рецензии

drum[a]тические заметки

на вкус массового слушателя ремиксы - нечто несерьезное и не имеющее самостоятельной ценности. в лучшем случае такие "коверкалки" вызывают снисходительную усмешку, в худшем - возгласы "зачем так издеваться над песней?!" массовый слушатель оценивает ремиксы с точки зрения их внешней формы и соответствия с оригиналом, а профессиональные тонкости вроде новейших сэмплов и самых передовых электронных технологий его мало интересуют. мы лично себя относим исключительно к массовому слушателю - потому что понятия не имеем, чем "roland mix" отличается от, прости господи, "tripper mix" и с чем все это едят. а потому и оценивать "драматические" треки будем по-простому, со своей субъективной позиции - возможно, вызывая негодование профессионалов своим невежеством.

после прослушивания данной пластинки, нам сразу пришло в голову, что весь материал на ней можно разделить на три четкие категории. причем не по степени качества ("плохо" - "хорошо" - "посредственно"), а по степени гармоничности с исходным произведением. то есть: "лучше бы не брались", "не испортили" и "сделали конфетку". результат распределения с нашими комментариями читайте ниже; как всегда, идем от плохого к хорошему.

лучше бы не брались
· "мой рок-н-ролл" light mix by im
· "ёлочный сок", эо mix by that black
· "моя любовь" remix by yad
· "недотрога" remix by indigo-go
· "сокол" remix by y. moorush

в общем-то, ругать ди-джеев здесь мы совсем не собираемся. строго говоря, как ди-джеи поработали они неплохо. вот, к примеру, первый ремикс "рок-н-ролла": сама по себе диджейская работа небезнадежна. но вот с песней, текстом и вообще с би-2 она сочетается плоховато. ди-джей упростил эту замечательную балладу если не до пошлости, то уж точно до уровня банальной танцевальной композиции с однообразным электронным битом в основе. в общем, непонятно, для чего этот трек нужен - на дискотеке под него особо не потанцуешь, а сама песня потерялась. хотя можно попытаться объяснить действия товарища i.m.: один из главных хитов весны, симфонический "мр", уже порядком приелся публике, летом народу хочется чего-то полегче и попроще, вот и пусть слушают облегченный до полной невесомости вариант со знакомыми словами и голосами. а вот "недотрога" в клубно-дискотечной обработке звучит весьма неплохо для любителей оторваться на танцполе. жаль только, что для поклонников би-2 в этом треке не осталось ровным счётом ничего родного и знакомого, кроме полузадушенного неубедительного вопля лёвы, про то, что вон-таки "недотрога". среди этого танцевального беспредела - первоклассная колыбельная, "ёлочный сок" aka "вывих челюсти от мучительной зевоты". в этом контексте аббревиатура "эо" рядом с названием, видимо, означает это самое протяжное зевание - а что она еще может значить? если серьезно, эта песня классно звучит именно в первоначальном, энергичном варианте, а в ремиксе она стала совсем скучной и занудной - разве что бессмертная фраза про "другую женщину" все еще может внести интригу для кого-то. с "моей любовью" получилось наоборот: было меланхоличное мурлыкание под акустическую гитару и аккордеон в духе балканского фолка, а получилось нечто лихорадочное, конвульсивное и искусственное. попытка сделать из лирической и душевной баллады танцевальный боевик явно не удалась. с "соколом" такая же история, что и с "рок-н-роллом": музыка и вокал живут сами по себе, в разных плоскостях и нигде не пересекаются. создается впечатление, что ди-джей просто не может выбрать ритм композиции и кидается в крайности: то растягивая все до безобразия, как сделал его коллега с "елочным соком", а то бросается с места в карьер.

не испортили
· "шер" remix by y. moorush
· "последний герой" remix by стереотип
· "сокол" roland mix by tetris
· "с тобой" nova bossa mix by da*pop
· "зажигать" composite mix by i.m.

"не испортили" - это значит, сумели сохранить атмосферу и первоначальную энергетику песни, но все же не превзошли оригинал. сохранили бешеный, буквально "задыхающийся" ритм в "шер", отчаянную безысходность в "зажигать" и легкое, ироничное раздолбайство "с тобой". в "последнего героя" привнесли свежее дуновение карибского бриза, экзотический колорит и ненавязчивые ассоциации с propellerhead'ским "crush". "сокол" же остался по-прежнему стильным и загадочным, даже можно сказать, что его шпионская сущность стала еще более явной. в результате такого бережного и внимательного отношения получилось пять отличных, близких к оригиналам, но свежо звучащих треков.

сделали "конфетку"
· "мой рок-н-ролл" grosso remix by неонавт
· "цветы" неонавт version
· "последний герой" tripper mix by dj соколов
· "еще не вечер" remix by yad

в данном случае ди-джеи не просто "не испортили" оригиналы, а создали вполне самостоятельные полноценные произведения, добавили в них нечто абсолютно новое и интересное и даже усилили впечатление от песни. в некоторых случаях ди-джеи слегка изменили первоначальное настроение композиции, причем сделали это они не так искусственно, как люди, ремикшировавшие "мою любовь" и "елочный сок", а напротив, результат получился весьма органичным. например, "последний герой" из "раммштайноподобного" боевика стал еще одним саундтреком к шпионскому триллеру - очень уж удачно смотрится здесь музыкальная цитата из "mission impossible". да и с другим вариантом текста эта вещь воспринимается совершенно иначе, смысл ее в некоторой степени меняется. "ещё не вечер" - все такая же сильная и жесткая, есть в ней что-то от prodigy в их лучшие времена. однако этот ремикс все же уступает своей роскошной version'99, которую, по нашим смутным воспоминаниям, вроде бы делали в австралии при помощи ди-джея, работавшими с теми же prodigy - вот так все пересекается. насчёт "цветов" мнения рецензентов разделились - что опять же указывает на оригинальность и талант ди-джея. можно бесконечно спорить, что лучше: старая или новая версия песни. однозначной оценки у шедевров никогда не бывает. "цветы" - одно из самых странных и многозначительных творений би-2, вгоняющее в нешуточный транс. "мой рок-н-ролл" - из той же серии. есть расхожее мнение, что идеальный вариант этой песни - концертный, минималистический, где только нехитрые звуки акустической гитары, бархатный шурин голос да глубокая философская лирика. разве может такая песня сочетаться с "космической" аранжировкой? мы считаем, что очень даже может. про неонавтовский "рок-н-ролл" уже много всего было сказано хорошего, но лишний раз повторим: это вещь с большой буквы. хотя и какого-то музыкального новаторства мы в ней не услышали: "мр" заставляет вспомнить сразу всех великих "электроников", от portishead до red snapper. но это опять же не обвинение в плагиате, а приятное наблюдение. насколько мы знаем, именно трек "мой рок-н-ролл" в обработке неонавта дал толчок к созданию всего альбома ремиксов - в общем-то, это заметно: почти все содержание "drum'ы" выглядит прелюдией, сопровождением к одной-единственной, последней композиции.

напоследок - подведем итоги. мы ругали и хвалили содержание пластинки, изо всех сил пытаясь быть объективными и не впадать в крайности. конечно, стопроцентной объективности нам добиться не удалось, поэтому все наши распределения по качеству не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. несомненно, человек, не знакомый вообще с творчеством би-2, зато разбирающийся в электронной музыке, оценил бы альбом совершенно иначе. но дело в том, что мы, как знатоки и ценители музыки би-2, оценивали ремиксы вдвойне придирчиво и ревниво, поэтому и наговорили столько упреков ди-джеям. на наш взгляд - заслуженных, но только на наш взгляд.

в связи с этим вспоминаются рецензии на "drum'у" других "знатоков" из серьезных музыкальных изданий: многие из них вынесли вердикт, что якобы музыка би-2 и электроника несовместимы, как гений и злодейство (или злодейство и гений). а мы хотим поспорить: совместимы, да еще как, только совмещать надо умеючи. как это делает антон севидов aka неонавт - главный герой и открытие всего этого "электронного" проекта. би-2 вообще молодцы, что пригласили для создания ремиксов именно настоящих клубных, практически никому не известных ди-джеев, а не пафосных поп-персонажей вроде грува или, "дискотеки аварии" (не к ночи помянута). то есть сразу становится ясно, что би-2 хотели именно экспериментов со своим творчеством, а не создания облегченного танцевального варианта "мяу кiss me" для привлечения более широких слоев слушателей из числа любителей той же "дискотеки" и "рук вверх" (сомнительное было бы расширение аудитории). видимо, альбом ремиксов делался музыкантами в основном "для себя, для души", а реакция публики им по большому счету не так важна - просто би-2 любят электронику, что было отчетливо заметно уже на последнем альбоме. такое разнообразие вкусов, музыкальная продвинутость и стремление к постоянному творческому поиску, несомненно, вызывают уважение. и не надо бояться, что "главные надежды современной отечественной гитарной музыки" через годик с головой уйдут в дебри полушизофренической электроники: они-то, может, и не отказались бы от этого, может, и мечтают втайне уподобиться "radiohead", но разве звукозаписывающая компания такое допустит? би-2 просто потеряли бы 80% сегодняшней аудитории, ведь слушатель привередлив и требует от кумиров удовлетворения в первую очередь своего - массового - вкуса. насколько это плохо или хорошо - другой вопрос. мы знаем, что точно хорошо и достойно похвалы: такие вот экспериментальные некоммерческие пластинки. хорошо, что би-2 стремятся экспериментировать, и могут себе позволить "искусство ради искусства", что они честны с собой как музыканты, несмотря на то, что "все - шоу-бизнес" (как справедливо заметил однажды лёва). а если пластинка вызывает интерес у публики и неплохо продается - что ж, замечательно. глядишь, и в слушателе своем приличный вкус воспитают…

© эльза, ника и tayatu, 2002