рецензии

ссылка на войну

гиперссылка - основное понятие, с которым сталкиваешься при прослушивании пластинки. даже двух. в текстах - это продолжение одной темы, слишком сложной для обозначения одним, чем-то конкретным, понятным и доступным каждому. нелинейность в музыке, на мой взгляд, отразилась в витиеватости линий, наложении разных тем на одну коду. и речь здесь идет вовсе не из-за творческих импровизаций приглашенных из-за бугра коллег sterry, fereira и прочих, неимоверного множества, так до конца и не поддающихся укладыванию в закоулках моей памяти музыкантов. суть - в воссоздании некоего микрокосма (если приемлемо употреблять терминологию философии в данном контексте) внутри каждой песни и в пластинке в целом посредством сочетания привычного с непривычным. это раздвигание рамок, установленных сильными мира сего. подвинуть силу может только сила, ей не уступающая. и, разумеется, этот релиз уже о чем-то сказал. о некой претенциозности называться. просто иметь место на полках музыкальных магазинов.

xx век - время без названия, одно из тех столетий, что остались на страницах истории без заголовка. ввиду разных причин. разнонаправленность векторов его развития - и эклектичность культур - лишь немногое. он живет и дышит скоростью, вовлекая в свой темп людей. со своим искусством. по их мнению. на деле, принадлежащем лишь времени. двадцатый век научил каждого оценивать свое время мерками, установленными, теми, кто хотел знать эту цену. подарил всемирную паутину и гиперссылку. сие понятие дало жизнь новому направлению литературы - "сетевой". самый знаменитый роман милорада павича "хазарский словарь" - дитя ссылки. но проблема не в том, чтобы дать читателю придумать свою линию. за формой часто теряется содержание. в случае с павичем этого не произошло. автор не просто повязал выдернутые фразы. он придал им смысл. первоначальный. основа основ. поэтому от читателя зависела лишь последовательность сюжета.

смешения стилей, веяний и направлений целой эпохи, перемен, революций и глобализации, коллективного и индивидуального одновременно не побоялись авторы проекта нечетный воин. сказать по праву, это удалось. гиперссылка вслед за литературой ожила в музыке. и будет жить в умах, кто ценит и понимает, как бы ни хоронили масс-медиа. как и любое стоящее культурное явление, опережение своего времени не приносит ничего, кроме непонимания основной массой. в особо тяжелых случаях, правда, случается, резкая защитная реакция - отгораживание, уничижение или предание забвению. чего, тьфу-тьфу, не случилось. меня это радует. нездорово радует и понимание какой-то очерченности нынешнего опыта би-2 от радиоформатных мотивов большинства из производящегося музыкальной индустрией этой страны. теперь ближе к делу. о том смысле, который читается между дорожек пластинок. естественно, в моем субъективном понимании, быть может, чуточку предвзятым, но выстраданном сполна.

попробую быть последовательной. во-первых, первый диск заметно отличается от второго. самая примитивная категория - половой признак. 3:5 - таков расклад. если математические расчеты не дают заметной разницы, то прослушивание само наведет на эту мысль. вторая часть - более женственная. второй расклад, тоже весьма условно: по степени "раритетности" и ожидаемости приглашенных артистов - первая пластинка опять перевешивает. и "агата кристи", и "brainstorm", и линда, и арбенина, и яник из "сетей" - легко узнаваемые широкой публикой коллективы. участие многих из них запросто угадывалось еще с появлением лишь только слухов о появлении проекта. вторая часть особо не блещет мега-именами. литвиненко, арт-директор клуба б-2, о. петрыкина, лена т.+ имена, мало что говорящие незаинтересованному слушателю. к проекту, изначально гиблой задумке с коммерческой точки зрения, известные ведущие не последнего радио этой страны уже успели приклеить ярлык "несчастный воин". и это вполне закономерно.

cd1

"intro" - зарисовка "медленной звезды". ненавязчиво. своеобразный мостик, перекинутый на пластинку-проект с предыдущих номерных работ, переиздания "бгл", в частности. сделаю сразу оговорку. всё исполненное би-2 вполне в стиле би-2 (спорный вопрос, но к консенсусу придти можно, обозначив за стиль общую манеру подачи текста, музыки и некоторые другие аспекты). стилистика же нечетного воина эклектична так же, как и обширен состав участников.

"медленная звезда" + арбенина. без комментариев. надеюсь, в понятие "медленная" исполняющие вкладывали не только скорость передвижения по полу в звукозаписывающей студии, а в "звезду" - впрочем, не важно. :)

brainstorm, "ты не один", сочные гитарные, легкий акцент так и не изменившегося рейнальдса. пути - дороги. ударная вещица с альбома, задолго до релиза пластинки оказалась "лицом" готовящегося проекта, войдя вторым эфирным синглом на радиоволнах. легкость потери, светлая грусть и никакой фальши. чем-то похоже на благословение.

серьга "немного солнца". песня не воспринимается ни с первого, ни с десятого прослушивания. не спасают ни медитативные голосовые потуги галанина вторым планом, ни общий позитив. слишком бесцветно. и еще эта рифма: "всё опять может быть, \\ если нравится жить, \\ если взять и забыть, \\ кем приходиться быть". бесконечное "быть" в коротких рифмующихся строчках являет неприятный фактор, равняющий с эстрадными рифмами "любовь-кровь-морковь".

"всё еще боюсь" севидова. ровно и с претензией.

"не для кого - "небо без края" задела сразу. сильный текст. особое спасибо карасеву за промозглое, осенне-зимнее настроение. бессмысленность движения, минор, перерастающий в мажор, сглаживает до жути могущего дорасти отчаянья пессимизм. тяжелая вставка фольклорных импровизаций желанной - немного не к месту. во всяком случае, связь настолько непрозрачна, что воспринимается как отдельные произведения - слишком велика амплитуда настроений в этих двух рассматриваемых кусках. еще один не укладывающийся в общий контекст кусок - ее "всё замело", сказанное такой манерой, будто ничего и не случилось, или эти слова заставили сказать какую-нибудь отчаянно-веселую до умопомрачения "блестящую", случайно пробегающую мимо студии в момент записи. эта подкупающая легкость абсолютно не сочетается с низким тембром голоса шуры и настроением песни... хотя, настроение и задается исполнителями. впрочем, "вживую", на концертах акценты инна расставляла уже иначе.

"теперь ты знаешь". одна из наиболее интересных вещей. сочные аккорды, левино стервозное произношение, его придыхание... безупречно. чем-то неуловимо напоминает "песок", "ангелы" и "она" с "иномарок". "не откроется дверь - там за дверью стена..." - тупиковость. ярко и красочно. вокал стерри, втиснутый под конец опять же вяжется с бо-о-льшим трудом. подобное наложение одной мелодики на другую при совпадении долей чревато недооцениванием второй. "send me an angel" просто теряется в дебрях "теперь ты знаешь".

"уходим в море". агата кристи в приглушенном виде. спокойненько, без надрыва. трек "уходим в море" так и "проходит", оставаясь не замеченным.

"звонок линды". песня в варианте геры звучит привлекательней. линда изменила мало, но это малое и влияет. надрыв голоса, учащенное дыхание, характерные для новой, вернувшейся линды - не дают песне нового дыхания.

"солдат". оценила не сразу. солдат - "воин". ритмика строя, пульс сердцебиения. этой песней сам карасев подводит предварительные итоги первой половины проекта. и они не утешительны. бессмысленность войны, и неизбежность ее продолжения. близость за спиной подстерегающей смерти. усталость от мира, сказанная уже не с прежней экспрессивностью, а с каким-то потаенным холодом остывающего и устающего. обреченность на это слово: "мое имя солдат - я его не меняю".

сети. "возвращайся домой". логическое завершение первой пластинки. миротворческие настроения. вернуться - не значит сдаться. эссе карасева на протяжении альбома на тему войны заканчивается здесь легко. легко отсутствием значения действия отдельно взятой личности для истории: "ты не бог, ты не сможешь, всё случиться войной. никому не поможет, возвращайся домой". гуманистический подход к вопросу, высшей ценностью объявляется жизнь.

cd2

лакмус. "приемная дочь". в тексте хорошо чувствуется стиль лирики карасева: употребление одних и тех же идиоматических словосочетаний: "деньги на ветер", уже в третий или четвертый раз за этот проект (+ бгл) проскальзывает прилагательное "беспризорный". звенящий чистый вокал солистки.

"фламенко". не знаю, каким образом спел бы ее лагутенко, не исказив в известной степени и направлении. в "бидва"-style она великолепна. классическое bossa nova, моментально проводит параллели с экспериментом песни "с тобой" с "drum[a]". ненавязчивая и волшебная. ферейра вполне удачно вписывается в "повороты", моментально усиливая в композиции забугорный колорит.

"одни и те же" шклярского. протяжно до монотонности, ровно до безразличия, скучно до невозможности.

"то из того". мягкое исполнение нестерова сглаживает интересные моменты линии, которые, на мой взгляд, выигрывали бы при добавлении на чуточку эмоциональности и живости исполнения. но это уже другая тема других разговоров. о том, что есть. великолепное наслоение электронной обработки голоса накладывает на звучание голоса (где что-то улавливается от классики (уже классики), вроде никольского) отпечаток современности.

"за окнами". 1 на этом диске. подобная оценка нисколько не считается с требованиями "нелинейности". бережность голоса на смене у громкого отчаянья. в контексте проекта не совсем понятна разница между традиционными треками с номерных альбомов и этой. например, "ангелы" весьма похожи.

"здравствуй, грусть", "прощай, берлин". татьяна продолжила традицию распевать саги одиночеству (песня логически продолжает иномарочую "забери меня", при неком пессимистическом раскладе событий). речитатив на французском наречии в этот раз входит в "обязательную программу" отнюдь не на птичьих правах, а как элемент эклектики, а значит "гипертекстовости". ч.т.д.

"в этом городе". настроение поздней осени или начала зимы. бесподобные струнные придают нежность и тонкость трио.

"адреса" найка борзова. накидывают найку несколько лет сквозь призму его творчества… оторванность и дистанция. неслучайно небесам борзов спонтанно подбирает неполный синоним "никуда". приравнивание пустоты и неба, проскальзывание холодка смерти через текст.

"нечетный воин". заглавная с проекта. самое яркое, самое первое и, боюсь, единственное явление с пластинки, к которому можно отнести всю терминологию направления.

"все песни" лены т. заговорческий и вкрадчивый голос мне ужасно напоминает чей-то с нашей "многоуважаемой" российской эстрады. "многоуважаемой" потому, что вспомнить невозможно, равно, как и отличить. что-то вроде стрелок или блестящих. и это не дает сосредоточиться на музыке и словах. лишь красивые сочные проигрыши скрипки спасают.

"слушая ветер". божественный вокал ольги. работа достойно завершает проект на двух дисках, ставит огромный восклицательный знак, подытоживая труды полусотни музыкантов.

© yaelle, 2006