нечетный воин

олег чехов о "нечетном воине"

с чего для вас начался нв?
я находился в москве… в разных местах, это же не в одну секунду началось, мы активно общались на эту тему. об идее мне говорили заранее.

чем заинтересовала идея нечетного воина?
мы задружились с мишей карасевым, общались по телефону, я знал его по работе с би-2, например, песня "она". у нас много пересечений: взгляд на музыку, на аранжировку, тексты. он является носителем определенной вещи, которая мне понятна, он как глоток свежего воздуха.

как проходила сама работа?
много разных ощущений, целый спектр. от пограничного ощущения, что физически не сможешь и сломаешься… у меня были бессонные недели и месяцы. более того, многие вещи, которые мы планировали, я не успел сделать чисто физически. я уделял этому все свое время, выложился на полную, и все равно не успел. это дает сложную канву ощущений, когда альбом сложился, что многих вещей не хватает там по моей милости. кроме того, на примере этого альбома, я видел как вещь, изначально понятная мне по посылу, обретает форму и становится произведением. это касается многих песен на этом альбоме, и это очень интересно само по себе. так, чтобы от начала до конца, от корки до корки пронаблюдать это процесс, мало кто даже из исполнителей получает этот опыт. всегда какая-то часть идет за кадром. а уникальность моего положения в том, что я присутствовал на всех этапах и на каждой фазе. разве что в австралию не ездил. бездна ощущений, например, песня "нечетный воин" существовала еще до разговора о проекте. вокруг нее кристаллизовалась вся картина этого проекта. с одной этой песней связан целый этап моей жизни.

вы дольше всего работали с песней "нечетный воин", можно назвать ее вашей любимой?
ну, это не то, чтобы мое любимое произведение… просто я человек очень дотошный. мало из того, что я делаю, становится моим любимым произведением. любимое - это дэвид боуи! любимым что-то становится со стороны.

а если бы вы снимали клип на эту вещь?
уже был снят short-movie, мы там с антоном севидовым убивали друг друга. небольшой фильм, очень прикольный, михаилу карасеву, кстати, эта работа, которая был сделана за полдня, понравилась гораздо больше всего остального, на что было потрачено столько усилий. а я лет с 20 перестал сопоставлять произведения с клипами. это разделилось. музыка так много берет, что она сама по себе стала визуальна. а сочинить клип… вы к чему-то противоестественному меня призываете!

проект основан на мироощущении павича…
это прикол на самом деле. по сложившейся ситуации думаю, что павича я прочту не скоро. не думайте, что я вообще не читаю, просто павича не читал. со стороны видно, что павич - это вещь, но есть особое удовольствие в том, чтобы смотреть на него со стороны. есть шура, погруженный в павича, карасев, достаточно неравнодушных людей. именно поэтому мы позвали сербскую царицу, которая читает речитатив в "нечетном воине", и я очень рад, что не в курсе, чем это начинается и как заканчивается. я со стороны слышу набор фраз. мы и с мишей так работали в "медленной звезде". я попросил его прочитать главы, и в этом есть определенная красота, я не в курсе что до, что после. и я здесь и сейчас ловлю смысл и ищу канву. поэтому во всем, что связано с павичем, я как младенчик.

изменил ли нечетный воин вашу жизнь?
изменил, пожалуй, но я не понял еще как. мне стало очень хорошо и очень плохо. сейчас я что-то чувствую, но не могу понять что.

альбом:

intro
эту вещь в автономном режиме делали шура, лева и победа, то есть изначальный состав группы би-2. идея сделать intro появилась у шуры, мы обсуждали принципы с шурой и левой, а в австралии они собрались и все доделали. получилось вполне органично как вступление к альбому.

медленная звезда
это вещь, над которой очень долго работали. я занимался аранжировкой, записывал на студии разных музыкантов и слушал варианты, записанные еще с 80-х годов. главная задача была не расплескать смысл, заложенный в песне, и дать ей современную трактовку. в конце концов, вещь склеилась и получила новую жизнь. изначально в песне подразумевался женский голос. по ходу дела в середине работы у шуры появилась идея поговорить с дианой арбениной на счет того, чтобы она спела эту песню. до этого во всех ранних вариантах пела ольга петрыкина - подруга михаила карасева. и чтобы дать с одной стороны мужской вокал: лева однозначно чувствовал эту песню, и она стала частью его "я", и добавить женскую составляющую, вполне органично влилась диана, она очень хорошо сюда встала и спела все как надо.

ты не один
это одна из самых легких песен в альбоме. не смотрите на не очень легкую аранжировку. при этом она сравнительно понятна по идее в немузыкальных терминах. поэтому песня является одной из самых попмузыкальных вещей на альбоме. она человечна. весь альбом проникнут духом нечетного воина, и эта песня больше о том, о чем можно сказать только музыкой. в данном случае "ты не один" - это именно песня. brainstorm здесь совершенно органично оказались поблизости и проучаствовали. получилась настоящая популярная музыка, чему мы все и рады. даже не тошно!

немного солнца
эта песня очень пошла серьге. до этого пел шура, но я за обилием событий пропустил тот момент, когда стал петь уже сергей галанин. это стало так естественно, что не может не радовать!

все еще боюсь
альбом - это не мнение одного человека, а сумма разных подходов разных людей. типично мой взгляд на эту вещь заключается в том, чтобы попытаться в современном звучании реализовать подходы, которые давно интересовали. мы собрались с антоном севидовым и реализовали это. получилось неплохо именно потому, что идея вещи как синтеза современности и 80-х годов достаточно прозрачна. мне звонил михаил карасев, и сказал, что его друзья спрашивали, как могло так получиться, ведь они как раз об этой идее песни и думали! на что я ответил, что мы тоже думали именно об этом в 80-х... и самое главное, антону эта вещь идет! если вы обратите внимание на творчество группы неонавт, то там эта линия тоже прослеживается. нам обоим было интересно с этим работать.

небо без края
инна желанная - человек и артист настолько всеобъемлющий, что здесь даже сложно изъясняться. она приходит и сразу делает все своим. вы видите результат! это песня желанной, насколько я понимаю желанную. в середине есть вставка с ее вокалом, которую она сама предложила сделать на студии, мы согласились, и получилось идеально!

теперь ты знаешь
поет лева, потом на коде подключается david stery. для меня лично песня очень резонансная. первоначально ее прислал миша в своей аранжировке. и это одна из тех вещей, которые для меня понятны без переводчиков и посредников, когда личность михаила карасева соприкасается со мной напрямую. но возиться с песней пришлось довольно долго. с одной стороны она должна была быть простой, а с другой работать на нерве. и в той или иной степени успеха это получилось. шура на походе к австралии послушал наклевывающуюся аранжировку, и высказал идею про david'a. я до этого уже слышал его песню "send me an angel', так и получилось. вещи срослись и теперь живут вместе.

уходим в море
это был экскурс в группы a la radiohead и sigur ros. немного это контрастировало со всем альбомом, даже была перпендикулярная линия, но хотелось попробовать поработать в этом антураже. собрались мы с басистами и гитаристами, наиграли чего-то такого, и на начальных этапах стало понятно, что братья самойловы тут как тут. собрали, спели, отвезли в австралию, там песня прошла еще соответствующие этапы обработки, и все стало в альбом. опасность, что вещь не встанет в общую канву альбома нечетный воин, нас миновала. отдельное спасибо самойловым, с ними удивительно легко работать. я получил удовольствие, записывая их голоса.

звонок
судьба этой песни имеет очень извилистую дорогу. шура давно задумывал делать эту вещь, причем были планы, что он сам ее споет по шаблону, либо позовет другого вокалиста, очень серьезно звучало имя антона сивидова из неонавта. именно он является аранжировщиком этой песни, и придал ей актуальное и современное лицо. я уж молчу, что рука михаила карасева здесь очень показательна. так что "звонок" - это сивидов плюс карась, а сверху пришла и опустилась линда. она оказалась воплощением их сочетания: антона как аранжировщика и карасева как мэтра. текстовиком его назвать нельзя, этот человек представляет собой гораздо больше.

солдат
на альбоме я преследовал свой личный интерес: михаил карасев мне очень интересен как человек, и я хотел создать его творческий портрет. в конце концов, эта концепция видоизменилась в ходе работы и обсуждений, но для меня песни "солдат" и часть "медленной звезды", где есть фрагмент spoken word - это след этой изначальной идеи, и её реализация. словно мы ставим камеру и снимаем человека, который говорит о том, что его волнует. я пытался выстроить все так, чтобы эта мысль звучала, и никого не оставляла равнодушным. когда говоришь с михаилом карасевым - это серьезно, и я хотел, чтобы эта серьезность прозвучала песне. собственно так оно и получилось.

возвращайся домой
по поводу этой вещи мы сошлись с мишей карасевым в таком мнении: если говорить о янике, то он живет в каком-то особенном месте, там же, где и саша васильев. словно они повара на кухне, и если человек попадет к ним, что пропитается этим паром и душком, который идет от них. эта песня и есть тот душок, который пришел из этой кухни. хорошо, что песня стоит в конце первого диска, как раз на своем месте. этим душком диск и завершается!

приемная дочь
лакмус, как говорит шура, это молодая кровь. они современные, энергичные люди, которые адекватно стоят в современности. и лишний раз это подтвердили. песня в первоначальных заметках миши была, по сути, простой, в ней очень логичная и своеобразно движущаяся гармония. это совпало с определенными тенденциями у группы лакмус. здесь мы наблюдаем, как и в случае с неонавтом, совпадение тенденций, которые существовали у карася, и у лакмуса. кое-что они, понятно, изменили, сделали более четким, но вся песня - это удачное совпадение.

фламенко
с этой вещью я почти не соприкасался во время работы. в основном все происходило между шурой, левой и женей панковым - аранжировщиком. на мой взгляд, это очень адекватная по стилю и легкая вещь, но в то же время достаточно своеобразная.

одни и те же
в процессе работы над альбомом мы долго обсуждали, кого позвать солистом песни. женя панков сделал аранжировку, после которой вещь стала очень "широкой", оркестровой, с духовыми и струнными, но при этом совершенно было непонятно, кто будет ее петь. с одной стороны, такое выигрышное и красивое сочетание: оркестр, а с другой, не многим это пойдет. на каком-то этапе появился эдмунд шклярский и сделал все очень убедительно. мы с карасем ликовали. причем, кто бы мог подумать? человек ходит здесь, рядом, все с большим восторгом воспринимают шклярского, но применительно к песне, чтобы позвать его спеть, идея не приходила никому в голову! так что, когда он появился, оказалось, что он был всегда.

то из того
с аранжировкой к этой песне было непросто. довольно рано стало понятно, что песня для олега нестерова. когда я над ней работал, то старался сделать так, чтобы было слышно дыхание. у олега нестерова очень интимная интонация, он певец дыхания, и существует благодаря нему. я под это и строил аранжировку, именно отсюда участвуют виброфон, акустика. получилось так, что олег пришел, спел несколько дублей, так как он давно не пел, но вышло хорошо, аранжировка сработала. мне вещь нравится!

за окнами
это одна из вещей, где би-2 взяли ситуацию в свои руки и прозвучали здесь как "би-2". такой момент должен быть в альбоме просто потому, что ребята так много для этого сделали и являлись инициаторами и двигателями проекта. слово было дано би-2, они его сказали - это вещь "за окнами".

здравствуй, грусть
здесь поют таня литвиненко и очень рельефный персонаж, который приходил на студию. таня поет роскошно, и она еще раз это подтвердила. но для меня во многом вещь воспринимается как соло этого рельефного человека. вообще, с песней было очень много мороки. было понятно, что будет петь таня, определился определенный стиль, нерв. но по разным причинам песня не выходила. казалось бы, должно сойтись - а все не сходится. позвали человека, который начитал речитатив в конце, и все сошлось в последний момент. хотя даже когда ехали в австралию на мастеринг, боялись, что эта вещь отвалится. но шура в австралии сделал все возможное, и вещь стала одной из образующих на альбоме.

в этом городе
эта песня происходила без моего участия, но я знаю, что би-2 ее делали в своем первоначальном составе: лева, шура и победа. победа очень удачно в конце произносит фразу. получается, что они, с одной стороны, отдают дань михаилу карасеву, а с другой - своему изначальному составу. ну и плюс к этому песня определенным образом скрепляет предыдущий альбом с кодой как то "адреса" и "нечетный воин".

слушая ветер
эта вещь скорее является мессаджем, который важен для михаила карасева. мы старались ничего не нарушить в песне, единственное, сделали актуальное звучание. антон сивидов аккомпанирует ольге петрыкиной. ольга - вокалистка михаила карасева. она специально приезжала из белоруссии, чтобы записать вокал, а мы с антоном сделали все от нас зависящее, аккомпанировали ей, и получилась такая вот работа.

адреса
у меня этот одна из любимых вещей, которую я лично для себя выделяю. найк борзов нашел очень удачную интонацию, в которой не возникает вопросов. у меня ощущение даже, что найк сочинил эту песню. он и его команда проявили себя как талантливые люди, это слышно и является украшением альбома. а то что вещь мрачная.… многие фильмы хороших режиссеров, многие альбомы талантливых людей, и сами по себе талантливые работы, мрачны. жизнь, в принципе, мрачная штука. так что аспект мрачности у меня без комментариев. кто поймет - тот поймет, а кто нет - то что уж тут? значит, будем слушать все время веселые песни…

нечетный воин
это песня, с которой проект начинался, и тоже со сложной судьбой. но, слава богу, кристаллообразование вокруг этой песни наконец-то произошло. был даже такой момент, когда эта песня должна была быть бонус треком к какому-то номерному альбому би-2, но все время было жалко, неоднократно этот вопрос поднимался, но она слишком хороша для бонус-трека, и слишком много в ней всего. и в какой-то момент стало понятно, что эта песня служит отправной точкой для скачать проекта. большинство материала в песне, составленной из музыкальных кусков, записано в зале дома культуры, где ребята играли вживую, причем все записано на один микрофон. играют рояль, контрабас и барабаны. и атмосфера зала дает половину звучания вещи. а формально происходило так: шура сказал, что споет в начале, а потом у меня неограниченное время, хоть на 10 минут, и надо сделать развитие. я подумал, и сделал. может, это нескромно, ведь участвовало много народа. в середине есть spoken word, так как составляющая линия - это атмосфера произведений павича. и мы решили позвать сербскую девушку, чтобы она прочитала текст на родном языке. такая нашлась, была позвана, мы ее записали. эта же девушка читает павича и на русском, у нее совершенно очаровательный акцент, и это не оставило нас равнодушными.

© www.bdva.ru, 2005