рецензии

из города стертых джинсовых слов

принимая во внимание все "сложности перевода", попробую беспристрастно отрецензировать альбом, родившийся еще в огромной союзной стране из четырех заглавных букв, двигающих некоторую часть молодых людей (без шуток) на обочину жизни почище волчьих законов капиталистического рыночного времени.

все представленные песни можно условно поделить по смысловому содержанию на 1) нейтральные, с легким налетом юмора, тонкого, и не очень 2) остросоциальные (даже политические) 3) с усложненными текстами в смысловом плане и 4) инструментальные (где само собой о смысле можно только догадываться через музыку).

под первую категорию подойдут "где танго", "море голубое", 2) "изменники родины", "к оружию", "буденовец потапов", 3) "если видели их", "если ты жив", "майор", "цветы", 4) "для нового дня", "к оружию - инстр.", "партия ленина".

всё остальное довольно трудно куда-либо относить, потому что зачастую выделенные критерии крепко переплетаются между собой. "поцелуй" - это юмор, политика и эзопов язык. "ленин", "нужда любви", "звезда", "танец", "новолунье" - также не рискну никуда причислять.

если ты жив. пожалуй, самая мелодичная, приятная и спокойная вещь с альбома. по ней можно сказать, такое не трогает время. даже сейчас, спустя 17 лет, можно найти в ней что-то такое, что "делает лицо" каждому исполнителю. по крайней мере, многое из "эклектичного творчества" поздних би-2 мне эта песня явно напомнила. параллели напрашиваются с "неверным другом" и "когда корабль твой уплыл" израильского периода, также с медленными композициями "мяу кисс ми". "лентой, пущенной по ветру, вдаль уйдет дорога" - фраза недвусмысленно намекает на иномарочные "скользкие улицы": "пестрая лента дорог".

вообще, альбом навеян (само собой) пересечением границ. и мнимая романтика дорог отнюдь таковой не является. если и является, то эти тексты можно по пальцам пересчитать. спокойствие, умиротворение и пассивность - вовсе не кредо музыкантов в 17-19 лет. и уж, понятно, весь динамизм эмоций, ощущений и обид сказывается на текстах и музыке.

взять хотя бы заглавную "изменники родины", вступлением к которой на концертах являлась "хава нагила". одно вступление уже скажет за себя больше чем 1000 слов "брошенных по ветру". острые социальные, отнюдь не косвенно задевающие политику партии (единственной, и посему поэтому самой правильной) слова никак не могли остаться незамеченными. "на трамвайных путях осела роса, едет солнце за горизонт" - подобные строчки не берутся просто так. это нужно прожить, пронести через себя, чтобы потом выплеснуть в порыве. движение, которого нет. тупиковость всего и вся. в основу заплетаются, кроме того, философские темы - "пространства и времени".

"к оружию". припанкованная песенка. во время утверждения большевицкого блока у власти в далекие 10-е прошлого века под таким названием-лозунгом выходила газета, ратовавшая за ленина. если бы время изучалось не по сухим текстам учебных пособий, словно выжатым из уст таких же "сухофруктовых" кандидатов в доктора, а по живым и доходчивым (живым, поэтому доходчивым) творениям, неважно, музыки, кино или живописи, жирным заглавием к перестроечному кризису я бы выбрала строчки этой песни. здесь всё, и действие, синонимичное бездействию во время "перемен", и хаотичность обстановки с переворачивающимся на глазах сознанием и ломающимися судьбами. "знаешь ли ты, куда я иду? - я иду в тупик, чтобы сесть на иглу" много позже в типографиях будут ставить подписи, чтобы обращать тонны белой бумаги в кипы монументальных исследовательских работ, раскладывающих по полочкам, почему так стало, кто виноват, и что делать. по пунктам разложат все признаки времени. добавят, оказывается, в это время (не-е-спокойное) рок (гы, гы как ни бейся, не обойти это понятие) только и мог существовать нормально. а дальше случился - переходный возраст с этого света на тот. что ж, дела давно минувших дней, кто помянет старое - тому глаз вон! по сути, би-2 поступили более мудро, много умнее кандидатов и докторов. магнит-альбом из добрых двух десятков "треков" в ёмких выражениях - и слово за делом не стояло. еврейская народная в "изменниках" прозвучала прелюдией к дорогам: здравствуй, ближний восток! умнее, потому что предупредили то, чем заканчивается эта песня "я шел и пытался найти свое я" - разговоры о себе в прошедшем времени.

"море голубое". дерзко. и с сатирой. не могу без боли в животе это слушать. размеренный ритм, переходящий в чистой воды рок-н-ролл. что-то вроде исповеди мужа перед женой у порога, заплетающимся языком, в пятницу-субботу, задолго за полночь. абсолютно детская первозданная логика "не только шпроты водятся в воде".

"поцелуй меня насмерть" - открывает серию под общим названием "слизано, может, не заметят". рефрен, ненавязчиво переходящий в "зайцы косят траву" из советской киноклассики. теперь становится более понятен принцип "сэмпла" и прочей муз. терминологии, которой би-2 ныне вовсю орудуют абсолютно незаметно для невооруженного постороннего любопытствующего глаза в замочной скважине. новое время - новые песни. динамично развивающаяся западная музыкальная индустрия не предоставляет возможности предъявлять улики на лицо. 80-е... миронов... "детям - цветы, даме - мороженое"...

"новолунье". очередной шедевр в ту же рубрику. только теперь уже непонятно, кому отстаивать авторские права в суде: боярскому, засветившему недавно на радио "спасибо, за день, спасибо за ночь, спасибо за сына и за дочь" или би-2. (за правильность названия не ручаюсь: у меня шапочное знакомство с творчеством боярского и то исключительно посредством посредственных (пардон за тавтологию) вкусов водил маршрутных такси, отдающих предпочтение известным радиоволнам). мелодика слишком уж повторяема.

на этом разбор полетов не закончен. теперь обратимся к классической драматургии. как выяснилось, юные лева и шура не ровно дышали на хачатуряна и его балет "гайане". кто-то говорил о панк-роке? а может, ска? нда, вечная "фразочка-выручалочка" - "эклектичность" спасала уже тогда. много-много лет назад. иначе не вяжутся у меня что-то разукрашенные лица и ирокезы с классически балетом :) или ошибаюсь я или музыкальная критика, запросто распорядившаяся свободно перемещать по полочкам жанров артистов и музыку. речь шла о "если видели их (город)". текст бесподобен. очередная зарисовка нравственности.

"где танго" - легкая, игривая. лева уже научился работать с дыханием, умея извлекать из связок интонации, слишком хорошо подходящие смысловой нагрузке текстов. тонкий юмор: "пиджак, рубашку, галстук - за сломанный каблук".

"танец" - дань времени. дань засилью электронщины на советской эстраде. песня а-ля "технология". что касается музыки. текст же не остался лежать и пылиться на полке. в версии шуры "дом" в акустике присутствует среди бонусов переиздания "бгл".

"цветы". что-то есть в стилистике от цоя. и это роднит с "никто не придет" на "и корабль плывет". в тексте есть общее с лирикой дяди шуры: "а там - темнота, ты упрешься взглядом в забор" - у карасева: "там за дверью стена". с той лишь разницей, явной в произношении. меньше опыта, и, следовательно, наигранности, и наоборот, более честно, беззащитно и больно, и всё так же харизматично.

"майор". вещица, не забытая и ныне. исполнялась, если не изменяет память в качестве эксклюзива на закрытом бгл. пробирает. эволюция текстов, явная в длине стихотворной строки. манера исполнения шуры с того времени несколько изменилась.

"ленин" с наглой насмешкой, скрывающейся за юмором к истории советской партии и становления однопартийной системы. неуважительное отношение к "вождям мировых революций" :). личностный подход к глобальным темам. речь от первого лица - владимира ильича. примечательна звуковая организация: употребление существительных на -ция, корнями которых является запад; транскрипции на [й] (я, ё в рефрене).

"нужда любви" представленная аж в трех версиях: вариациях проб голоса костыля. из серии "а что нам надо?". "понятие тво-ёу" - желание самоутвердиться так и хлещет из солиста. грубоватая метафоричность, однобокие темы вполне закономерны для этапа творческого становления, принимая во внимание юный возраст.

"буденовец потапов". под маршировку. "атеисты мы крутые - всё пойдет наоборот" - основная идея. пародия на становление власти советов и одновременно на перестроечное время. поиск себя среди веяний.

"звезда". 90-й г. тексты становятся более литературными. вкладываемый в них смысл становится всё более недоступен непосвященным и, следовательно, более привлекательным и манящим. в музыке - качественно новый уровень.

любовь к народу. это навряд ли. в этом разница между поэтами 19 века и левой. даже какое-то пренебрежение, если не откровенное презрение, брошенное юношеской дерзостью, что особенно чувствуется в live-версии. поэзия (не вся, конечно, только относящаяся к политике) эгоистична и единолична, хотя пытается бороться с этими же болезнями века. своеобразное принятие обличья времени на время, чтобы показать изъяны, а потом вернуться.

но в то же время в некоторых текстах отчетливо прослеживаются предпосылки того, чем сегодня стала группа. а именно, поэтичность и оригинальность. тексты насквозь проникнуты историей страны, которой уже нет на карте мира. удивительное предчувствие грядущих перемен в жизни страны и своей жизни (вплоть до географической точности).

музыка, с моей колокольни, - поиск стиля, происходящий через ориентацию на и использование как западной (запрещенные ранее, приобретающие популярность среди подполья, альтернативные советской эстраде направления), юго-восточной (фольк и классика) так и советской (киноиндустрия) традиции и новаторства. пик этого периода - инструментальные "партия ленина (for police)" и "к оружию", ориентированные на запад. ничего нелогичного. перед би-2 не стояло задачи изобретать велосипед или открывать америку. нужно было лишь творческую жилку направить в русло опыта сильных музыкального мира сего, ориентируясь на собственные вкусы. результат заставил себя ждать. 9 лет до появления на российской сцене. но это, видимо, совсем другая история.

© yaelle, 2006