концертные отчеты

два счастливых дня было у меня или два великих дня было у би-2 (23.05.2003)

день первый

кто не смог попасть на концерт в театр станиславского, тот пропустил важную главу из истории группы би-2. билетов дешевых было мало, и достать их было почти невозможно, да и стоимость их была, как на клубный концерт. я хочу оспорить выражение, что театр начинается с вешалки. нет, он начинается с кассы, где ты покупаешь билет. от этого зависит твое настроение, место пребывания и результат просмотра. лично я, избалованная клубными концертами, когда близко все видишь, тяжело переношу танцпол больших площадок. в данном случае у меня получился средний вариант, танцпол на бельэтаже, около сидящих людей.

как мы с подругой попали на концерт, это долгая история, ведущая свои корни в начало 90-х, во времена бурных увлечений театром. поэтому, что такое кулисы, гримерки и служебный вход я хорошо знаю.

в день концерта я отпросилась с работы, бежала по тверской под проливным дождем в театр станиславского, натыкаясь на выпускников школ с лентами и колокольчиками. у них был последний звонок, а у нас первый концерт с оркестром, то есть не у нас, а у би -2. влетев на служебный театра, я тут же скинула с себя намокшую куртку. я встречалась там с друзьями. мне даже не верилось, что через эти двери войдут би-2. постепенно приезжал оркестр налоговой полиции, съемочная группа с кучей аппаратуры, и как-то тихо и внезапно появились лева с шурой. они были слегка задержаны перед входом, раздавая автографы. лева вошел первым, поднялся по лестнице, прямо к портрету станиславского, а шура задержался, отмечая списки. "лева, подожди меня!" - крикнул шура. он предупреждал о гостях, которые должны были прийти. "придет фотограф, американец, вот его имя, вы его ничего не спрашивайте, все равно не ответит, он не говорит по-русски", - внушительно объяснял шура. шикарный все же костюм у шуры от маши цигаль. костюм была возможность внимательно разглядеть близко. позже появились "сплины", то есть саша васильев и яник, кудрявый такой, видимо от дождя, разболтались с ними про максидром, их интересовало наше мнение о выступлении him, потом саша сделал вывод, что группа просто не раскручена, а яник с ним спорил, что раскручена, но не до конца и не у нас. мы пожелали друг другу удачи, и они поднялись туда же к портрету станиславского.

время неминуемо приближало нас к встрече с прекрасным, надо было идти в зал, состояние было дерганное и волнительное. я так переживала, как будто мне предстояло петь с оркестром. я в этом театре была и раньше, и обстановка мне знакома. в фойе все тихо и мирно, никакой торговли атрибутикой, как обычно это бывает на концертах, так же не было обещанных и долгожданных видеокассет от би-2, оставалось подняться наверх и ждать. зал хорош тем, что небольшой, и, по идее, отовсюду видно, а с бельэтажа тем более.

время было 20.00, прямо спектакль какой-то! премьера! только занавес не нужно открывать. я стою, изучаю инструменты на сцене, в углу заметила белый рояль, ударная установка стояла на возвышении. это, что, габерман там будет сидеть? ой, нет! вот весь аппарат би-2 впереди стоит, знакомые до боли гитары шуры и левы.

народ заполнял зал. я порывалась спуститься вниз на свободные места, их было не мало, но они постепенно занимались, и до 20.20 зал был весь укомплектован. а на бельэтаже, кроме зрителей, зависли пресса с камерами и фотоаппаратами, и я - в боевой готовности. напряжение и волнение возрастало, но в душе затаилась радость от предвкушения предстоящего зрелища. вроде все готово. раздаются нетерпеливые аплодисменты. оркестр начинает занимать свои места на сцене, начинается увертюра, как в опере, звучит арфа, потом духовые, вступают скрипки, и все это выливается в знакомые до боли ноты. ощущения описать почти невозможно, это очень сильные эмоции. музыка выстраивается, и узнается песня "зажигать", выходит лева, раздаются крики и аплодисменты. его голос тихо и проникновенно вливается в ровную мелодию всех созвучий "жадно так глотает солнце два серебряных крыла…". по окончании песни зал взорвался аплодисментами, и лева сказал: "добрый вечер, сегодня мы выступаем абсолютно в необычном для себя амплуа, хотелось бы представить вашему вниманию оркестр налоговой полиции под управлением полковника…" тут лева сделал паузу, все захлопали, и он продолжил: "…полковника феликса арановского". следующая песня была "последний герой". аранжировки сводили с ума, очень трудно было удержаться на бельэтаже, хотелось туда, к сцене, к леве. опять крики, свисты, ликования. это происходило в основном на бельэтаже. на партер смотреть было просто грустно, исключением являлись некоторые известные личности, которые колбасились сидя и подпевали.

лева, между тем, взял гитару в руки и сказал: "мы решили нашу программу перемежать песнями в нашем собственном исполнении, - через паузу добавил, - лирическая песня". это была нетленка - "варвара". шурик явно решил завести партер: "уважаемые дамы и господа! обычно на этом моменте все начинают хлопать". получилось. потом "сердце" зазвучало как-то по-другому. так казалось, что лева сейчас упадет на колени, но все страстные желания уходили в струны гитары. зимний "елочный сок" разогрел наши сердца не на шутку. здесь украсила песню партия на трубе, на которой, как выяснилось позже, играл костя. с каждой песней увеличивалась продолжительность аплодисментов, и начиналось скандирование. следующим был "берлин", и полилась теплая, солнечная мелодия, окутывающая зал невидимыми волнами любви и добра. то, что происходило на сцене, было из разряда не для всех, какие-то были аналоги из других групп, но я была первый раз на подобном. периодически открывался рот от изумления, как были выполнены аранжировки песен, слушаешь и не узнаешь, а потом одна нота, другая, и песня приобретает новый оттенок и смысл.

"и корабль плывет" явно из африки в австралию, потому что вступление было озвучено экзотическими барабанами, леве было мало места на палубе, ой, то есть на сцене. стихающая музыка ознаменовала, что корабль скрылся за горизонтом, и нас ждет следующий сюрприз. шурик объявил: "сейчас есть небольшое предложение, попеть вместе с нами. вы поддержите нас?". "да!" - крикнул весь бельэтаж. "ну, тогда "моя любовь" - ответил шура. зал захлопал в ритме песни. потом состоялась премьера песни "реки". 100% - эксперимент. это вальс, но сводящий с ума, мелодия запоминается с первого раза, а слова настолько просты, что губы повторяют их автоматически. в этой песне много любви, она сама любовь и страстное желание. потом вместе с шурой позвали гришу, и зазвучал "сокол". шура отметил, что 3 года прошло, как они выпустили первый альбом "и корабль плывет". как быстро идет время. очень артистично левой была спета песня "медленно схожу с ума", сеанс шаманства происходил на "счастье". "провидение новой луны", мною никогда не слышанное, оказалось очень старой песней. вступление ассоциировалось со сказочным лесом и его обитателями. песня со сложной мелодией в стиле песен с диска "бесполая и грустная любовь". и вот, наконец, "мой-рок-н-ролл", загнанный по радиостанциям и хит-парадам, но все такой же свежий, как утренний ветер. песня с шотландской мелодией "достучаться до небес" производит эффект "берлина", в ней чувствуется автобиографичность. после шура представил всех участников группы, кроме себя, но лева продолжил: "и еще хотелось бызаметить и вспомнить о шуре, который играет на гитаре. в зале сейчас находится его мама". потом оркестр грянул всей мощью, и лева запел "волков". оригинально лева представил песню "полковник", обратив внимание на дирижера, переплетя его биографию - трудный творческий путь от лейтенанта до полковника. вступила виолончель, лева обнял полковника, то есть дирижера, а тот закрыл рукой глаза, как бы в печали, что ему никто не пишет. зал бурно среагировал, вступление было похоже на музыку к кинофильму, когда идут титры "большие города…" - начал лева. зал закричал и аплодировал всю песню. после припева грянул марш, зал не мог остановить эмоции, пока не началось вступление золотого "серебра". тут зал пел хором, на аплодисментах шура сказал: "спасибо. би-2 и оркестр налоговой полиции под управлением феликса арановского. я бы хотел еще позвать на эту сцену геннадия корнилова. человек, который сделал аранжировки ко всем этим песням". пошли поклоны, цветы, подарки, визги, свист, аплодисменты. зал не отпускал. все ждали продолжения, овации длились под музыку "серебра". лева вышел к микрофону, поблагодарил зал и начал петь "героя" на бис, аплодисменты не заканчивались. почти 2-х часовой концерт подходил к финалу. ощущение праздника не оставляло меня. сразу домой уезжать было преступлением. мы решили подышать свежим воздухом и проводить взглядом леву и шуру. лева вышел как драматический артист, весь в розах и подарках, автографы ему давать было явно не с руки, он еле это все удерживал. тверская шумела, среди потока машин, одна остановилась и стала сигналить, непонятными ловкими прыжками лева за секунды оказался в машине, не растеряв ничего, спасся бегством, и машина влилась в поток на тверской. шура вышел с мамой и все время говорил ей, чтобы она садилась в машину, мама терялась среди этого шума и натиска девочек. все просили фотографироваться, а шура сказал: "завтра в мгу приходите, сфотографируемся все, меня машина ждет". кто-то крикнул: "убегай!" опять на дороге, среди других машин, сигналила красная машина. шура так же ловко, как лева, обежал все машины и сел в нужную. вот это придумали ловко, не возразишь. мы сфотографировались на память о великом дне из истории би-2 с афишей. спасибо вадиму. домой мы не поехали. еще погуляли до последнего метро, надо было переварить увиденное и сосредоточится на завтрашний день, точнее вечер, который мы собирались провести в б2 с би- 2.

день второй
би-2: что хотим, то и делаем или концерт по-домашнему, для тех, кто не попал на пола маккартни и день физика.

этот день был ознаменован многим. во-первых, день физика обещал быть физически приятным и для ног и для ушей, не говоря уже о глазах, но я туда не успевала, потому что "между песней этой и той, полкомедии - целая драма". а драмы не хотелось и полкомедии тоже, поэтому игнорируя концерт пола маккартни и конкурс евровидения, мы спокойно отправились в б2, предвкушая, что ждать придется долго. о начале концерта в 23.00 было наивно думать. погода стояла просто обалденная, теплая, и настраивала на приятное время провождения. несмотря на такое количество мероприятий, народ уже у сцены тусовался. мы встретили знакомых, а когда больше своих - веселее коротать время до концерта. мы делились вчерашними впечатлениями и выглядели, как белые вороны. из пришедших сюда, никто вчера в театре станиславского не был, по крайней мере, те, кто стоял вокруг нас. это и естественно, по деньгам надо было выбирать. хотя хорошо, когда есть выбор. би-2 молодцы, обо всех думают. после 23.00 народ стал быстро прибавляться. техники появились на сцене после двенадцати. вот-вот должны выйти лева с шурой. вторая серия после вчерашнего, но никто не знал, что нас ждет. время почти полпервого. и вот они появляются, герои вчерашнего дня. с загадочными улыбками на лицах, особенно у левы. после вчерашних помпезных костюмов, сегодня все по-домашнему и по-летнему. меня не покидает ощущение того, что я являюсь частью вчерашнего исторического события. вечер, точнее ночь, с би-2 начинается с того, что шура спрашивает: "а кто сегодня был на концерте пола маккартни". в ответ невразумительное мычание.
лева: "привет, москва! здравствуй, б2!"
шура: "тем, кто не был сегодня на концерте пола маккартни, эта песня посвящается".

зазвучал "берлин" и стало хорошо и спокойно. улетучились хроническое недосыпание и усталость. охрана сегодня была настроена миролюбиво, даже не мешала смотреть, а смотрела сама. лева во время песни сказал: "привет, москва!", а потом затянул: "прощай, берлин". песня завершилась под ликование публики и лева, весь сияя, стал говорить: "спасибо. вы не представляете, что нам вчера пришлось пережить. это был просто грандиозный концерт в театре станиславского. мы впервые в жизни выступали вместе с оркестром обалденным, и сейчас этот адреналин тащит нас просто, как на лыжах, на санях до сих пор. так что пользуйтесь случаем", - при этом загадочно улыбнулся. следом за его словами заиграли "последнего героя" с таким коротким, после вчерашнего, вступлением. за вчера мы уже успели привыкнуть к этим увертюрам. нет. надо было срочно перестраиваться на другой лад, на би-2-ный лад, на драйв, кайф, рок-н-ролл. без паузы, через короткое левино спасибо, вступает на подмогу "мяу, кисс ми", тем, кому не спится ночью. левина кошачья сексуальность плещет через край. расплавив все наши сердца, лева поведал нам, что его "сердце разбивается, и мы никогда не будем вместе". песня звучала по-другому: медленнее, вкрадчивее, чем обычно. тут проблем с хором не было, все свои, все поют, все любят эти песни и группу би-2. леве явно не все донесли цветы и дарили еще сегодня. лева объявил песню из зимней коллекции и сказал, что и летом они собираются их исполнять, чтобы все не забывали о том, какая коварная и жестокая зима в москве. лева припомнил иркутск, когда навес им не поставили, а шел дождь, и напоил нас "елочным соком".

премьерой для клуба б2 была песня "реки". леве, показалось вчера, что ее спели не очень, а сейчас должно получиться. я вчера ничего не заметила, песня настолько хороша, что тащась от музыки и слов, необычных для би-2, ничего не замечаешь. никто никуда не спешил, и в паузе, возникшей после "рек", кто-то крикнул: "полковника!". на что лева среагировал: "да, ладно, ладно". все засмеялись. потом посыпались еще предложения, и лева продолжил: "то, что касается наших концертов, никакой демократии, никакого плюрализма, то, что мы решили, то и будет. ха-ха-ха!". потом шурик пообещал какой-то сюрприз в конце концерта. лева добавил: "для тех, кто не попал на концерт пола маккартни". шурик уточнил: "у нас есть свой пм, вы его увидите в конце программы, а сейчас хоровое пение". шурик стал объяснять, что такое хоровое пение, то есть вместе с нами: "так, давайте петь песню, которая называется "белые розы". все, поехали". лева изобразил с гитарой "белые розы". шурик не унимался: "это не наша песня. так, тогда давайте петь вместе "яблоки на снегу", а лева вступил: "моя любовь". вместо того, чтобы петь слова "моя любовь", шурик пел "яблоки на снегу". "уберите гитариста со сцены", - ухмыляясь, сказал лева. музыканты шутят. сегодня можно все, после вчера. "мою любовь" пели хором. после этой песни леве подарили красную розу, у которой шаталась головка, и лева сказал: "спасибо. болтается так. пришили, что ли?". шурик объявил очень тяжелую песню. ею оказалась "снег кружится". шурик вспомнил, как они пели это в питере, как публика реагировала. по нам ударил хэви-металл. потом была шутка от шуры "темная ночь", которая плавно перелилась в "мой-рок-н-ролл". все сразу расслабились и представили себя чичеринами. на шуру нахлынули воспоминания о вчерашнем: "я помучаю чуть-чуть вас, левчик еще не отдохнул, у него вчера был ответственный день, он выступал в роли муслима магомаева в театре станиславского". шура изобразил, как лева пел с оркестром в 56 человек. когда шура пел песню "достучаться до небес", лева появился около сцены среди зрителей. "у меня появился персональный фэн, в полосатой рубашке, в первом ряду" - сказал шура. после этих слов лева забрался на сцену, подошел к микрофону, и стал имитировать пение. один из куплетов этой песни был посвящен вадиму, который скоро поедет в мельбурн. лева до конца песни был на сцене. шурик взглянул на леву и сказал: "а клевый концерт сегодня получился, да?!". потом лева ударил по нам "еще не вечером", чтобы не расслаблялись, затем "волками", в конце взвыл по-волчьи. концерт продолжался, а лева с шурой удивляли нас своими остроумными выходками, это надо было видеть, пересказать не возможно. "полковник" был кульминацией всего концерта, такого оригинального исполнения мы ни разу не видели. зал был в нокауте. потом шурик объявил обещанный сюрприз: "встречайте, пол маккартни". меня настолько переполняли эмоции от увиденного, что я верила уже во все. на самом деле это оказался олег сакмаров, который с левой и шурой познакомился в израиле, будучи там на гастролях с "аквариумом" около 10 лет назад. он спел песню, которую посвятил дружбе музыкантов. потом лева в тему запел "серебро", олег сакмаров играл на флейте. зал пел хором, и это было похоже на финал концерта. музыканты ушли со сцены. после долгих скандирований "би-2! би-2! би-2!" они вышли, и лева сказал: "наш менеджер сказал, что сегодня великий день. начинайте". оставалось только "зажигать", но это, к счастью, был не финал.

лева сказал: "прекрасный, жаркий, теплый прием. спасибо вам всем!"
традиционно, би-2 закончили той песней, с какой начинали: "прощай, берлин". после песни никто не вышел, хотя кричали и хлопали минут пять.
в клубе начиналась ночная дискотека.

все, что было, можно назвать домашним концертом. нас побаловали 17 песнями, включая сюрприз, да и сам концерт был как сюрприз, я даже не знаю, что дальше писать, настолько переполняют эмоции. мы пошли в один из тихих, уютных баров клуба, взяли пиво и перекусить, по телику показывали остатки евровидения, тату заняли 3-е место, но мы были далеки от этого, не только сейчас, но и вообще всегда. где-то на красной площади отшумел концерт маккартни. а ночь уходила, и небо светлело. в открытое окно дул теплый ветер. со стен на нас смотрели портреты джазовых звезд. а мы были не здесь, мы были там, с ними. потому что, уходя со сцены, они забрали часть нас, а мы забрали часть их, глядя в глаза, пожимая руки, надеясь, что это не сон, но все когда-то заканчивается, только не для нас с би-2. мы всегда вместе.

© два серебряных крыла, 2003