нечетный воин 2

пресс-релиз

"нечетный воин 2"
автор - михаил карасев
продюсеры - шура би-2, лева би-2

в ролях:

шура би-2 (гитара, голос), лева би-2 (голос, гитара), андрей "звон" звонков (гитары, бэк-вокал, рояль), борис лифшиц (ударные), макс лакмус (бас-гитара), виктория "победа" билоган (spokenword), диана арбенина (голос), глеб самойлов (голос), вадим самойлов (голос), александр ф.скляр (голос), сергей мазаев (голос), татьяна литвиненко (голос), инна желанная (голос), елена кауфман (голос, бэк-вокал), ирина акимцева (голос, бэк-вокал), роман суслов (голос), алексей кортнев (голос), ирина богушевская (голос), алексей романов (голос), david brown (голос), louis frank (голос), punk tv (голос)

а также:
олег чехов (аранжировка (2), клавишные, loops)
евгений панков (аранжировки (3, 8, 9, 10, 14, 15), рояль, ударные, родос, клавишные, бэк-вокал)
антон севидов (аранжировки (4, 5, 6, 7, 11, 12), клавишные, рояль, родос)
скрипки: а.дырул, о.лобанова, с.азарян, о.дзержинская
виолончель: д.калинский, п.суракин
валторна: л.вознесенский, в.шефер
с.обуев (труба), м.лихачев (тромбон), к.горшков (blues harp), а.садыков (рояль), с.ткаченко (гитара)
хор: мария, полина, евгения, алексей, игорь

все песни: михаил карасев, михаил карасев + евгений панков (3, 9, 10, 15), михаил карасев + david brown (3, 7), михаил карасев + louis frank (11), михаил карасев + ирина акимцева (4)

запись: студия "наше время", москва, 2007, инженеры - сергей большаков, денис юровский, татьяна данилина
сведение: toyland recording studio, мельбурн, эдам калаитис + шура би-2, август 2007
сведение: студия "наше время" (3, 4, 8, 9, 15), инженер - сергей большаков, октябрь 2007
мастеринг: metropolis by tim young, лондон, ноябрь 2007

трек-лист:
1. intro
2. "все, как он сказал" - би-2 + "агата кристи"
3. "kao sun road" - david brown ("brazzaville")
4. "дождь" - "лакмус" + александр ф.скляр
5. "белый лист" - би-2 + "punk tv"
6. "ребекка" - "truffele"
7. "после всего" - роман суслов + david brown
8. "капли о стекло" - сергей мазаев + татьяна литвиненко
9. "разве я не виноват" - алексей романов
10. "белые одежды" - би-2 + диана арбенина
11. "michael" - louis frank ("esthetic education")
12. "не узнаю" - би-2 + инна желанная
13. "теряю свет" - би-2 + "агата кристи"
14. "сердце ангела" - алексей кортнев + ирина богушевская
15. "дни и ночи" - би-2 + диана арбенина
бонус-трек:
16. "все, как он сказал" (aнтон севидов, electro-punk 1981 remix)

"я думаю, что возраст - это единственный временной критерий, когда человек начинает говорить правду. только в определенном возрасте люди начинают чувствовать и следовать своим чувствам. только в определенном возрасте возможно понимание другого человека, сочувствие и сострадание. этот возраст может случиться и в 25 лет, к нему придет каждый по-своему и своей дорогой, через очень драматические вещи, через потерю чего-то очень важного, а, может, через обретение, но никогда - от сытости. я хочу, чтобы вы это поняли - от сытости ничего человек понять не в состоянии. поэтому, когда вы будете слушать пластинку, прошу обратить на это внимание".
михаил карасев

творческий отпуск, творческий кризис, кризис идей - эти понятия неизвестны музыкантам группы би-2. они просто не умеют предаваться праздности, не могут жить вне музыки, не хотят впустую тратить время. закрыв одну страницу своей истории, они начинают другую. записав свой последний на сегодняшний день альбом "молоко" и представив его зрителям, группа задумались над тем, чем заниматься дальше - так в конце 2006 года родилась идея продолжить проект "нечетный воин", о котором российские меломаны услышали в 2005-м. о решении сделать сиквел "нв" незамедлительно был оповещен шурин дядя - автор всех композиций проекта михаил карасев.
собственно, благодаря ему "нечетный воин" и появился на свет: сыгранные когда-то его группой "солнечная сторона" композиции обрели благодаря проекту новую жизнь.

"в работе над первой частью "нечетного воина" сложился очень слаженный механизм, который по окончании проекта было просто жаль отключать, выдергивать из розетки. поэтому очень здорово, что накопленный и неиспользованный материал плюс новые песни позволили развить эту тему и сделать пластинку, которая называется "нечетный воин 2", - говорит лева би-2.

в отличие от первой серии "нв", частично состоящей из песен 80-х и частично - из новых произведений, все песни для нынешнего альбома созданы в последние полтора-два года, за исключением трека "белый лист", написанного в 1986 году гитаристом "солнечной стороны" александром ротаном. воодушевленный известием о продолжении "нв", михаил карасев написал более 40 песен, из которых в результате жесткого отбора в альбом попали лишь 15.
"я не совсем согласен с тем, чего не стало в альбоме, но в целом могу сказать, что лучше один хороший генерал, чем два плохих", - считает автор.

помимо михаила карасева и лидеров би-2 левы и шуры, творческое ядро "нечетного воина" составляют евгений панков, антон севидов и олег чехов, которые помогают песням обретать законченную форму.

"нечетный воин" - это проект, который не имеет никаких рамок, в нем можно делать все, что угодно", - говорит шура би-2. именно поэтому к участию в записи альбома идеологи "нв" привлекают самых разных музыкантов, не признавая географических, возрастных и жанровых ограничений. единственное условие - взаимная приязнь и симпатия. "в проекте участвовали наши друзья. так получилось - либо у нас уже были завязаны дружеские отношения, либо они завязались в процессе работы", - поясняет шура.

и на предыдущей пластинке, и на новом диске звучат голоса дианы арбениной, татьяны литвиненко, инны желанной, братьев самойловых из "агаты кристи", ирины акимцевой из "лакмуса". впервые попробовали себя в роли приглашенных в "нв 2" артистов алексей романов ("воскресение"), сергей мазаев ("моральный кодекс"), роман суслов ("вежливый отказ"), александр ф.скляр ("ва-банкъ"), алексей кортнев ("несчастный случай"), ирина богушевская, david brown ("brazzaville"), louis frank ("esthetic education"), группы "punk tv" и "truffele".

запись альбома заняла целый год. как и первый "нв", второй был записан на студии сергея большакова, к моменту начала работы успевшей переехать из сокольников на таганку и претерпеть существенное техническое переоснащение. отвечавший за все оркестровые аранжировки евгений панков, сравнивая звучание первой и второй пластинок, отметил, что качество саунда стало на порядок выше: "когда писали в сокольниках, звук был хороший, а сейчас он просто великолепный. что касается песен, мне кажется, миша превзошел себя. что тексты, что музыка - мне все очень нравится. его мысли стали для меня открытием, я его увидел вообще с другой стороны".

"сам по себе альбом сложный. мне на данной стадии видится, что это не коммерческий диск, но то, что звучать он будет хорошо и сами песни красивые - это факт", - уверен олег чехов, сделавший аранжировку трека "все, как он сказал".

первым синглом альбома стала композиция "все, как он сказал", спетая левой вместе с вадимом самойловым. в декабре 2007-го эта песня была экранизирована режиссером кириллом кузиным. помимо музыкантов би-2 и "агаты кристи", в клипе заняты актеры театра мимики и жеста. идея привлечь к работе над видео глухих танцоров принадлежит вокалисту би-2. "я очень давно, еще в минске, случайно совсем забрел в то место, где собирались глухонемые люди, - вспоминает лева. - я увидел, как они танцевали, и это потрясающее зрелище настолько зафиксировалось в моей памяти, что когда мы работали над клипом "все, как он сказал", я вспомнил этот эпизод". однако для воплощения замысла клипмейкера одних танцующих артистов было мало - с его легкой руки язык жестов пришлось освоить и вокалистам. "мне кажется, что идея кирилла очень подошла этой песне, потому что зачастую мы являемся такими же беспомощными, как и люди с ограниченными возможностями, и порой мы не слышим или не хотим услышать те сигналы, которые подают нам окружающие нас люди", - считает лева.

все участники "нв 2" благодаря таланту гримеров, костюмеров и дизайнеров стали героями комиксов. стилистику оформления и сценарий комикса для продолжения проекта придумала ольга страховская, а воплотили в жизнь модный фотограф из хельсинки диана лугански и дизайнер-иллюстратор мишка лугански. "это стилистика 50-х годов, нуар, - рассказывает шура. - за точку опоры мы взяли некий клуб, в который приходят всевозможные персонажи, и с ними происходят различные истории. у нас есть бармен, полицейский, есть криминальные личности, есть люди, не выплатившие долги, и т.д.".

книга с комиксами будет включена в дорогое издание "нечетного воина 2", которое увидит свет 26 февраля. кроме того, в подарочный диск войдет фильм, рассказывающий о том, как создавался второй "нв". релиз обычного варианта пластинки намечен компанией "мистерия звука" на 3 марта. в этот же день появится в продаже мартовский номер журнала "citizen k", в который будет вложен специальный тираж "нечетного воина", состоящий из 13 треков.

"мне кажется, большое дело ребята сделали, как это не пафосно звучит. хочу просто пожелать им удачи и того, чтобы большое количество людей прониклось этой работой", - говорит антон севидов, взявший на себя все электронные аранжировки.

михаил козырев: заинтересованный взгляд со стороны
как человек, который до сих пор не потерял интерес к музыке и радость от ее прослушивания, я всегда наблюдаю за карьерой артистов, которые мне интересны. я понимаю, что рано или поздно людям, которые пришли в музыку всерьез и надолго, становится тесно в рамках, которые они сами себе обозначили своей основной группой. начиная любое действие и любой путь, ты рано или поздно неизбежно обнаруживаешь, что эти рамки все равно очерчены. и человек, покупая пластинку, на которой написано название твоей группы, уже имеет определенные ожидания, как она будет звучать. и в этом плане каждый музыкант, которого распирает от музыкальных идей, в определенный момент сталкивается с необходимостью либо взять творческий отпуск, либо поехать в жаркую страну, лежать на пляже и бренчать на гитаре, либо записать что-нибудь в другом виде, что может совершенно не вписываться в канву его основной группы. это то, что называется сайд-проекты, то есть проекты на стороне. они могут быть либо совершенно непересекающимися и экспериментальными, содержащими в себе, я не знаю - вдохи, выдохи и кашель артиста, - либо они могут быть ориентированы на массовую аудиторию, просто сделаны в другом музыкальном направлении. и в этом плане группа би-2 - одна из первых, я думаю, на музыкальном небосклоне страны нашла такую отдушину. когда у них накапливается материал, который нельзя объединить под шапкой би-2, они делают сайд-проект.
и сайд-проект "нечетный воин" - это достаточно смелый эксперимент, потому что он не прокатит на названии би-2, он не прокатит на наработанных коммерческих рельсах. из-за эклектики, из-за того, что объединяет самых разных артистов, и порой произведения сложнее, чем в основных альбомах, он рассчитан на более утонченного слушателя и зрителя. наверное, это роскошь, которую не каждая группа может себе позволить. это еще одно доказательство того, что артисты пришли в музыку ради самой музыки, а не ради чего-то еще.
сложно себе представить, как из ровной колеи би-2 люди прыгают в "нечетный воин", воодушевленные какими-то золотыми горами, которые этот проект сулит. он не сулит золотых гор. он открывает совершенно неожиданные, не вписывающиеся в образы этих людей их стороны.
что здесь еще прекрасно - то, что здесь открытые рамки. разве что григория лепса или николая баскова нельзя представить себе в проекте "нечетный воин". но, например, лайму вайкуле или даже олега газманова - вполне. у меня такое ощущение, что у музыкантов би-2 какие-то такие особенные чувственные чакры, которые помогают им взять другого артиста и придумать ему форму существования внутри своей музыки. они развиты лучше, чем у кого бы то ни было. если я не могу узнать артиста, это меня раздражает, и я считаю этот номер в общем неудачным или не доведенным до конца, потому что, наверное, не сумел продюсер найти ту грань, которую надо было высветить. а у би-2 получается.
когда шура и лева загораются проектом "нечетный воин", он обрушивается на меня неизбежно. ты начинаешь приобщаться к каждому записанному треку, поэтапно. обычно это происходит между 4 и 5 часами утра, когда воодушевленный шура, возвращаясь из студии, говорит, что мы не выживем, не выживем в эту неделю, если мы не услышим прямо сейчас то, что было создано. первый раз я слушаю это вот так. а второй раз я слушаю в присутствии 40 других людей, которым шура считает своим долгом поставить свежесведенный трек. причем, вы понимаете, что ухо нормального человека отличить сведенный и отмастеренный материал от несведенного и немастеренного не может, потому что разница находится порой в таких частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом. шура, конечно, настаивает на том, что все то, что он показывал в прошлый раз, было несведенное и немастеренное, а вот сейчас есть то самое.
поэтому динамика развития проекта проходит перед моими глазами, и меня это только радует. ну и не парит уж точно. если они, конечно, все-таки решат включить николая баскова и придут ко мне ночью показать новый трек - может, это меня немного обломит. и то при таком кредите доверия - вряд ли.
у меня есть любимые композиции, которые произвели на меня сильнейшее впечатление. я разделяю восторг шуры по поводу привлечения романа суслова, несмотря на то, что я никогда не был поклонником "вежливого отказа" и никогда не следил за его творчеством. тем не менее песня, которая сделана на двух языках и в которой участвует суслов, - это поразительный по силе номер.
я считаю, что великолепно звучит на альбоме инна желанная, и опять этот тот самый номер, когда ты его слушаешь - причем делаешь это на той громкости, когда мурашки по телу неизбежно бегут - и понимаешь, что это невероятной красоты и таланта певица с восхитительным голосом. третий трек - с дианой арбениной. я люблю ее творчество в любом виде, и они с би-2 уже не в первый раз органично сочетаются. кроме того, последний номер - это прямо концептуальная вещь такая, сильная очень.
и еще - "все, как он сказал". это, с одной стороны, необходимый трек на этой пластинке, потому что он боевой, ударный, с другой стороны, он очень красивый, хоровой и мощный такой, с отпечатком фирменного для двух групп - и для "агаты кристи", и для би-2 - героического отчаянного романтизма. когда самурай вынимает свой меч из ножен и отступать некуда. дай бог каждому независимому стороннему проекту иметь такую песню, за счет которой он может быть заявлен.

intro
"нечетный воин", как проект с уже 4-летней историей, начинает обрастать традициями, и intro - одна из них. и первый, и второй "нв" начинаются со своеобразной увертюры, которая создает определенное настроение и дает слушателю возможность настроиться на восприятие пластинки. в intro использованы фрагменты музыкальных композиций, работу над которыми олег чехов не успел завершить к релизу 2005 года.

шура: "у этого intro забавная история создания. в мельбурнской студии мы записали с викторией победой нелинейное стихотворение, которое написал михаил карасев, попросили эдама калаитиса сделать что-то вроде радиоспектакля и ушли обедать в клуб. возвращаемся, а эдам мило так хихикает и показывает, что у него вышло. увлекшись процессом создания "радиоспектакля", он включил в него отрывки из фильма ужасов, в котором ребенок распиливает пилой всю семью".

отдав должное полету фантазии эдама калаитиса, музыканты все же убедили его оставить в intro лишь нейтральные разговоры. впрочем, первоначальную версию эдама решили сохранить для истории - возможно, она будет выложена на сайте группы би-2.

"все, как он сказал"
история создания этой песни тесно связана с подготовкой к концертной презентации пластинки "нечетный воин" в гцкз "россия" в конце 2005 года. именно в процессе подготовки к декабрьским концертам михаил карасев познакомился с авторами видеоряда для "нв", которые предложили дописать ему незавершенный киносценарий.

михаил карасев: "я ничего для них не сделал, потому что понял, что не потяну, но после прочтения материала возникла идея написать некий музыкальный кусок. он получился достаточно быстро, и по телефону я его прокрутил леве. в полуготовом виде лева с шурой забрали его и сделали с помощью олега чехова настоящую песню. участие вадима самойлова в этой песне произошло помимо моей воли или хотя бы информации об этом, но то, что мне получилось, мне нравится".

между тем участие музыкантов "агаты кристи" в проекте не случайно - лидеры би-2 приглашают к сотрудничеству тех артистов, с которыми их связывают теплые творческие и дружеские отношения.

лева: "я очень давно хотел спеть с группой "агата кристи" и, конечно, рад тому, что наконец-то мне такая возможность представилась".

шура: "не позвать "агату кристи" было бы странно. мне очень нравится песня "уходим в море" из прошлого "нечетного воина", но она получилась слишком экспериментальной для "агаты", поэтому возникла идея продолжить совместную работу. большая благодарность олегу чехову, который сделал аранжировку "все, как он сказал" и собрал оригинальный саунд для этой песни. может быть, для некоторых эта вещь оказалась сложной и непонятной, но я бы предложил нашим поклонникам прислушаться к тем новшествам, которые мы предлагаем, - не всегда это плохо. песня ударная, но для формата некоторых наших радиостанций она оказалась слишком серьезной, тяжелой и сложной".

вадим самойлов: "я почему-то подозревал, что у "нечетного воина" будет вторая серия. я думаю, что даже третья будет, такое ощущение у меня. для меня пребывание в проекте - это прикол. непривычно себя воспринимать актером, который попадает во власть режиссера. мне понравился текст "все, как он сказал". и если в первом проекте мне было достаточно сложно петь, потому что песня была совсем атмосферная и для нас непривычная, то в этот раз - это касается и меня, и глеба - мы оба были в своих тарелках".

"kao sun road"
возможно, "kao sun road" никогда бы не стала песней, если бы не воля случая. созданная изначально по просьбе олега чехова как одно из десятка упражнений в стиле new bit, "kao sun road" могла бы так и остаться музыкальным наброском, не попади она в руки евгения панкова.

михаил карасев: "женя панков переписал куски, которые ему не нравились, и таким образом возникла шикарная песня, в которой, правда, был достаточно неудачный текст".

шура: "эта песня должна была быть на русском языке, и, по-моему, лева спел даже демо".

лева: "да, демо-версия существует, но нам не понравился текст, просто он как-то не подходил для этой песни. ассоциации миши карасева с один популярным коллективом нам не понравились".

вторично спас "kao sun road" от непопадания в "нечетный воин" лидер "brazzaville" david brown - идеологи "нв" показали ему музыкальную тему, предложив написать к ней англоязычный текст. интересно, что с первоначальным вариантом слов версия дэвида брауна не имеет ни малейших точек пересечения - музыкант посвятил ее одной из самых злачных улиц бангкока, где царствуют девушки легкого поведения и драгдиллеры.

david brown: "я написал историю об одном английском парне, который влюбился в таиланде в проститутку, и вот он пишет ей из лондона, из своей холодной квартиры...
мне очень повезло с этим проектом, потому что мне очень нравятся песни, которые ребята мне выслали. я представляю, как бы ужасно себя чувствовал, если бы они прислали мне что-то, что мне не понравилось бы, и как трудно было бы написать на эту музыку слова".

придумывая аранжировки для "kao sun road", участники проекта в качестве ориентира избрали стиль ретро-рок, сознательно стараясь воссоздать в ней дух 60-х - даже в студии все было спето и сыграно целиком, без наложений.

шура: "когда я сводил эту композицию в австралии, мне показалось, что в ней нужен женский голос, и попросил эдама найти вокалистку. приезжает женщина лет 45, послужной список на бэках - от inxs до savage garden и кайли миноуг. она послушала нашу песню, говорит: "ничего так песенка, занимательная" - и спросила, чего мы хотим. я объяснил, что надо спеть в унисон с дэвидом и так далее. как сейчас помню, заняло это все 22 минуты. поет она просто великолепно! это был один из самых дорогих и быстрых сессионных музыкантов. плюс в этой песне в строчках "i'm in love…" поет вся группа би-2 на английском языке, а еще это, видимо, дебют жени панкова как вокалиста".

"дождь" "лакмус" - одна из команд, которая участвовала и в первой, и во второй серии "нв", и единственная группа в проекте, которая записала свою композицию силами собственных музыкантов.

михаил карасев: "лакмус" - это было событие на прошлой пластинке. группа обратила на себя внимание своей нестандартностью, своей непохожестью, ершистостью исполнителей и самой музыки". на этой пластинке они выбрали достаточно тяжелую тему для того, чтобы адаптировать ее к своим исполнительским вкусам, но с честью справились, и не зря эта песня стоит на третьем месте с начала. "лакмус" абсолютно не уронил планку и продолжает нравиться мне все больше и больше".

чтобы заслужить высокую оценку своей работы от автора песни, музыкантам "лакмуса" пришлось отказаться от первоначально предложенной им композиции и внести свои коррективы во вторую выбранную вещь.

ирина акимцева: "у нас получился дубль номер 2. так же, как и в первом "нв", нам принесли сначала одну песню, а она у нас не поперла, не покатила. мы ее повертели и так, и сяк и поняли, что она у нас не получается. нам говорят: "делайте другую". и вторая песня - "дождь" - сразу оказалась именно тем, чем надо. и мы ее сделали буквально за неделю. мы затащили барабаны в каменную комнату и записали их с таким звуком, ну совершенно ни на что не похожим. а потом мы решили поженить непоженимое и сочетать несочетаемое, то есть записать наш дуэт - такой брутальный александр ф.скляр и такая пушистая ира".

шура: "михаил карасев и ира акимцева писали "дождь" вместе. ира поменяла местами куски текста и дописала несколько строчек. когда песня был почти готова, я подошел к максу "лакмусу" и сказал: "в ней не хватает чего-то такого мужского, брутального". я позвонил саше скляру. по-моему, с ходу песня ему не понравилась, потому что это не его стилистика. но с того момента, как он начал ее петь, он очень органично вошел в нее".

михаил карасев: "участие александра скляра в этой песне вызвало тихий шок у всех, кроме него самого. сашу я очень люблю, мне нравится его музыка, я практически раз в месяц слушаю какие-то его песни. тем не менее, когда мне сказали, что вместе с ириной будет петь саша скляр, я долго не мог представить себе конечный результат. но когда я его послушал, то понял, что в этом есть какая-то изюминка, и то, что на этот эксперимент пошла группа "лакмус", еще раз говорит о ее профессиональном подходе к материалу".

шура: "миша карасев для себя назвал эту песню "разговор красной шапочки и серого волка". она вышла достаточно бодрой, веселой, в стиле "лакмуса", а саша скляр привнес в эту песню что-то новое. ее можно слушать на вечеринках, когда жаришь барбекю, когда идет дождь".

александр ф.скляр: "я пришел в студию, послушал песню, вошел в настроение и сделал несколько дублей разных характеров. я считаю, что такие эксперименты всегда очень интересны. когда за экспериментами не стоит коммерция, это всегда хорошо, потому что это дает возможность всем участникам проекта не думать о финансовых последствиях, а думать о творческой составляющей, что всегда самое важное на самом деле.
"дождь" - мрачная романтическая песня, спетая в дуэте с загадочной певицей, которая несет свой образ, непонятный совершенно. да, собственно, и мой образ непонятный тоже. темная улица, дождь, одинокий пожилой человек сидит где-то на лавочке, попивает что-то из бутылочки и что-то рассказывает сидящему рядом персонажу. может быть, такому же одинокому, как он сам, может быть, юной девушке, которая просто присела с ним рядом на скамейку".

"белый лист"
единственная песня в "нв 2", пришедшая из 80-х, в которой создатели проекта постарались сохранить восторженное состояние от прослушивания лучшей музыки тех лет.

михаил карасев: "она написана в 1986 году сашей ротаном - гитаристом "солнечной стороны". я написал текст, мы сделали аранжировку под новую волну. естественно, в те годы она звучала очень неплохо, но не имела никакого резонанса, потому что народ новой волной не увлекался, было не до того".

шура: "мне эта песня всегда нравилась, она напоминала мне depeche mode. и когда мы решили ее записать, пригласили нашего замечательного друга, музыканта и аранжировщика антона севидова, с которым мы изобрели радужную, немножко в стиле "депешей" картинку". "punk tv" мы позвали, потому что эти ребята близки нам по настроению, по духу. я думаю, что эта песня понравится девушкам и тем нашим поклонникам, которым нравится песня "она".

михаил карасев: "появление "punk tv" для меня было полной неожиданностью. я до сих пор не могу сформировать свое мнение об этой группе, но тем не менее я могу сказать только одно: она абсолютно естественно вошла в структуру песни, и практически не чувствуется границы между одной ее частью и второй - такое впечатление, что лева просто продолжает петь на английском языке".

решение предложить "белый лист" "punk tv" пришло лидерам би-2 после программы "биология" на "радио максимум", куда в качестве гостей они пригласили участников новосибирской команды. от сотрудничества с би-2, которое, по признанию вокалиста владимира комарова, вряд ли могло состояться вне рамок "нечетного воина", у "punk tv" остались самые приятные воспоминания.

владимир комаров: "не секрет, что мы являемся представителями некого другого мира, того, что принято называть андеграундом или инди. но все было очень круто, комфортно, и не возникло ни малейшего ощущения, что что-то идет не так. и если бы не этот проект, то мы, наверное, не смогли бы поработать вместе.
мне очень микрофон понравился. микрофон фантастический. а вообще, когда ты записываешь вокал, очень важен мониторинг, то есть баланс твоего голоса и остальных фонограмм, которые звучат в наушниках. мониторинг был осуществлен минуты за три - это очень редко бывает, можно сказать спасибо инженеру, который делал эту запись. потом выяснилось, что вокал записывался впрямую, без всяких обработок".

лева: "мне кажется, что сейчас у группы би-2 такой период, когда она расширяет свои стилистические рамки, и "punk tv" близки к одной из граней этих раздвинутых рамок. ничего странного в нашем союзе нет, и, надеюсь, что наше сотрудничество не будет ограничено только одной песней, и в будущем мы еще поработаем".

"ребекка"
пару лет назад, будучи в гостях у лидера группы "truffele" лены кауфман, шурин дядя подарил ей песню "ребекка". однако в репертуар "трюфеля" она не вошла, и про нее на некоторое время просто забыли.

шура: когда мы уже вовсю занимались вторым "нечетным воином", лена кауфман вдруг вспомнила про "ребекку", и мы решили включить в альбом. насколько я знаю, это одна из самых любимых песен миши карасева, она получилась легкой, танцевальной, но в тоже время трагичной. я думаю, те, кто читал маркеса, поймут, о чем там идет речь".

лена кауфман: "эта песня посвящается книге "100 лет одиночества" маркеса". я ее пережила можно сказать буквально. была в индии в сезон муссонов, когда льют бесконечные дожди. то есть эту песню я буквально физически прочувствовала, стала ее частью".

"после всего"
идея создания этой композиции принадлежит шуре. впечатленный романом мишеля уэльбека "возможность острова", он предложит своему дяде написать по ее мотивам песню. михаил карасев, прочтя, в свою очередь, уэльбека, даже использовал в тексте прямую цитату: "я стою в телефонной будке в ожидании конца света". интересно, что, в отличие от остальных произведений диска, эта композиция нашла своего исполнителя не сразу.

шура: "мы предлагали эту песню многим, кому считали, что она подойдет, но самое удачное соединение произошло с романом сусловым. мы долго не решались к нему обратиться. в москве в середине 80-х ситуацию музыкальную рулило несколько групп - это "центр", "вежливый отказ", позже к ним присоединился "мегаполис". вот "центр" и "вежливый отказ" - одни из самых любимых и уважаемых нами команд, мы всегда следили за их творчеством, и у нас есть почти все их альбомы. найти рому было непросто - он практически отошел от музыки и занимается своим конезаводом. мы вытащили его на "биологию", а потом предложили ему песню. у нас были опасения, что тот электронный саунд, что сделал антон севидов, не вяжется со стилистикой группы "вежливый отказ". и рома очень настороженно к предложению отнесся, потому что это нетипичное для него произведение - песня электронная. мы его уговорили, и в результате одна из самых мощных песен получилась, которая берет за душу".

в процессе работы над песней пришла идея привлечь к ее записи и лидера "brazzaville" дэвида брауна.

шура: "мы прислали дэвиду уже спетую романом песню. он спросил: "а о чем она?" я говорю: "а ты читал "возможность острова" уэльбека? и он ответил: "представляешь, я сейчас как раз читаю эту книгу!" а поскольку мы с дэвидом брауном большие поклонники дэвида сильвиана, вторая часть песни сделана как раз в его стиле. в моем личном хит-параде она одна из самых любимых".

роман суслов: "я попал в проект довольно случайно, но, видимо, это было запланировано шурой. для меня это был своего рода сюрприз. я был у него в студии на "радио максимум", что-то вещал, мы ставили музыку, а потом вдруг последовало предложение. та песня, которая мне досталась… она гармонически достаточно близка к тому, что я, наверное, хотел бы делать или делал в прошлом".

"капли о стекло"
эта композиция прошла самый короткий путь от замысла до своего воплощения.

михаил карасев: "шура как всегда позвонил в полпятого утра, сказал, что ему хотелось бы чего-нибудь светлого и красивого. я ответил, что в это время суток это не совсем та тема, которую можно обсуждать. тем не менее делать было нечего, и до утра я сделал эту песню. когда была готова музыка, я спросил, кто будет петь. шура говорит: "уж ты-то должен был догадаться, что одним из исполнителей будет таня литвиненко". я с удовольствием эту новость принял, потому что я очень глубоко уважаю этого человека, и мне нравится, как она поет".

шура: "самая романтическая песня. в ней есть аранжировочный шик. она записана на пленку, там играют все живые инструменты, тромбоны, валторна, губная гармошка…
у меня она ассоциируется с "утренней почтой" конца 70-х годов, когда девушки носили длинные платья, украшенные цветами, а парни - костюмы-тройки серого цвета. у нас, к сожалению, было мало времени на запись - сергей мазаев хотел на еще кларнете сыграть, но мы не успели. на "капли о стекло" у нас родилась идея снять видеоклип в стиле телевизионных программ 70-х, в ней присутствует настроение "застойного времени". вот мое детство… 1979 год, преддверие олимпиады, певец евгений мартынов, у которого были самые лучшие костюмы, серая тройка, расклешенные брюки, галстуки самые модные. было состояние такое радужное, как будто должно произойти что-то великое..."

если вопрос с женским вокалом был решен сразу же после написания композиции - было понятно, что она создавалась специально для татьяны литвиненко, то партнера для дуэта нашли не сразу. случайная встреча в аэропорту с сергеем мазаевым сняла все вопросы - с этим музыкантом би-2 давно хотелось поработать, а лидер "морального кодекса", в свою очередь, с симпатией относится к тому, что делают шура и лева.

сергей мазаев: "мне импонирует то, что ребята с тех пор, как появились в нашей стране, не останавливаются на достигнутом, они постоянно занимаются музыкой и творчеством, меня это очень подкупает. я их за это очень уважаю и, естественно, когда мне предложили участвовать в проекте, я согласился. просто приятно, когда ко мне обращаются не ради светской хроники, а ради той профессии, которой я посвятил свою жизнь.
я очень рад, что одну из самых лучших песен дали мне и татьяне литвиненко спеть. хорошая музыка украшает жизнь людей. мне бы хотелось, чтобы такой музыки больше звучало, чтобы редакторы музыкального вещания отдавали предпочтение чуть-чуть более передовой музыке. мне понравилась атмосфера, в которой проходила работа. с ребятами пообщались, потусовались, попили чайку, музыку послушали, пофантазировали".

необычайно комфортную обстановку, в которой проходила работа над проектом, отметила и татьяна литвиненко.

татьяна литвиненко: "в студии атмосфера была очень расслабляющая, что я очень люблю, доброжелательная и в то же время очень творческая. в первый раз я могла попробовать все, что мне хочется, а во второй я как актер слушала своего режиссера. в этом тоже была некая прелесть и некий театр. мы пели не одновременно, сначала сережа, потом я, успели пообщаться. надеюсь, что это еще не кода.
песня очень необычная. она близка мне по природе своей, и это приятно. когда я утром приехала на студию, меня захлестнули такие эмоции, что хотелось плакать. я прониклась текстом. я ехала в машине обратно и подумала, что меня никто не видит, поэтому я в конце концов могу отдаться своим чувствам, и я это сделала на все 100 процентов. я узнала, что это песня специально для меня написана, и это меня еще больше вдохновило и растрогало".

"разве я не виноват"
эта песня прошла путь от еще одного учебного упражнения до одного из самых сильных номеров пластинки. по признанию евгения панкова, у него это самый любимый трек "нв 2": "алексей романов спел просто потрясающе, там все очень красиво, особенно скрипки".

михаил карасев: "эта песня тоже была написана как этюд по заданию олега чехова. в этом этюде стояли такие параметры: чтобы она была похожа на new bit, на beatles, чтобы это все-таки было более современно, но сохранилась доля праздничности, что подразумевалось в те годы".

пересекаясь на различных фестивалях с группой "воскресение", участникам би-2 не удавалось познакомиться с "воскресенцами" поближе. знакомство состоялось в самолете, когда обе команды летели с гастролей домой. долго ждать предложения о сотрудничестве алексею романову не пришлось - это был еще один легендарный музыкант, поработать с которым мечтали би-2.

шура: "сначала мы поставили леше последнюю нашу пластинку. он услышал песню "макондо" и сказал: "ребята, я ваш фанат". после этого я позвонил мише карасеву: "давай мы сделаем специально для леши романова песню".

алексей романов: "мы вот как-то разболтались в самолете, а потом шура мне позвонил - а я люблю всякие неожиданные предложения, - и я проникся. честное слово, мне сразу очень понравилось. потом я некоторые трудности обнаружил, немножко приспособил песню под себя, чтобы мне удобно было. не могу сказать, что эта песня радикально отличается от того, что делает "воскресение", но она достаточно загадочная, и в этом была интрига. я не все там понял до конца, но, может быть, так интересней. я надеялся, что я ее просто не испорчу, потому что идея сама по себе была очень хороша".

шура: "у алексея романова очень необычный голос, он очень мне нравится. мы изначально делали аранжировку, чтобы "разве я не виноват" звучало как "воскресение", но сыгранное оркестрово, не на гитарах, как у "воскресенцев". с лешей было очень легко работать, как, впрочем, и со всеми".

"белые одежды"
на написание "белых одежд" михаила карасева вдохновило знакомство с дианой арбениной. собственно, для нее эта композиция и была написана, но подарить ее сразу лидеру "ночных снайперов" автор не решился, и "белые одежды" просто ждали своего часа.

шура: "это достаточно личная песня, и карась ее писал специально под диану арбенину. но мне захотелось самому спеть куплет, чтобы он был минималистичным, а в припеве чтобы все раскрылось.
диана приехала первый раз в студию с каких-то гастролей, простывшая, не в настроении… спела и говорит: "нет, я приеду в следующий раз и перепою все". но когда мы отслушали запись, я решил сохранить эти файлы, и именно они вошли в итоговый вариант песни. ей всегда все удается!"

слушая конечный вариант этой композиции с идеально выстроенным звуком, не подозреваешь, какой непростой путь проделали "белые одежды", прежде чем обрели законченную форму.

евгений панков: "работа на самом деле началась очень тяжело. я полмесяца каждые 15 минут засыпал от того, я не мог понять, как делать эту песню. а сейчас она наконец приняла то обличье, к которому мы стремились, и звучит ни на что не похоже".

в процессе работы над дуэтом к вокалу шуры и дианы были добавлены голоса участников детского католического хора.

шура: "уже по ходу жека панков придумал среднюю часть с детским католическим хором, и мы включили туда перевод на латынь строчек стихотворения осипа мандельштама "о небо, небо, ты мне будешь сниться! не может быть, чтоб ты совсем ослепло". это самая драматически сильная песня".

михаил карасев: "эта песня обо всех ушедших, следящих за нами и ждущих нас на том берегу жизни".

диана арбенина: "когда мы познакомились с мишей карасевым, то очень прониклись пиететом друг к другу. и он написал "белые одежды", имея в виду меня. конечно, это было очень приятно, и я, не раздумывая, согласилась ее спеть. я намеренно у ребят не справляюсь, кто принимает участие в проекте. мне хотелось бы хороших мощных дуэтов, потому что песни у парней хорошие, надо, чтобы воплощение соответствовало. второго такого проекта на нашей сцене я не припоминаю".

"michael"
еще одна композиция "нечетного воина", сделанная с ориентацией на ретро. англоязычный текст, написанный louis frankом, украшен фрагментом песни "скрипят мои лапти" знаменитых "песняров".

михаил карасев: "песня была написана на русском языке. текст был хорошим, и музыка там была хорошая, пока за дело не взялся антон севидов. но то, что получилось, стало еще лучше. я хотел вернуться в 1967 год. я сутками в интернете слушал радио тех лет, слушал пластинки, которые у меня есть в достаточном количестве, на патефоне".

как и с большинством участников проекта, с louis frankом из "esthetic education" би-2 связывают дружеские отношения. пригласив англо-украинскую команду принять летом участие в фестивале "биология live", шура и лева параллельно предложили ее лидеру спеть в "нв 2".

шура: "луи очень хороший парень, и когда я их вместе с антоном севидовым соединил, было очень интересно понаблюдать за тем, как они работают. в этой песне все сделано из сэмплов, хотя сыграно вживую".

антон севидов: "здесь очень смешно получилось. поскольку у нас есть общая история с левой и шурой - у меня мама из минска, я родился в минске, и мы все любим творчество группы "песняры", - я предложил ребятам сделать внутри песни такую вставку из "песняров", как западные ди-джеи делают, в частности, фэтбой слим, они вставляют какие-то старенькие сэмплы. шура сначала иронически ухмылялся, мол, очередная шизовая идея антона севидова. он подумал, что я просто прикалываюсь, и сказал: "да, да, конечно, сделай "песняров". в итоге я так и сделал. он мне позвонил: "а что это там такое в середине?" я говорю: "песняры!". он очень долго смеялся…
эта вставка дает очень необычное настроение. в целом у этой вещи была задача донести синтез ощущения биг-бита 60-х годов, британской гитарной волны с каким-то новым веянием. трек очень хороший, луи все прекрасно спел. он слушается, как какой-то западный продукт".

louis frank: "я думаю, что шура правильно делает, привлекая к сотрудничеству иностранных музыкантов. участие в "нечетном воине" артистов из разных стран дает проекту колорит. кроме того, через имя би-2 это дает возможность людям из разных регионов россии слушать что-то другое. мне кажется, это будет хорошо".

"не узнаю"
история появления композиции "не узнаю" схожа с "белыми одеждами" - она родилась после знакомства михаила карасева с инной желанной и была изначально адресована ей. и так же, как "белые одежды", эта песня была на время забыта и реанимирована в связи с подготовкой сиквела "нечетного воина".

михаил карасев: "инна по своим человеческим качествам достаточно скрытна и тяжело идет на контакт, но это, безусловно, глубокий, хороший и интересный человек". я просто понаблюдал за ней и решил сделать песню. но когда я показал ее шурику, он отреагировал очень вяло, и я про нее забыл. и только когда начался "нечетный воин", мы эту песню вспомнили. и тоже пришлось переделывать слова, потому что в ней появился партнер - в этот раз это был лева, и он с задачей блестяще справился. что касается инны, в этой песне она выше всяких похвал. абсолютно профессиональный человек, за ее судьбой я со вниманием слежу до сих пор".

шура: "инна желанная - это просто сказка, как и все девушки, которые согласились участвовать в этом проекте. ну как же без инны желанной, как без тани литвиненко и дианы арбениной? на том "нечетном воине" я пел с инной, в этот раз мы решили, что будет петь левчик".

лева: "песня очень интересная получилась, как маленькая синти-опера, состоящая из нескольких частей. когда мы ее заканчивали, мне хотелось, чтобы эта песня была длиннее раз в 15. с инной петь очень интересно, это тоже моя давняя мечта, но раньше как-то все не складывалось. здесь она проявила себя как раз с той стороны, которая мне в ней больше всего нравится".

инна желанная: "когда шура сказал, что на этот раз я с левой буду петь, мне это показалось странным, потому что мне казалось, что у нас с левой голоса не лягут, не совпадут, не будут слушаться вместе - у него очень своеобразная манера пения. я не слышала конечного варианта, я не знаю, как все будет обработано, но мне показалось, что все-таки все было достаточно органично.
мне вообще нравится, как пишет миша, у него мудрость есть взрослая и такая, знаете, древнерусская тоска какая-то. может быть, это специально под меня было сделано, - я не знаю, но во всяком случае, он угадал с этим".

"теряю свет"
конечный вариант композиции "теряю свет", показанный шурой своему дяде, настолько потряс михаила карасева, что би-2 едва не потеряли в его лице своего постоянного автора.

михаил карасев: "песня, после которой я решил завязать с музыкой вообще. изначально это была очень лирическая вещь, сделанная под гитару, с очень проникновенным текстом. после того как шурик мне по телефону прокрутил то, что они пытаются из нее сделать, я сказал, что музыкой больше не занимаюсь".

шура: "сделав песню левы с вадиком, я подумал, что мы как-то с глебом обделены. миша карасев написал "теряю свет" - это была балладная боссанова, нежная и трогательная вещь. но если музыкантам группы би-2 дать хоть колыбельную, они из нее сделают что-нибудь страшное - поэтому получилась страшная песня с очень лирическим текстом. глеб приехал на репетицию, ему все понравилось, он, правда, подкорректировал несколько моментов, и мы записали ее очень быстро. аранжировку мы сделали за 20 минут, а записали за три часа".

глеб самойлов: "теряю свет" - самая странная композиция, потому что альбом достаточно ровный, а эта песня тяжелая, хотя текст - лирический. насколько я знаю, песня, которую мне принес шура, вообще сначала была боссановой, то есть она была легкой. сейчас это самая тяжелая песня в альбоме, ору я там, как недорезанный поросенок, гитары тяжелые, звон звенит, шура шурует…"

сравнивая свое участие в первой и второй частях "нечетного воина", братья самойловы отмечают, что в нынешнем проекте у них было больше творческой свободы.

глеб самойлов: "в прошлом "нечетном воине" мы пришли в студию, спели песню в одной тональности, в другой, в одной тесситуре, в другой тесситуре, один куплет спел, другой куплет спел, в общем, все по очереди. потом из нас нарезали все, что получилось. а здесь изначально мы репетировали, то есть серьезней подошли. и идея были уже совместными".

"сердце ангела"
песня-посвящение - в этот раз не певице, а девушке, к которой автор испытывает самые теплые чувства и искреннюю симпатию.

лева: "сердце ангела" посвящено, надеюсь, моей будущей супруге асе штрайхер. миша давно уже обещал написать ей песню. у нас не было возможности послушать ее в готовом варианте - только прочесть текст. но когда шурик привез уже сведенный альбом из австралии, ася, наконец, услышала "сердце ангела" и пришла в неописуемый восторг".

михаил карасев: "песня получилась немножко нескладной и в то же самое время достаточно возвышенной и загадочной, как и сама ася".

в том, что эту композицию должен записать алексей кортнев, никто из основателей "нв" не сомневался. а вот певицу, с которой он мог бы спеть "сердце ангела", нашли не сразу.

шура: "нам всегда хотелось поработать с лешей кортневым, но как-то не было повода. леха замечательный во всех отношениях: и как певец, и как композитор, и как переводчик, и как человек. я показал ему песню - она ему понравилась. но нам показалось, что в ней нужна еще и девушка. мы долго искали, перебрали несколько кандидатур. а потом я предложил пригласить ирину богушевскую. мне кажется это уникальный дуэт. песня получилась самой воздушной, легкой и лиричной, очень театральной".

алексей кортнев: "это лирико-мистическая песня, я бы сказал. удивительно, что впервые за более чем 20 лет знакомства и даже состояния в долгом счастливом браке мне впервые удалось спеть дуэтом с ирой богушевской, при том, что мы очень много вместе работали, но вот дуэтом никогда ничего не пели. а здесь так удачно сложилось, и я очень за это ребятам благодарен".

"дни и ночи"
по иронии судьбы, та самая композиция, с которой и начинался "нечетный воин 2", оказалась самой последней записанной песней альбома.

михаил карасев: "по поводу этой песни были самые жаркие споры. аранжировка неоднократно переделывалась, и слова переделывались, и все-таки что-то не давало этой песне реализоваться в полной мере. она тяжелая, и судьба ее была очень трудная, но в итоге она получилась. как финальная песня, она, по-моему, вобрала в себя все тяжести и все хлопоты той работы, которая была проделана в этом проекте".

шура: "дни и ночи" делали в самый последний момент. песня нам очень нравилась, но мы никак не могли понять, какой она должна быть. решение пришло прямо к завершению пластинки, когда жека панков поставил шесть барабанных установок и записал барабаны плюс скрипки. мы хотели создать атмосферу оркестровок вангелиса с такими роковыми тяжелыми моментами".

интересно, что петь "дни и ночи" шура планировал сам, а в итоге в композиции звучат голоса пятерых участников проекта.

шура: "диана арбенина изначально не должна была там петь. она просто была в студии, и я предложил спеть ей припевы, потом она спела со мной еще куплет. дальше - больше: лева проезжал мимо студии, и я пригласил его спеть. потом проезжала ира акимцева. я говорю: "о, давай-ка и ты споешь тоже!". последним пришел записывать какую-то гитару андрей звонков. а у него есть свой очень интересный проект, где он поет таким приятным голосом а-ля брайан адамс. в общем, в "дни и ночи" звонок тоже спел. такие песни и должны завершать пластинки".

"все как он сказал" (aнтон севидов electro-punk 1981 remix)
антон севидов: "над этим треком я меньше всего работал. сделал за несколько дней. быстро родилась идея сделать современный нью-рейв-микс в тенденциях последнего сезона, смесь электро, панка и т.д.
я пытаюсь делать сюрпризы. я туда вставил боссановаобразную часть, такую приджазованную. шуре об этом не сказал, просто отдал диск, когда ребята улетали в лондон. потом он мне долго рассказывал, какие у них были удивленные лица, когда они услышали голос вадима самойлова, который поет под джазовые аккорды. может, после этого у ребят из группы "агата кристи" что-то поменяется в сознании, и космический голос им скажет, что надо сделать следующий альбом в джаз-роковой манере, пригласить джазменов и записать диск с антоном севидовым".

© www.bdva.ru, 2008