нечетный воин 2

рассказывает михаил козырев

- как человек, который до сих пор не потерял интерес и радость от музыки, я всегда наблюдаю за карьерой артистов, которые мне интересны, в любой ипостаси, в мировой музыке, и понимаю, что рано или поздно людям, которые пришли в музыку всерьез и надолго, становится тесно в рамках, которые они сами себе обозначили своей основной группой. а ты неизбежно, начиная любое действие, любой путь, рано или поздно обнаруживаешь, что эти рамки все равно очерчены. и человек, покупая пластинку, на которой написано название твоей группы, имеет уже определенное ожидание, как эта группа будет звучать. в этом плане как раз каждый музыкант, которого распирает от музыкальных идей, в определенный момент сталкивается с необходимостью либо взять творческий отпуск, либо поехать в жаркую страну лежать на пляже и бренчать на гитаре, либо записать что-нибудь в другом виде, что совершенно может не вписываться в канву основной группы. это, что называется, сайд-проекты, проекты "на стороне". они могут быть либо совершенно непересекающимися и экспериментальными, содержащими в себе вдохи, выдохи и кашли артиста, либо они могут быть тоже вполне для массовой аудитории - просто в других музыкальных направлениях. и в этом плане группа би-2 - одна из первых на музыкальном небосклоне страны, которая нашла такую отдушину. то есть когда у них накапливается материал, который не очень можно объединить под шапкой би-2, они делают сайд-проекты, и этот сайд-проект "нечетный воин" - достаточно смелый эксперимент, потому что он не прокатит на названии би-2, не прокатит на наработанных коммерческих рельсах. из-за эклектики, из-за того, что он объединяет самых разных артистов и порой произведения сложнее, чем остальные альбомы, - он рассчитан на более утонченного слушателя и зрителя. поэтому это роскошь, которую не каждая группа может себе позволить. но это еще одно доказательство того, что артисты в музыке - за музыку, а не за что-то еще, потому что сложно себе представить, что из какой-то ровной колеи би-2 люди прыгают в "нечетный воин", воодушевленные золотыми горами. он не сулит золотых гор, он как раз, скорее, открывает совершенно неожиданные, не вписывающиеся в образы этих людей стороны в них. кроме того, еще, что здесь прекрасно, - это открытые рамки. может быть, разве что григория лепса или николая баскова нельзя представить в рамках "нечетного воина", но, например, лайму вайкуле и даже олега газманова - вполне! у меня такое ощущение, что у музыкантов би-2 какие-то чувственные чакры, чтобы взять другого артиста и придумать ему форму существования внутри своей музыки, - развиты лучше, чем у кого бы то ни было. поэтому как раз мне больше всего нравятся песни и в первом "воине", и во втором, которые берут артиста и раскрывают его внутри этих песен. и как раз если я не могу узнать артиста, это меня, наоборот, раздражает, и я считаю этот номер неудачным или не доведенным до конца, потому что, наверно, не сумел продюсер найти ту грань, которую надо было высветить. это получается такой странствующий цирк под названием "нечетный воин", или странствующий воин под названием "нечетный цирк".

- какие яркие моменты ты можешь выделить в проекте?
- во-первых, когда шура и лева загораются проектом "нечетный воин", он обрушивается на меня неизбежно, я начинаю приобщаться к каждому записанному треку поэтапно. обычно это происходит между четырьмя и пятью часами утра, когда воодушевленный шура, возвращаясь из студии, говорит, что мы не выживем эту неделю, если не услышим сейчас то, что было создано, и поэтому первый раз я слушаю это вот так, а второй раз я слушаю это в присутствии сорока других людей, которым шура считает своим долгом поставить обязательно свежесведенный трек. причем, вы понимаете, что ухо нормального человека отличить сведенный и отмастеренный материал от несведенного и немастеренного не может, потому что разница находится порой в таких частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом. но шура, конечно, настаивает на том, что все то, что он показывал в прошлый раз, было несведенное и немастеренное, а вот сейчас это есть то самое. поэтому динамика развития проекта проходит перед моими глазами и меня, собственно говоря, это только радует. если, конечно, они решат все-таки включить николая баскова и придут ко мне ночью, чтобы показать новый трек, может быть, это меня немного обломит, и то - такой кредит доверия, что вряд ли!
у меня есть три любимые композиции, которые произвели на меня такое сильнейшее впечатление, которые стали таким откровением музыкальным. я разделяю восторг шуры по поводу привлечения романа суслова и, несмотря на то, что я никогда не был поклонником "вежливого отказа" и никогда не следил за их творчеством, поскольку просто был опущен в свердловскую рок-систему координат, а не в московскую, и питер, например, до свердловска доходил гораздо быстрее, чем московские группы, - тем не менее, песня, которая сделана на двух языках и в которой участвует суслов, - это поразительный номер по силе.
я считаю, что великолепно звучит на альбоме инна желанная, и опять это тот самый номер, когда ты его слушаешь на той громкости, на которой мурашки по твоему телу неизбежно бегут, то понимаешь, что это прямо невероятной красоты и таланта певица с восхитительным голосом, и просто лишний раз приходится пожалеть о том, что она, конечно, могла и может сделать гораздо больше песен, которые будут более популярны, чем то, что она делает сейчас, но в данном случае это ее выбор. третьим, наверно, диптихом является трек с дианой арбениной. я вообще люблю ее творчество в любом виде, и они уже не первый раз органично сочетаются.
кроме того, последний номер - это прямо концептуальная вещь, сильная очень. и еще один момент - конечно, "все как он сказал". с одной стороны, необходимый трек для этой пластинки, потому что он самый боевой, ударный, а с другой стороны, он очень красивый и мощный, с отпечатком фирменного для двух групп, и для "агаты кристи", и для би-2, героического отчаянного романтизма, когда самурай вынимает свой меч из ножен и отступать некуда. поэтому дай бог каждому такому независимому стороннему проекту иметь такую песню, за счет которой он может сбыться.

- расскажи о своем участии в презентации проекта.
- в этот раз дай бог, что все срастется, помимо неких сторонних ушей, на которые можно обрушить звук в любом виде, я еще, может быть, приму участие в неком музыкально-театральном представлении, которое будет приурочено к выпуску этого альбома. я думаю, это будет такой красивый необычный концерт, который будет дан один раз и, надеюсь, будет каким-то образом запечатлен на пленку, и что меня там привлекает - конечно, это то, что вот такую разную музыку можно выстроить вокруг единого стержня. в данном случае, этот стержень, совместно нами придуманный, я надеюсь, опять будет бар, в который заходят разные посетители. а кроме того, это сочетание двух жанров: музыки и поэзии, потому что, я надеюсь, тексты и стихи, как шуриного дяди карася, которому мы обязаны стихами в этом проекте, так и других артистов, которые будут принимать участие в этих дуэтах, - они там тоже будут звучать. поэтому можно позавидовать тем журналистам, которые будут приглашены и это увидят, и посочувствовать тем, кому не доведется это сделать.

- и напоследок, что бы ты еще хотел сказать?
- уважаемый зритель данного диска! обрати, пожалуйста, внимание на ту музыку, на которую будет идти меню. если она будет неприятной, пусть это подтолкнет тебя побыстрее нажать кнопку play, а если она будет приятной, то просто оставь ее в своем dvd-плейере, пусть она звучит у тебя день и ночь, и будет тебе счастье!

© www.bdva.ru, 2008