чтиво

"би-2", "сплин", и "феллини-тур" (нью-йорк)

представлять любителям музыки группы "би-2" и "сплин" - дело неблагодарное. те, кто смотрели российский блокбастер "брат-2" знают их по саунд-треку к кинофильму. в россии группы пользуются бешенной популярностью. не удивительно, что с первых чисел апреля они решили провести грандиозный мировой "феллини-тур", с которым доедут до америки. две самые модные и популярные на сегодняшний день российские рок-группы "сплин" и "би-2" уже два месяца, как находятся на подъеме своей творческой деятельности: "сплин" выпустил новый альбом "25-й кадр", вызвавший восторженные отклики критиков; "би-2" недавно вернулись из австралии с новыми идеями, выпустили новый сингл. совместное творение групп - песня "феллини", давшая название всему туру, - уже несколько недель занимает верхние строчки различных чартов. чтобы представить себе, что такое "феллини-тур" предлагаем вашему вниманию впечатление от первого концерта тура прошедшего в легендарной московской "горбушке" - дк горбунова. однако обращаем внимание, группы - молодежные, так что в репортаже использован сленг, которым пользуются фанаты этих групп.

итак, 6 апреля более двух тысяч москвичей собрались в дк имени горбунова на концерт-открытие феллини тура. билеты от 300 рублей (это при том, что доллар уже стоит больше 29 российских рублей - прим. ред.). 18.00. подхожу к служебному входу. фанатки держат плакат. на решетке сидят три девушки, очевидно с би2шной тусы, отпускают язвительные шутки по поводу фанаток, но сами, явно не далеко ушли. вскоре начали запускать. первыми, чуть позже семи, выступила группа томас. столь дурацкого разогрева трудно было придумать. странно, что народ не послал их, хотя это, наверное, оттого, что играли они немного. впрочем, в этом же зале в 98 году народ уже после третей песни начал кричать "долой!", хотя разогревали сплинов тогда гораздо более интересные "маркшейдер кунст".

после ухода со сцены томаса в зал забились все, кто до этого отдыхал в холле, включая меня. поклонники би-2 стали скандировать название своего любимого коллектива, а поклонники сплина поступили более умно, понимая, что гораздо лучше, если сплины будут в конце и ничего не орали. впрочем, порядок выступления все равно уже был предрешен и вскоре на сцене появился барабанщик би-2. чуть позже вышли остальные музыканты. шура вышел с поляроидом, очевидно решив продолжить традицию команды pearl jam, лидер которой на каждом концерте фотографировал толпу в зале. сделав несколько кадров, би-2 начали концерт. половину песен играли с духовой секцией. народ с каждой песней разогревался все больше и больше. и как сказали в news-блоке мтв, многие стали сомневаться в том, что сплины смогут вызвать у публики такой же восторг.

складывалось впечатление, что весь народ пришел на би-2. шура с левой выдавали один хит за другим и только ближе к концу сбавили напряжение. шура спел, очевидно, новую песню под гитару, посветив ее выходу нового альбома сплинов. затем ребята спели песни с нового сингла. ну и апогеем выступления би-2 стали полковник и серебро. во время исполнения этих песен зал совсем уж стал походить на баню: мало того, что был переаншлаг, так еще помещение, почему-то не проветривалось. на моей памяти, здесь же примерно такая же баня была в 98 на концерте smashing pumpkins.

итак, би-2 покинули сцену, а в толпе стало происходить перемещение пластов. фанаты би-2 вылезали из первых рядов, а фанаты сплинов пытались занять их места. как обычно, крайне раздражали алисоманы, которые из-за того, что кинчев сказал, что ему нравится "сплин" постоянно препираются на сплиновские концерты. эти идиоты проигнорировали выступления би-2, просидев в холе, а на сплинов полезли в первые ряды зверски расталкивая девушек, хамя всем подряд и т.д. после того, как один мудак нагло пролезая, ударил в лицо своей лапой девушку рядом со мной, я не удержался и шибанул того по ногам. к сожалению, из-за плотности толпы алисоман не упал на пол, а схватился за другую девушку, но все же… у барабанной установки в это время появился нава, поставил железо и ушел… оказалось, что в первой песни он не играет на барабанах, а появится в совершенно другой ипостаси.

наконец на сцену уверенной походкой вышел сашка с гитарой. я думаю, что в этом все дело. саня показал народу, что нисколько не боится, что их будут плохо принимать. и после рева зала, который последовал за его словами "как же мы по вам соскучились!", все сомнения рассеялись. всем стало ясно, что сплины разорвут горбушку покруче би-2. в правом углу скромно появился ростовский, и началась "феллини". первым сюрпризом стало неожиданное появление навы в балахоне с накинутым на голову капюшоном, так же, кстати, как и у сани. нава стал рассказывать про новый фильм, лишенный всякой надежды, а также про то, что он никогда не считал кинематограф интеллектуальной игрой и т.д. фишка пришлась народу по душе, и пока зрители аплодировали, на сцене появился березовский, воронов и третий гитарист. ребята заиграли "зимовать", затем "зведу", затем сашка сказал, что потом представит новых музыкантов, а сейчас хочет сделать заявление: " с сегодняшнего дня прошу считать …", далее "лама", после которой все покинули сцену оставив сашку одного и тот спел "л-а", причем не перебором. с первых рядов послышались крики: "саша, не плачь!". действительно приглядевшись, я заметил, что у сани лились слезы. было это действительно очень трогательно. скорей всего имел место обыкновенный "флэшбэк" в амстер, только без лсд и других психоделиков. саня наглядно продемонстрировал, что периодически видит то, что другим "даже не снилось, не являлось по кайфом и т.д.". не могу не похвастаться тем, что сам могу испытывать подобные флэшбэки, исполняя свои песни, без каких-либо вспомогательных средств. в отличии, например, от артема макарова, который каждый концерт выступал под кетамином, а в конце вообще стал под герычем петь. именно из-за этого, а также из-за того, что он стал кадриться к жене снейка, его из мэддога и выгнали, а вовсе не из-за того, что он хотел петь на английском. но это так, к слову.

сплины отыграли весь "25-й кадр", за исключением "пой мне еще", разбавляя его песнями : "далеко домой + абсент", "весь этот бред", " свет горел всю ночь", "джим". отдельно хочется остановиться на сессионном гитаристе вадиме сергееве. лично у меня сложилось впечатление, что текила с чайфом жестоко прикололись над сплинами, порекомендовав его на эти концерты. во-первых, вообще не понятно, зачем нужен третий гитарист, не одной новой партии у него не было. он просто играл вместе с саней ритм. казалось бы, что может быть проще, чем ритм-гитара сплинов. однако уже на первой песне сергеев начал лажать. очевидно, мориарти предусмотрительно убрал гитару вадима из колонок, оставив ее только в мониторах музыкантов, т.к. я его гитары вообще не слышал. но в мониторах, очевидно, была порядочная бурда, потому что саня в проигрыше "зимовать" успел подойти к гитаристам и показать вадиму аккорд. тот всем своим видом изобразил, что извиняется, а березовский показал ему кулак. но это было только начало. сергеев лажал, где только можно, и где нельзя. такое впечатление, что все песни он слышал первый раз именно на этом концерте. березовский все время стоял рядом с ним, показывая на своем грифе аккорды. поэтому обычно первый куплет вадим вообще не играл, смотря на гитару стаса, во втором делал рожу: "вспомнил" и начинал играть: один аккорд сыграет, два пропустит, еще один сыграет, еще два пропустит.

ну ладно, вернусь к концерту. странно, что публика не узнала песню, когда ростовский взял аккорд ми-минор. я сразу понял, что сейчас снова услышу "выхода нет" в старой аранжировки и на меня нахлынула ностальгия по 98му. закончили свой сет ребята песней "мое сердце". предварительно яник сказал, что эта песня главная на новом альбоме и попросил помочь хлопками. это единственный момент, который я не понимаю. мне кажется, что в "пил-курил" это гармонично смотрится, а здесь нет. ну да ладно, иногда можно и на публику поработать, хорошо орбит не играли. хотя с ростовским не плохо было бы услышать.

вообще с возвращением ростовского у яника сильно убавилось количество партий, словно васильев готовит группу к тому, что яник ее покинет. хотя с другой стороны, если много партий будет у яника, что делать ростовскому? мне кажется, что раньше (в луже98, например) они лучше вместе уживались.

после "сердца" вся группа вышла вперед поклониться, а сзади них появились би-двашники. после поклона воронов с сергеевым и ростовским ушли, нава взял перкуссию, а стас попытался подключить акустику сашки (по-моему, у него это не получилось, и он просто с ней для вида ходил). шура начал играть рифф, и тут по замыслу хипа наступила кульминация концерта. аранжировка совместной "феллини" отличалась от студийной лишь тем, что иногда яник подыгрывал что-то, его правда было плохо слышно. и концовку растянули минут на пять. сашка, как говорит оля, видимо изображал американского рэппера, ходя в капюшоне по сцене, а потом вообще лег. что он делал на полу, мне за монитором не было видно, но толпа визжала. наконец музыканты покинули сцену. почему-то большая часть зала тут же свалила, очевидно, подозревая, что биса уже не будет, хотя бы потому, что не понятно кому выходить на бис. тем не менее, где-то четверть зала осталась, и еще минут 10 скандировала "сплина". сплины не вышли, оставив не очень приятное впечатление после концерта, тем кто остался, т.к. ребята вызывали честно, долго и упорно, в отличии от предыдущих концертов, когда encore был запланирован, и большая часть просто ждала несколько минут, надеясь, что визг первого ряда фанатов сойдет за вызов на бис (так обычно и случалось).

потом охрана всех выгнала на улицу, где оставались самые ярые фанаты в ожидании автографа. охрана проделала стандартную фишку, сначала сказав, что музыканты скоро выйдут, а потом, что: "зря вы здесь стоите, музыканты уже вышли, через главный вход". однако любой имеющий мозги, мог догадаться, что музыканты еще в дк, т.к. во-первых, стоял пустой автобус, а во-вторых, страшно суетясь, туда-сюда бегал хип. из главного же входа вышла земфира и пошла по аллеи в сторону метро, туда, где скорей всего была припаркована ее машина. зема переманила на себя примерно половину народа у служебного входа. те кинулись ее снимать. зема сначала закрывалась руками, а потом кинулась бежать. странно, что шла она одна, а ее сопровождавшие шли сзади нее метрах в пяти. к счастью для земы ее не стали сильно преследовать и скоро все вернулись.

наконец, по зверскому крику охранника: "отойдите от входа!", стало ясно, что идет васильев. александр&александра в сопровождении нервных охранников, которые орали резаными голосами "не снимать, фотоаппарат разобью", пробежались до машины и быстро уехали.

затем вышли остальные музыканты, но мы их уже не видели, потому что шли по направлению к метро.

вот в принципе и все.

© и. гребенюк, "театральная афиша", нью-йорк, 2001