чтиво

би-2 мужская работа

в москве любая творческая личность опаздывает как минимум на 15 минут. и чем более творческая, тем более опаздывает. они же приходят минута в минуту. курят скромные chesterfield lights. матом не ругаются. суперрадикальных мнений не высказывают. ребята работают. белорусская группа из австралии би-2 в лице шуры и левы с кратковременным, деловым визитом в москве.

господа, на сколько я понимаю, вы сейчас №1 в условном русском хит-параде. вот я слышал, что международный хит стоит 300 миллионов долларов, сколько стоит русский?
лева: честно говоря, я не знаю, на что ориентироваться. ведь это только наш первый хит... и вообще мне кажется, что триста миллионов слишком много.
шура: слишком большие деньги. да и вообще, надо сказать, что мы никогда об этом не задумывались.
ну ладно. давайте для начала перекрутим немного назад... вы из белоруссии когда уехали?
шура: я в 91-м...
лева: 92-й год.

в израиль?
лева: да. я достаточно долго прожил там - 6 или 7 лет. разными вещами занимался. на стройке неделю проработал. потом проснулся и понял, что все - больше не пойду. потом охрана, какие-то бесполезные работы... до тех пор, пока в армию не сходил... полтора года на территориях отслужил... потом в австралию уехал, где снова с шурой встретился, он туда раньше уехал.

интересная судьба музыканта за границей. чем занимались в австралии? когда начали играть и где играли?
шура: сначала проходит период адаптации. с кем-то знакомишься, я, например, был с ребятами с ямайки, ходил на какие-то студии, тусовался, потом сделал один проект, попал в другой, готический проект, чисто австралийский.. была известная группа "ikon", она и сейчас есть, очень популярная группа, с массой хитов. мы сделали проект, называется "chiron". это был один из этапов. пластинка довольно неплохо пошла. итальянский независимый лейбл ее выпустил, и она стала чуть ли не пластинкой года в америке, в готических чартах.

а с россией как получилось? вы просто тупо заслали сюда по почте сингл, или...
шура: записали нарезки из песен, послали по разным российским рекорд-компаниям, и некоторые из них откликнулись. с одной из компаний мы даже вели переговоры, и о чем-то почти договорились. они контракт нам прислали, но он был совершенно невнятный, с приписками типа: "вы не волнуйтесь по поводу того, как здесь написано, не обращайте внимание, все будет правильно". но изменять его они не хотели. в конце концов мы не договорились и решили сами пойти посмотреть, что здесь происходит...
лева: ...и когда приехали сюда, то закрутили с sony music.
хорошо. а что там с inxs... я читал где-то, что вы сними сильно дружили...
лева: да нет, виделись один раз. случайно.

то есть не было никаких совместных приключений? не помогали хатчинсу себя душить?
шура: нет. мы один раз рассматривали инструменты друг друга... разговоры типа: "а ты чем занимаешься?". поверхностное знакомство, собственно говоря...

скажите, пожалуйста, австралийский саунд, он какой? а то мы знаем men at work, bee gees и все.
шура: знаешь real life? у них песня send me an angel в начале 80-х?

песню знаю. супер-песня, и клип хороший. вот только не знал, что они австралийцы.
шура: вот это и есть австралийский sound. вообще австралийский sound ближе к американскому. английская система записи в последнее время стала какая-то рыхлая...
лева: грязная. много ламповых эмплифаеров используется.
шура: в америке и в австралии обычно кристально чистый звук... и еще насчет австралийского саунда - он достаточно долговечный. взять хотя бы ac/dc... мы сюда ехали и с удовольствием слушали, а это 78-ой или 80-й годы. и все еще звучит классно. или midnight oil, например...

понятно. давайте немножко поговорим о профессионализме. в россии у некоторых складывается мнение, что вы профессионально играете.
лева: да мы, собственно говоря, пока на начинающем уровне... скажем так, мы несем какую-то определенную ответственность за то, что делаем, потому что концепцию нашего звука изобрели мы сами. это наши песни. здесь мы, наверное, профессионалы.

скажите, а чем отличие русского и западного саунда? чем русские сильны или чем плохи, как вы считаете?
шура: дело в том, что, чем лучше студия, тем необязательней тебе хорошо играть. есть техно-примочки, когда ты можешь не париться с какими-то партиями, их можно подравнять за счет компьютеров. но когда условия более профессиональными, точным, техничным, чтобы убедить слушателя, что он играет и эта музыка доходчива. мне кажется, что здесь в некоторых моментах ребята играют очень даже неплохо. причем на ужасных аппаратах, записывают в плохих студиях, получая при этом хорошие, отличные треки. просто здесь все только начинается.

что такое профессионализм музыканта?
шура: мы сейчас плотно выступаем на самых разных площадках. поэтому главный фактор - умение выступать на любом аппарате...
лева: ...и при любой публике. например, ты включаешься, и у тебя аппарат сломался. у нас таких проверок профессионализма было достаточно.

скажите, пожалуйста, есть вещи, на которых зарабатывают, а есть - для души, для своих, для себя, правильно? нет у вас каких-нибудь таких экспериментов?
лева: нет. то, что мы делаем, - все для себя.
шура: пока нет

вам не кажется, что люди с гитарами на сцене - анахронизм? может, после элвиса нет смысла это делать?
шура: вспомните, сколько существует электронная музыка. и до сих пор гитару электроникой никто и никогда хорошо не заменил. все можно сделать - бас, барабан, даже струнный инструмент - скрипку. невозможно электроникой сделать хорошо звук гитары.

а что в россии вам понравилось в музыке?
лева: здесь в клубах играют лучше, чем в австралии. профессиональный уровень немного выше. может, потому что серьезней к этому относятся.

то есть не жарят гамбургеры в свободное от лабания время?
лева: на 95% - да. практически каждая молодая группа в австралии, которая играет в клубе, за свои деньги может позволить себе выпустить компакт для того, чтобы продавать его на концерте. а в остальное время могут спокойненько работать сторожем, полицейским, в офисе...
ну а вам все-таки что нравится из русской музыки?
шура: мне лично нравится группа "агата кристи".

скажите, кто из вас музыку пишет?
лева: вместе. пополам.

а кто тексты?
шура: (показывая на леву) он. и в основном сами. есть люди, которые помогают.

у вас хорошие тексты. не все слышно, но отдельные слова, которые слышны, хорошо сочетаются, приятное что-то передают, ни о чем, но приятно...
лева: стараемся.
шура: первый раз слышим, что хорошие. обычно говорят, что хрень какая-то...
лева: говорят, что мы самая плохая группа из тех, у кого плохие тексты...

а когда вы назад едете?
лева: в середине сентября. надо записать новый альбом.

записать там?
шура: конечно. там лучше и дешевле. и потом у нас там в студии человек, который нам очень нужен - звукорежиссер. все на самом деле зависит не от аппаратуры, а от человека, который на ней работает.
лева: да. очень правильный человек. он записывал несколько альбомов для "лиса джералд", "dead can dance", "ikon", "real life", последний альбом, если ты слышал... и вот этот человек, во-первых, дешевле, а во-вторых, и работать с ним интересно.
шура: все думают, что ты приносишь материал или записываешься, потом аранжируешь - и все тут. музыкант - это 20 % музыки, а 80% - звукорежиссер.

альбом будет на русском?
лева: конечно, на русском.

а вы зависти коллег здесь не ощущаете? вот приехали, с загаром... к примеру.
шура: нет.
лева: а что нам завидовать? но, с другой стороны, у нас еще только все начинается.

© медведь, июнь, 2000