чтиво

бикамерон – ххi (fuzz)

"мы никогда не были ортодоксами",- обронил лева где-то в середине разговора. это правда, которая обязательно вычленяется из всего, сказанного и сделанного би-2. через запад и восток, - белорусская группа из австралии, потом москва, и сразу полтора года аншлагов… слыханное ли дело? тех, кто вернулся из-за горизонта не с понтами и экзотическими бирюльками. а с умением (всего-навсего…) играть музыку, делать звук, писать тотально хитовые альбомы, не прогибаясь ни перед кем и не навязываясь никому, легко невзлюбить, обложить кучей сплетен и злорадно ждать первого неверного шага. а его не будет. пуля находит виноватого, а смелого боится и летит, жужжа, как запоздалая муха, мимо - в тех, кто до сих пор путает рок-н-ролл с наглядной агитацией, деньги со славой, профессионализм с окаменелой боязнью выйти из имиджа… а эти ребята ломают себе стереотип за стереотипом,творят что хотят, прививая к громоздкому стволу отечественного рока тугие веточки западных приемов, - и им как-то все удается. труды и дни остаются лишь за кадром, на виду - лишь брызги цветных финишных лент. все новых и новых.

всегда есть, о чем у них спросить, всегда есть, что услышать в ответ. истории сменяют одна другую как главы хорошей книги - стремительно и плавно. поэтому главам нет названий, - чтоб не отвлекаться от сюжета. и от рассказчиков. в этом жанре они тоже не из последних, считает екатерина борисова.

i.

шура: обычно все музыканты говорят: "лето - не сезон, концертов не будет". но был такой шквал концертов, что я еле выбил себе 10 дней отпуска, поехал со своей девушкой на кипр. меня многие друзья- приятели уговаривали туда съездить, но я раньше был в предубеждении. оказалось обалденное место, мы жили в 5 километрах от айнапа, а это родина английского гаража. такой маленький городок, куда летом съезжается до 200 тысяч людей, там клуб на клубе… и море там обалденное.

а несколько дней назад мы были почти в "горячей точке" - во владикавказе. мы были единственной живой группой, которая играла там за все время существования этого города на большой площадке… на площади перед памятником ленину. 15 километров от назрани, 45 - от грозного. но там тихо, место красивое, горы… а вообще было очень много концертов. неделю мы зависали в нью-йорке, еще где-то… продолжение "феллини-тура" было летом, курортные города типа одессы, сочи.

fuzz: а в нью-йорке что было?

шура: знаешь, такая смешная история. "феллини-тур" вообще-то был официально закончен в конце мая в нижнем новгороде. потом вот нью-йорк нарисовался, - и мы сказали: "пусть там будет финальная точка". после нью-йорка миша козырев говорит: "ребята, у меня "нашествие"…" мы поставили жирную точку. а потом мы съездили еще в десяток городов, где тоже ставили жирные точки, и 11 октября поставим… совсем.

ii.

шура: про "нашествие" что могу сказать? организационно было лучше, но состав участников более вялый, чем в прошлом году. единственная группа, на которую я обратил внимание - total, очень профессионально звучат, живо.

лева: у меня вообще от летних фестивалей впечатление очень плохое. мне не понравились ни "нашествие", ни "крылья"… может, только "максидром". там как-то очень все давно, и - действительно праздник. мне кажется, на фестивалях пропадает очень большой процент энергии у музыкантов. они очень многое теряют от всей суеты, разношерстной публики… фестиваль - это. конечно, здзорово, но в маленьких дозах. а когда все это фигачит через каждый месяц, пропадает ощущение честности, что ли. одни и те же люди, лица…

fuzz: все рутина, все работа?

лева: да, и зритель начинает к этому так же относиться.

шура: я вспомнил! летом был очень положительный фестиваль - "таврийские игры". мы попали туда случайно с группой red elvises. группа, которая нас всех поразила, удивила и обрадовала. и вообще все положительно было. был этот пафос украинский, обалденный звук - покруче, чем на "крыльях", сцена, свет такой был!

лева: стандарт европейского серьезного фестиваля. не было такого: "ребята, вам через 5 минут на сцену!", там все работает как машина. вообще очень здорово, что есть такой момент как "солянка", то есть выступают 2-3 группы. в этом есть свой кайф, потому что уже выстроена определенная концепция. группы собираются не какие попало, а конкретно одной концепции, одной волны, например, или какого-то события. вот почему фишка с "братом" была интереснее, чем просто фестиваль? потому что все было под эгидой одной идеи. а фестивали как таковые сейчас никаких идей не несут, потому что это же смешно - ну, "рок против наркотиков", это вообще… не то, что музыкантам это не актуально, просто люди, которые приходят, говорят: "проблема наркотиков существует!" а что такое проблема наркотиков? она всегда есть, и решить ее таким образом нельзя. какая-то бессмысленная херня абсолютно.

fuzz: а если сбор фестиваля идет в наркологическую больницу?

лева: тогда, наверно… да.

шура: хотя я не верю, что эти деньги попадут туда, куда надо.

iii.

шура: у нас метаморфоза такая произошла… мы ж запустили недавно "мою любовь", и на "модернизации" у нас был премьерный показ, когда люди уже чуть-чуть знают. а у нас там идут кое-какие лупы с компьютера, и пока, барабанщик перезаряжал технологию, левчик, чтоб заполнить паузу, начал один играть и петь. и когда зал подхватил, меня эта песня вставила, - и все встало на свое место. знаешь, что меня поразило? у нас первая половина программы - медленная. а в зале происходит вот это вот…

лева: это называется - первый шаг к профессионализму. вообще за первый год существования у нас прошел тот нервозный кураж, который часто привлекает зрителей, но очень быстро начинает раздражать. щенячье такое веселье на сцене. и мы стали врубаться, что можно с залом общаться разными способами. хорошо, что есть возможность сравнивать, смотреть. например, большим потрясением был для нас концерт depeche mode. потрясением и доказательством того, к чему мы идем. то есть никаких аналогий не надо, у нас совершенно своя дорога, но для сравнения было интересно все это увидеть. тем более что, живя за границей, мы посмотрели многих исполнителей, вплоть до клубных выступлений групп абсолютно неизвестных. скажем, в нью-йорке, в манхэттене, мы пошли в какой-то клуб, и там просто сидят четыре негра, из них только один молодой - барабанщик, а все остальные дядьки лет по 60. и в зале такое происходит! вот пример того, насколько разные есть способы воздействия на зрителя. можно эпатировать, накинуться на зрителя, сидеть на нем, прыгать, - а можно каким-то другим образом это сделать.

fuzz: а вот эти ваши "хождения в народ" - они запланированы?

шура: с того момента, как мы купили себе радиопередатчики, у нас было очень много смешных историй. мы купили их как раз перед туром со сплином, потому что это удобно - провода-то ломаются, рвутся, и, тем более, можно погулять-походить, посмотреть людям в глаза, подержаться за руки… в нескольких городах - я вниз выхожу, играю соло, и подохдят ребята: "можно автограф?" я говорю: "ребята, я сейчас соло играю…" "да брось ты, фонограмма же!"

лева: это просто все придумалось в какой-то момент. а на каждой площадке - разные условия: на некоторых можно со сцены сделать шаг, а на других нужно бежать, обходить…

шура: про "максидром" расскажу историю. играем "серебро", я ходил-ходил, и мне на коду нужно вернуться. возвращаюсь, а там стоит милиционер: "ваш пропуск? я вас не пущу без пропуска!" я говорю: "у меня там группа…" и тут бегунов меня просто втащил на сцену, милиционеру говорит: "ты что, офигел?" в клубах я тоже стараюсь такое делать. интересно, что у людей в глазах-то делается, - скажем, в дорогом клубе.

fuzz: и что?

шура: каждый раз по-разному. они просто иногда шокированы бывают, потому что я могу сесть за столик, где этакий мужчина с молодой девушкой сидит…

лева: самое смешное на заказных мероприятиях, когда какие-то члены правительства, бизнесмены..

fuzz: такие у вас тоже бывают?

шура: а как же! у всех бывают…

iv.

лева: вообще напутана вся эта история - попса, рок-н-ролл… люди не понимают, что просто есть отношения типа "музыкант-слушатель". кто слушатель - неважно, если песни нравятся. глупо говорить ,что музыканты-рокенролльщики - проститутки, если они выступают перед богатыми людьми. ведь это же прикол, что в последнее время все богачи слушают рок-н-ролл!

шура: был нефтяной магнат, у него был день рождения. и мы там со сплином играли "феллини" - ты не поверишь - восемь раз! на даче брежнева…

лева: человек плакал, говорил: "вот оно, вот!" и это нормально. вот ты представь, что ты - человек, который зарабатывает в неделю несколько миллионов долларов. и у тебя просто физически не хватает времени, - чтоб за такими деньгами следить, надо много времени этому посвящать. я говорю не про бандитов, а про людей, которые занимаются серьезным бизнесом. и им проще группу пригласить к себе, где соберутся люди… ведь сейчас поколение богатых людей не сильно отличается по возрасту от нас. и эти люди совершенно внятно-адекватно слушают, о чем мы поем.

шура: причем за границей та же история, нормальное явление. многие группы так играют. и меня удивляют заявления, что группа би-2 - это попса: мол, они были у пугачевой на "рождественских встречах", они пришли на "овацию", чтоб получить премию! а почему никого не удивляет, что в австралии премию "aria award" ник кейв получает вместе с кайли миноуг или с наталии имбруглией? или "mtv awards", где бритни спирс, эминем, и тут же rammstein и u2?

лева: у этих наград нет никакой тенденции. и мы будем приходить их получать до тех пор, пока нам их будут давать бесплатно.

шура: мы ни за одну награду не заплатили. знаешь, что "овация" стоит 20 тысяч долларов? и ее можно купить?

fuzz: неинтересно ведь призы-то покупать…

шура: у кого-то есть своя фишка - покупать призы, это промоушн такой. у нас совсем другая история. и, опять же, - "вот, группа би-2 работала под фонограмму!"

лева: мы попробовали на "золотом граммофоне" выступить живьем. ладно, ты выходишь, сыграл, все хорошо. а потом люди, которые сводят весь этот звук, они…

шура: им наплевать, просто наплевать! а человек, который это смотрит, говорит потом: "да-а, группа фиговая!" он не понимает, что происходит.

fuzz: фонограмма как сохранение качества звука?

лева: это как фильм. в "брате-2" мы тоже скачем под фонограмму. конечно, там звук студийный!

шура: в начале 98-го года нас телеканал австралийский молодежный пригласил поучаствовать вживую. просто кабельный канал, но такой звук был! мы там 6 часов торчали, чтоб одну песню записать.

лева: мы снимали раз 10, наверно. и ведущий: "а теперь мы хотим представить вам группу из россии… в-2!" причем перед этим он задает вопросы какому-то дядьке, дальше мы начинаем играть. послушали - здесь лажа и здесь лажа. и сначала. опять этот дядька "бу-бу-бу", потом мы. это такой подход.

шура: причем это канал, где люди практически не зарабатывают денег. а если речь идет о каком-то серьезном выступлении, там вообще по-другому, на таком уровне все! когда в россии все будет на таком уровне, тогда вот в этих мероприятиях будет живой звук нормальный.

v

fuzz: как вы себя развлекаете в рамках одной программы?

шура: меняем частично аранжировку песни. какие-то приколы… сейчас вот альбом выйдет, мы постепенно вводим новую программу, смотрим на реакцию. в россии это вообще принято - обкатать программу перед тем, как выпускаешь альбом.

fuzz: а у вас наоборот?

лева: ну, мы, естественно, проверяем на ком-то отдельные песни. одну песню в одном месте споем, другую - в другом…

шура: есть категория песен очень техногенных, которые лучше слушать в записи. а есть песни, которые можно спеть под гитару.

лева: с точки зрения потребителей мы все равно постепенно показываем что-то новое. потому что когда в одном городе играешь третий концерт, невозможно играть одно и то же. мы, может быть, себе это позволим через 10 лет.

шура: играть "the best" - какие-нибудь 20 песен.

лева: как аукцыон. я видел 4 концерта аукцыона, и сет песен один, они, может, только местами их поменяли. меня вот это ломает.

vi

fuzz: где больше нравится играть - на стадионах или в клубах?

лева: да мне все равно абсолютно. есть свой прикол серьезный в стадионах, и офигительный прикол в клубах. говорить, что мы стадионная группа - глупо: для того, чтоб быть "стадионной", группе надо собрать 20.000 зрителей. вот, может, аукцыон - не стадионная группа, так же как и мамонов… очень многое зависит от близкого соприкосновения, когда видишь визуально, чувствуешь, как он плюется… но на стадионе есть такая штука, - выходишь, и там море. людей. и общая энергия доброжелательная. это очень нравится. а в клубе здорово, когда выходишь, и видишь перед собой людей. и звук в клубе всегда по плотности другой. на стадионе все такое… рыхлое. а в клубе - вот, мясо прямо здесь.

fuzz: тебе нужно, чтоб воспринимались тексты песен? или главное, чтоб люди заряжались энергией?

лева: надо, чтоб воспринимали, обязательно. у нас вообще в этом плане тенденция очень интересная. одно время мы думали: "вот, надо делать песни быстрые, чтобы они всех заводили". а потом врубились, что у нас своя ниша есть определенная. наши песни - они… ну, вот, есть быстрые - рок-н-ролл такой, и медляки. а у нас все где-то между. я не видел никогда, чтоб была под нас такая скачка, давка, как на rammstein. и, в то же время, слушая реакцию зала, когда зал реагирует положительно, понимаешь, какая песня "прошла". опять же, если говорят, что плохо звучит, - ну, например, что очень плохо был слышен голос, - это очень радует, потому что получается, что люди слушают.

fuzz: так они слушают голос, а не текст! а песни-то ведь в основном серьезные… "серебро" так вообще трагическая, по-моему.

лева: все песни, наверное, серьезные. вообще, если честно, мы очень многое скрываем, о чем мы поем. и скрываем самое основное - то, что мы иронизируем. у нас каждая песня, по большому счету, - это ирония. над всем. это такое кредо жизненное.

fuzz: смех сквозь слезы или слезы сквозь смех?

лева: нет, слезы - нет. слезы мы никому не показываем. тут разговор о том, что мы немножко иронизируем над тем, что внутри - самое настоящее. то есть, даже "серебро" - это песня про этот весь патриотизм…

fuzz: песня про эмиграцию, все ее плюсы и минусы.

лева: да, скажем так. я, кстати, врубился почему нам red elvises понравились. у них та же фишка абсолютно. в другом стиле, другими словами… они издеваются над эмиграцией, а эмиграция почему так воспринимается в россии? потому что культура сильно замешана на блатной песне. шансон такой.

fuzz: не в этом дело. ты понимаешь, раньше, когда уезжал человек, он уезжал навсегда, - как умирал, с концами. очень тяжелое было ощущение… это сейчас - смотался в нью-йорк, вернулся из нью-йорка…

лева: я согласен. но мы-то воспитаны на музыке… мы придумали, что мы воспитаны на ultravox, depeshe mode, ля-ля… а на самом деле мы дети поколения, которое слушало токарева на плохих кассетах. это было везде, рядом, постоянно… все время были какие-то люди, которые это насвистывали, напевали, как, например, машину времени. я не слышал ни одного альбома их вообще, но я знаю какие-то песни - "поворот" вот брат мой слушал…

fuzz: саундтрек к жизни…

лева: это подсознательная такая штука, от которой никуда не денешься. и как бы ты ни относился к шансону, иногда бывает, когда кто-нибудь в шутку… я могу представить, как мы сидим за столом, а наш клавишник коля плявин возьмет и начнет играть "мурку". это же будет весело! неприятно, когда это возводится в ранг серьезняка такого, а когда это в ранге веселья, всем знакомо…

fuzz: у тебя часто в разговоре мелькает аукцыон… как ты к ним относишься?

лева: очень хорошо. я учился, в принципе, на федорове. раньше подпевал, а потом понял, схватил какой-то момент. сейчас уже не знаю, откуда это все идет, потому что уже придумал для себя какие-то технические моменты - как извлекать звук из своего горла. но раньше учился именно так, потому что первое, что было самым противным в пении - в смысле, слушать что-то у других - такое интонирование (изображает голосом что-то гнусаво-жалостливое). вот эту манеру пения ненавижу. никольского не люблю… я к тому, что у них школа старая такая, - эстрадная чуть-чуть.

шура: у нас гитарист любит такие песни петь под гитару, мы их называем "dembel songs", это все угар! про голубые береты, все такое…

vii

fuzz: вчера в новостях сюжет был про солдат-инвалидов, и озвучивалось это "волками"…

лева: серьезно? вообще, когда мы записали песню, хотели сделать на нее клип, связать не то, чтоб конкретно с войной в чечне, а придумать какую-то историю... россия и афганистан, было что-то такое… это не конъюнктура, мой брат вернулся из афганистана совершенно сумасшедшим человеком. эти новости постоянные, свихнутость такая… агрессия.

fuzz: а бывало, что вы или ваши песни использовались в каких-то спекулятивных целях?

лева: очень много концертов проплачивают какие-то политические деятели. вешают свои плакаты, и всем ясно, что это просто реклама, потому что группы, если они сами политически не заинтересованы, не толкают какие-то речуги, к этому отношения не имеют. бывает, попадаешься - приезжаешь, и тут тебе говорят: "после такой-то песни выйдет человек и скажет речь".

fuzz: и как в таких случаях поступать?

шура: игнорировать. благо, сейчас у нас появился новый администратор, ира дурдаева, и она очень жестко в таких случаях поступает.

лева: был у нас случай с одним туристическим деятелем, он питерец, достаточно известный человек… хотя, некоторое безумие в глазах есть. он попытался с нами навести контакты, даже предлагал финансовую поддержку. и вот он приходит к нашему продюсеру с тетрадкой, в которой от руки написаны тексты, и говорит: "такая интересная вещь - ваши ребята использовали два или три моих текста". такого оборота я вообще не ожидал - так тихонько, аккуратно обвинить нас в плагиате, чтобы себя как-то вытащить… зачем?

шура: в прошлом году мы периодически пересекались в каких-то городах с людьми, которые говорили, что "полковника" они написали. приносили свои тетрадки… мы так поняли, что это происходит у всех групп, - васильев о таком рассказывал, агата кристи…

fuzz: а все эти бульварные публикации о вас откуда берутся?

шура: они сами придумывают.

лева: открываешь, читаешь - такой бред! самое плохое, что - ну, вот, утром мне звонит мама и спрашивает: "лева, с тобой все нормально?" я говорю: "кроме того, что ты звонишь мне в 7 утра, все абсолютно нормально". "ты себя чувствуешь хорошо?" и я думаю: что произошло? может, я напился, позвонил ей пьяный, наговорил чего-то? а она просто в "комсомольской правде" прочла заметку о том, что я отравился газом. причем газета-то не желтая, и вдруг - такая чушь полная!

fuzz: и часто так?

лева: часто. я сначала думал, что только про нас, а потом понял, что практически про всех. причем когда просто какие-то россказни - это одно, а когда пишут о том, что что-то произошло нехорошее…

шура: проблема наших родителей в том, что они привыкли верить печатному слову. правда, моя мать уже знает, что газетам лучше не верить. а поколение-то верит! покупает газету, читает там историю…

лева: моей девушке мама позвонила и говорит: "мне кажется, лева от тебя скрывает очень многое". она прочла статью, что я купил кристине орбакайте за 70 тысяч долларов "мерседес"…

шура: потом она его бросила.

лева: не, потом я в этом "мерседесе" застукал шурика с кристиной орбакайте! и после этого группа би-2 распалась.

шура: и что же будет теперь с группой би-2? по официальным данным, лева ушел, а я пригласил сашу васильева, и он будет теперь петь в би-2. а на следующей странице написано, что саша васильев после "максидрома" утонул в бассейне пьяный.

fuzz: а можно как-то фильтровать общение с прессой?

шура: ну, вот мы общаемся с тобой, знаем тебя, fuzz… знаем и другие издания. а эти вот… не контролируются никаким образом.

лева: все это приводит к тому, что к прессе начинаешь относиться настороженно, давать минимум информации.

шура: за границей происходит то же самое. этот бум - он пройдет. поменяется ситуация в стране - поменяются и издания. ну, как это контролировать? никак. мы просто не реагируем на это.

viii

лева: мы пережили очень серьезный кризис, связанный с тем, что, приехав в россию, очень много информации получили. и показалось, что вся информация эта актуальна, и мы стали подстраиваться под то, что популярно здесь, то нравится всем… и чуть не потерялись. была такая фигня. а потом просто одумались. нам помогла, наверное, австралия, потому что мы уехали, посидели там месяц и поняли, что эту болезнь пережили. кризис миновал. решили идти той же дорогой, что шли раньше, никого не слушать, ни на кого не обращать внимания… в принципе, мы коммерческая группа - в смысле того, что нам нужно жить как-то. нужно зарабатывать деньги, чтобы снимать квартиры, питаться… но рассматривать нас как коммерческий проект, который делает что-то на потребу публике, занимается такой отъявленной конъюнктурой - не надо. мы так жить не собираемся. было очень много предложений, выгодных сиюминутно. создание каких-то гимнов для телевидения… но мы избежали всех этих трюков.

fuzz: кроме музыки есть какие-то дополнительные сферы интересов? или чего-то хотелось бы?

лева: ну, мы думаем, смотрим. мы с шуриком можем быть продюсерами, например. но очень много сейчас продюсеров кругом, и от этого как-то не очень интересно себя так позиционировать.

шура: нам очень много передают кассет, просьб, предложений куча, но - все должно в свое время появляться. когда зацепит, и будет для этого время и интерес.

лева: знаешь, мы очень мало здесь пока живем. с точки зрения каких-то отношений с людьми круг общения осень легко насобирать, но настоящий творческий коллектив…

шура: это не только музыканты, а люди, которые с нами работают - администратор, техник, оператор, вплоть до секретаря. это команда.

лева: а все они появляются и проявляются, и это занимает большое время. то же касается людей, которые занимаются другими видами деятельности - кино, театр. нам предлагали даже делать саундтрек к театральным постановкам. слава богу, что мы отказались, чисто интуитивно, - потому что оказалась полная туфта. просто врубились, что это не наша история.

fuzz: вообще театр не интересует?

лева: нас интересуют интересные проекты. мы и за "феллини"-то взялись, потому что просто было интересно. и "биологию" так же будем делать. интересен момент трения какого-то, соприкосновения. вот, курили в коридоре с васильевым, он говорит: "у меня есть песня, давайте сделаем". спел песню, и мы даже сначала сомневались - делать, не делать… и вдруг получилось. к нам подходят какие-то люди, говорят: "мне 40 лет, и я прожил ту стадию, когда думал о смерти…" вот такая странная вещь из пространства, из воздуха вылезла.

ix

fuzz: вы все еще на две страны живете?

лева: мы живем в москве сейчас.

шура: вообще, много гастролей, времени мало. но вот сейчас я махну дней на десять в австралию…

лева: я-то австралию не считаю своим домом по многим причинам. у меня даже нет гражданства австралийского. я очень люблю израиль, жил там. но сейчас там жить бесполезно.

fuzz: имидж "возвращенцев" вам помог или помешал?

лева: думаю, что помог. этот интерес. этот интерес понятен. выделяешься их всех, когда тебя называют австралийской группой.

шура: ведь эта история не придумана. мы зашли в одну компанию, которая занимается авторским правом, и нам там девчонка рассказала, что пришла к ней группа и говорит: "сделай нам такую же историю, как у би-2, что мы приехали и все такое…"

лева: это такая фишка, которая здесь была востребована. да, это такие маленькие нюансы, это доказывает, что в бизнесе нет законов. это стечение, как "лего" такое. попал в пазы, - значит, все получается. и сейчас, кстати, на "нашем радио" уже говорят: "белоруссия. город минск".

fuzz: а почему не бобруйск?

лева: я родился и вырос в минске. а шурик родился в бобруйске, но сознательную жизнь прожил уже в минске. учился, тусовался. и все, значит, здорово и правильно. а иногда они говорят, что мы из австралии…

автор: екатерина борисова

пожар отдельно, мухи отдельно

на рижскую презентацию нового клипа "vilks filma" на песню би-2 "моя любовь" и последовавший за ней концерт группы съехались самые красивые девочки города. из того богемного клуба, что вилкс отчасти показал в "ранетке" мумий тролля. съехались "к черту на кулички", в русский район плявниеки, где хозяин местного рынка открыл в этот день новый ночной клуб "фараон", и смотрели на витю влюбленными глазами. у нас в риге вилкса любят и вилксом гордятся. журналисты в том числе. хотя он с прессой капризничает, непонятно говорит, отвлекается и забывает вопросы. как илья лагутенко прямо. но им это разрешается обоим. как официально признанным гениям.

клип "би-2" оказался "навороченным", очень ладным и плотным видео - и впрямь "что-то среднее между тарковским и кафкой", как и обещали шура с левой. главные герои в исполнении литовских актеров - мухи, которые любят друг друга, живут и рожают, а злые люди их поливают дихлофосом из окна… сами шура и лева в клипе - в двух эпизодах по нескольку секунд. раз - оба в белых халатах, в лаборатории на пробирки смотрят. другой - пожар на море тушат. еще в клипе есть достояние латвийской республики - иоланда суворова, известная цирковая актриса. собственно, ролик начинается с ее реплики: колоритная иоланда грозит расправой своему дружку. автор идеи и сорежиссер - славомир леонтьев. он приехал из литвы, где работал креативным директором рекламной фирмы.

после нового творения вилкса на экране стали показывать его предыдущие ролики для российский рок-звезд. и пока публика смотрела "остаемся зимовать" сплина, мы пообщались.

fuzz: расскажите о славомире леонтьеве поподробнее.

виктор вилкс: блин… я понимаю, это очень ответственный момент. мне надо рассказать о славе, которого я очень люблю как человека, но как? слава, она меня о тебе спрашивает, - с мольбой о спасении сообщает вилкс славе, но тот только скромно нам улыбается и удаляется вглубь тусовки. - а-а, придумал, - вдруг оживляется виктор, - напишите, что славик - дурак, и мухи его- дурацкие.

fuzz: какой был самый трудный момент во время съемок?

виктор: когда исполнитель главной роли сказал мне, что не будет больше сниматься, потому что режиссер - козел. я очень нервничал в тот момент, потому что… облака летели. а нужно было солнце снимать.

fuzz: вы кому-нибудь из рижан клип снять не собираетесь?

виктор: нет. и вообще, честно говоря, чем дальше в лес, тем меньше дров. у тех, кому хочется делать клипы, нет денег. а кому не хочется… тому не хочется. если не думать о деньгах? я бы снял клип гребенщикову, агузаровой, земфире… троллям бы еще снял какой-нибудь клип. сплину, deadушкам… для би-2 - про мух продолжение" (смеется) интересно было бы сделать что-нибудь для карла (хламкина - е.п.)

fuzz: о вас часто говорят в россии…

виктор: врачи???

fuzz: в россии. мол, вы своими клипами делаете песни интересней и даже меняете их смысл. это сознательно?

виктор: да, конечно. мы хотим показать свое видение чего-то.

fuzz: а московская презентация клипа, во вгике, как прошла?

виктор: нас хорошо что не избили! организаторша презентации перед показом клипа всем сказала: "сейчас вы увидите нечто". а в зале - студенты второго-четвертого курса, самые циники, самые крутые ребята. и они непонятно как должны были на это реагировать. и они, конечно, обос…ли все с ног до головы. и любой нормальный человек так бы сделал!..

с шурой и левой мы тоже поговорили - после концерта. в душе. как ни странно, в этом помещении было говорить удобней всего - и тише, и подальше от многочисленных друзей группы, которые мешали в гримерке.

fuzz: как вы познакомились с вилксом?

шура би-2: увидели клип на "остаемся зимовать". и - попросили у саши васильева телефончик режиссера. нашумевший ранее клип "ранетка" вилкса для мт я не смотрел, видел "невесту", которая мне понравилась, но я видел очень похожий на нее клип в мельбурне у одной японской группы. до этого все наши клипы мы делали сами. а тут решили потратить очень много денег, которые заработали весной в туре, на один хороший клип. и я думаю, не прогадали. модно было их пропить, конечно…

fuzz: ну и как снималось?

шура: вилкс повез нас на рижское взморье. сказал: "здесь сни-мался фильм "дол-га-я до-рога в дю-нах". потом пригнал две настоящие пожарные машины. одел нас в костюмы. я уже думал: "ну все, сейчас будет экшн…" куда там! мы ждали три-четыре часа, потом она нас заставил бегать часа два к морю, тушить пожар. все это продолжалось 13 часов - а в кадре заняло всего лишь семь секунд . я считаю, что вилкс - настоящий режиссер! если у нас будет возможность, мы еще поработаем с ними.

лева би-2: когда мы презентовали клип во вгике, смотревшие его студенты возмущались: "что это такое??? почему вы экранизируете слова песни?". а в этом весь и прикол, что так давно уже никто не делал.

шура: во время съемок клипа в риге мы чуть было не сходили в третий раз на концерт placebo, который уже видели в этом году в москве и в мельбурне. как раз когда выступал брайан молко, к нам пришел с очумелыми глазами отдыхавший в латвии илья лагутенко и сказал: "а вы были на placebo???". лагутенко, кстати, тоже должен был в этом клипе сниматься. вилкс говорит: "илья здесь, давайте его снимем в клипе?". мы говорим: "витя, а что он будет делать?". витя задумался: "на-верно-е, он будет чис-тить вареные яйца. штук сто!" но закончилось все тем, что лагутенко поехал на ближайший рынок и привез целый мешок рыбы!

автор: екатерина певнева

лёва и шура би-2 представляют новый альбом "мяу, kiss me"

с тобой

лева: песни все новые абсолютно, кроме "с тобой". она примерно по возрасту такая же как "варвара". мы ее иногда играем на концертах. песня будет претерпевать определенные аранжировочные изменения, я думаю, что мы с ней поступим так же, как с "серебром" - сделаем версии. потенциально она сильная, но, когда мы ее записывали, до конца не решили, как ее делать. поэтому она получилась в таком среднем варианте немножко а ля ляпис трубецкой.

еще не вечер

волки

шура: альбом из трех этапов состоит. первый - когда мы в январе этого года сели в студию и записали сингл, где появлялась песня "еще не вечер" в двух версиях и "волки" в трех. в альбом войдут "волки" альбомная версия, а "еще не вечер" - та, которую мы записали в москве. я вообще был против попадания этой песни в альбом, а левик хотел. и мы решили пойти на компромисс.

лева: мне больше понравился тот вариант, который мы делали в москве. австралийская версия хорошая, но не законченная.

шура: второй этап был - через две недели после того, как мы записали тот сингл, мы с левкой сели на самолет и полетели в мельбурн. записали там 4 песни.

моя любовь

лева: история с этой песней вообще очень интересная. я накануне был в израиле, и мне пришла в голову идея музыки, а буквально в самолете - идея насчет ребенка. и сразу стало ясно, что это конкретная фишка для песни. а текст сам по себе я еще не доделал. песню уже практически записали в студии, оставалось до записи голоса 4 часа. а у меня был готов только первый куплет, второй я показал шурику, и шурик сказал, что слишком все там весело и радужно. и я 4 часа ходил вокруг студии - там как у pink floyd, такие кирпичные дома, все чистенькое такое, но страшное, в английском стиле. и я сделал эту вот грустную концовку.

fuzz: и теперь все будут напряженно думать, кто от тебя ждет ребенка?

лева: сначала просто прошел слух, после того, как мы эту песню показали нескольким людям… ну, как "показали"? на многих радиостанциях ее втихаря уже записали, хотя понятно, что не могли крутить. но, в принципе, все радиостанции уже слышали эту песню. поэтому когда люди из "sony" приходили и говорили: "мы хотим, чтобы новую песню би-2 начали крутить", их спрашивали: "какую?" - "моя любовь". - "а мы слышали уже". и слух прошел, что у меня должен родиться ребенок, и первые несколько месяцев после австралии все меня поздравляли. я такой: "а с чем?"

шура: в этой же песне мы с нашим оператором замутили четыре или пять разных звуков гитар, и сделали настоящий калифорнийский surf-звук. и еще я говорю: "в этой песне должна быть губная гармошка". левчик говорит: "нет, давай сделаем банданиони, как у пьяззолы". в мельбурне мы стали вызванивать банданионистов, а их немного, и она все заняты. а оператор говорит: "у меня есть парень, марко, македонец, играет на свадьбах. она вам сыграет на аккордеоне все, что хотите". приезжает такой человек в пиджаке, весь в золоте килограммовом, весь немножко на шарнирах, - как персонаж кустурицы. и он с первого дубля все сыграл. вот такая смешная история.

лева: рабочая история.

fuzz: рабочая смешная история.

лева: вообще мы рассчитывали на другие какие-то песни. и когда приехали в москву, эту ставили уже последнюю, говорили: "ну, вот еще такая песня есть." а люди в основном на нее и западали. так обычно и рождаются хиты, без всякой задней мысли.

мяу, kiss me

шура: песня, которая была уже готова в прошлом году, единственно, по саунду нам нужно было немножко другое движение… нам помогал клавишник бен грейсон из австралийской группы pseudo echo. это те, которые "funky town" написали. человек нам просто за три часа изобрел кучу звуков аналоговых. и там очень странный баланс, какой, может быть, встречается у placebo… я многим музыкантам ставил, они говорили: "слушай, а почему барабаны-то провалены?" обычно барабаны впереди, а тут весь этот техногенный подклад, и барабаны тебя накрывают сзади.

сокол

лева: для меня идеал аранжировок - французская эстрада, джо дассен, например. мы сейчас говорим не о песнях как таковых, а о том, как происходит аранжировка. с первого еще альбома мы все старались сделать по такому принципу. использование струнных, например…

шура: использование гитарных соло, которые можно просвистеть.

лева: классический подход, когда гитарист играет что-то типа… (изображает голосом скоростное перебирание струн) - это все не из нашей истории абсолютно. поэтому "сокол" - это песня в настроении, скажем, фильма "на грани безумия" с гаррисоном фордом. интересно, что когда мы работали над этой песней, модели наигрывали каким-то людям, многие говорили, что похоже на песню оттуда.

шура: "strange", поет грейс джонс.

зажигать

лева: для меня это самая лучшая песня на альбоме, я над ней больше всего мучался, страдал. она очень длинная, что, в общем, не характерно для би-2. я очень ленивый, и стараюсь делать короткие куплеты. а там три куплета! наверно, единственная у нас такая.

шура: нет, "варвара" еще. а тут прямо сага получилась, рассказ очень длинный.

ночные ветры

шура: альбом, как и предыдущий, получился разным, эклектичным. у нас на альбоме всегда одна песня моя; в прошлый раз была "деньги на ветер", в этот раз - "ночные ветры".

лева: шура ее поет на концертах, слушателям она уже известна, но такого варианта, думаю, они не ожидали.

холодно

лева: ну, песня такая… чё про нее говорить?

шура: зимняя песня.

шер

шура: есть еще песня "шер". who is against the share?

лева: кто против шер?

недотрога

шура: "недотрога" - это новый абсолютно для нас путь. очень интересно, когда изобретаешь то, чего у тебя раньше не было. первая, кстати, песня, которую мы свели в мельбурне.

лева: она интересна тем, что аранжировочно сделана изначально как эстрадная песня, а дальше разворачиваются события уже в направлении, которое можно, конечно, с кем-то сравнить… это не эстрада, но и не рок. и все ожидания, что новый альбом би-2 будет тяжелым, мы никоим образом не поддержим.

© fuzz №11, 2001