последнем случае вы получаете лицензионный альбом.

а в чем суть схемы?
ш: это своеобразная форма акционирования. мы предлагаем поклонникам приобрести два вида билетов - серебряный и золотой. оплатить их можно любым удобным способом, в том числе и послав со своего телефона sms на специальный номер. стоимость серебряного билета составляет 250 рублей, его обладатели получат 1 декабря новый альбом в форме специального приложения, которое можно закачать в телефон. там будет музыка в различных форматах, тексты песен, видеоклипы, наши блоги и небольшая социальная сеть. все это работает посредством портала "planeta", с которым мы сотрудничаем. золотой билет стоимостью 1000 рублей дает право получить альбом в привычном формате - двойной диск с бонусом - и одновременно служит билетом на концерт 1 декабря, где состоится презентация пластинки.

то есть вы тем самым демонстрируете, что время физических носителей уходит?
ш: нет, диски мы все равно будем печатать, поскольку многим поклонникам хочется иметь на руках полный package. я сам люблю покупать музыку на cd и виниле. хотя нельзя отрицать, что тиражи cd за последние годы резко упали, поскольку вся музыка лежит в интернете. к примеру, по данным компании "sony music", продажи нашего второго альбома, "мяу кисс ми", вышедшего в 2001 году, составили 800 тысяч копий. в 2010 году альбом "о чем говорят мужчины" был выпущен тиражом всего 100 тысяч. сейчас даже в великобритании для получения золотого статуса надо продать лишь 15 тысяч копий, раньше требовалось 300 тысяч! а если ты в россии сегодня продашь 15 тысяч, это счастье. в этом свете наш альбом без носителя выглядит перспективнее, поскольку там не просто музыка, но и много других материалов.

но он все равно быстро появится в сети.
ш: понятно, что к вечеру 2 декабря весь альбом будет выложен в интернете, но мы этого не боимся. то, что мы предлагаем, - новая схема взаимоотношений между артистом и поклонниками. на портале ""planeta мы бесплатно выложили все свои альбомы в идеальном качестве: качайте, слушайте на здоровье. но если хотите получить новую пластинку в числе первых - участвуйте в нашем предложении. плюс у нас для акционеров есть разные бонусы. к примеру, первые 50 человек получили цифровые автографы, первыми услышали наш сингл "безвоздушная тревога" с участием тамары гвердцители. они находятся в эксклюзивном сообществе, это выгодно и интересно.

а много у вас акционеров?
ш: не могу сказать. нам пришлось потратить довольно много времени, чтобы объяснить поклонникам, что именно мы им предлагаем. некоторые поначалу отнеслись к идее с опаской, но как только первые акционеры стали получать бонусы, начался эффект сарафанного радио.

песни на кухне

какими еще новыми проектами порадуете поклонников?

ш: с 10 ноября мы совместно с друзьями - вадимом самойловым, олегом чеховым, андреем чибисом и ильей бачуриным - запускаем интернет-радиостанцию "субстанция", которая будет специализироваться на инди-роке.

у вас же уже есть интернет-радио "би-2.101"?
ш: это разные вещи. наш совместный проект с порталом 101.ru - потоковая станция. а здесь будет настоящее радио с диджеями и специальными программами, где круглые сутки будет звучать инди-рок, дабстеп и готика. 75% контента будет составлять британская музыка плюс русские группы, которые не крутятся больше нигде, - "tesla boy", "motorama", "bajinda behind the enemy lines" и другие. это будет станция, которую многим хотелось бы слушать, но она будет вещать не на fm-диапазоне, а в интернете.

зачем вам это? и кто инвестор проекта?
ш: на разогреве перед нашими концертами иногда выступают талантливые инди-группы, которым негде вещать. мы пытаемся эту ситуацию исправить. нам самим это нравится, да и рынок существует - такую музыку слушает молодежь. что касается инвестиций, то мы пока вложили собственные средства. в интернете все не так дорого, это все измеряется масштабами десятков тысяч долларов.

а почему не запустить радио в fm-диапазоне?
ш: конечно, в перспективе хотелось бы иметь свою fm-радиостанцию, но это дорого, речь идет о миллионах долларов. плюс радийный рынок у нас довольно специфичный. посмотрите, к примеру, на лондон, где вещают 10-12 станций: слушать из них можно от силы половину, в частности, enemy radio, xfm, bbc one. и сравните с москвой, где 30 радиостанций, но при этом те, кто хочет слушать музыку, не включают fm, а находят то, что нужно в интернете.
л: fm-диапазон монополизирован, все кнопки находится под контролем корпораций, управляются одними и теми же людьми, в результате, и музыка одна и та же. последнее время вообще стало модно дарить друг другу радиоволны на день рождения. а слушать все так же нечего.

вы не задумывались, чтобы поставить написание песен к фильмам на поток?
л: после "брата-2" мы участвовали еще в нескольких проектах и даже специально писали музыку для двух фильмов - "о чем говорят мужчины" и "седьмой день". помимо этого, во многих фильмах просто использовалась наша музыка. если честно, нам больше нравится последний вариант, поскольку режиссеры, как правило, люди капризные и не очень любят музыку. они мыслят другими категориями: здесь отрезал, там пришил. так невозможно, музыка - это ведь не математическое построение. и если бы за это еще платили нормально. бюджеты в российском кинематографе довольно скромные, если говорить о тех суммах, которые выделяются на звуковой ряд. и терпеть все эти издевательства за такие деньги мы не готовы.
ш: но нам чрезвычайно интересно было сотрудничать со всеми режиссерами. особенно приятно, конечно, с "квартетом и", они наши друзья. там все идеи рождались, как правило, на кухне. правда, не всегда все получалось гладко...

в каком смысле?
л: очень смешной был случай с песней "вечная призрачная встречная". мы довольно долго обсуждали как раз на кухне, каким должен быть конец фильма "о чем говорят мужчины". предполагалось, что мы должны сделать песню именно для финала, ребята рассказали, на что это должно быть похоже, и нам показалось, что мы все поняли. сделали, принесли готовый вариант... видели бы вы, какие глаза были у ростислава хаита. он сказал: "ребята, да вы что, у нас же комедия!" наверное, в момент обсуждения у него просто было настроение такое... трагическое. (смеется)
ш: вот поэтому песня звучит перед финалом, а завершают фильм "реки любви".

корпоратив на танцполе

в россии сегодня реально зарабатывать в шоу-бизнесе?

ш: конечно. другой вопрос в психологии и амбициях. у нас ведь есть артисты, выступление которых стоит столько же, сколько концерт стинга... но по качеству это совершенно не соответствует мировому уровню.

видимо, поэтому все российские звезды - для внутреннего употребления?
ш: сложный вопрос. но пока действительно никто из российских артистов, за исключением tatu, не может похвастаться международным признанием.

всех устраивает ситуация, когда основной канал заработка российских звезд - корпоративы.
ш: не вижу в этом ничего плохого. для нас, к слову, это не основной канал заработка, мы даем довольно много концертов. но если поклонники хотят увидеть нас в приватной обстановке, никаких проблем. мы не делаем различий между обычными выступлениями и корпоративами, играем те же самые песни, и, в конечном счете, все гости точно так же отжигают на танцполе.

что вас больше всего беспокоит на музыкальном рынке?
л: хотелось бы, чтобы государство, наконец, повернулось лицом к творческим людям, в частности, в вопросах защиты авторских прав.
ш: нет, пиратство уже не так актуально, а вот всякие рао (российское авторское общество - прим. "рбк"), с которыми мы боремся, точно надо к ответу призвать. представляете, они нам прислали как-то раз сумму в 10 тысяч рублей авторских прав за год. мы подумали, что это, как минимум, странно, и начали судиться. потребовалось два года, чтобы они начали платить то, что положено.

бриф

почему первая группа называлась "берег истины"?

л: это был юношеский поиск.
ш: ага, начитаешься маркеса или сартра - и тянет на умные фразы. когда тебе уже 40 лет, этот мир воспринимается слегка по-другому.
л: самое хорошее название для группы - которое ничего не выражает.
ш: и оно должно быть короткое! потому что написать "би-2" на афише легко и приятно. а представляете, как, к примеру, выводить "стас михайлов"? (смеется).

вы помните, когда заработали первые деньги?
ш: ну в период с 1991 по 1999 годы мы перепробовали много профессий. что касается музыки, то ни в белоруссии, ни в израиле мы ничего не зарабатывали. в австралии клубные концерты приносили какие-то деньги, но они быстро расходились. да и в москве поначалу все, что мы зарабатывали, вкладывали в запись и развитие проекта.
л: жизнь всегда предоставляет различные возможности, но мы всегда выбирали музыку. и этот вариант в любое время был довольно рискованным.

из-за возможных творческих неудач?
л: откровенные провалы были, пожалуй, лишь в белоруссии на заре нашей творческой деятельности. помню один из концертов группы "берег истины", где я был одним из вокалистов и готовился выйти на сцену для исполнения третьей песни. но группа так плохо играла, что нас выгнали после второй. и я так и не вышел на сцену (смеется).

у вас есть мечта?
ш: у меня в детстве была мечта: побывать в ливерпуле и посмотреть, где обитали "the beatles", и во время последней поездки на туманный альбион мы ее осуществили. проехали маршрутом из лондона в ливерпуль на замечательном авто - rolls-royce shadow 1973 года.

вы по жизни друзья?
ш: да. сейчас вот мы живем в соседних подъездах.
л: но это, конечно, не является основным фактором. мы дружим с детства.

© сергей рябов, рбк, 2011