рецензии

молочные реки, апельсиновые берега...

если попытаться попробовать передать одним словом настроение пластинки в целом, я бы выбрала - "неуравновешенное" (в хорошем смысле этого слова), меняющееся по шесть раз на пластиночном дню в духе диско, и пять - пластиночной звездной ночью под шифром "b", на трек короче дня. следовательно, летнее и жаркое, даже удушливое. легкий цинизм и адресная чопорность берут максимум в самом начале и дальше регрессируют, уступая место альтернативным состояниям эмоции, достигающих апогея в городе маркеса. если треки условной a-side воспринимаются разом, один как наловчившееся продолжение предыдущего, то с b-side дела обстоят немного сложнее. с одной стороны скрепившая их (разношерстные дорожки 7-11) концепция "всё, что не диско и не панк" теоретически еще не основание для объединения. с другой же, на практике, всё это работает и вполне без исключений. почти. видимо, это и есть главное. небольшая запинка происходит с макондо по причинам, видимым и объяснимым: в каждой из остальных (не считая опять же кавер на центр) действие проистекает или подразумевает лица: герой (чаще раздвоенный) и "ты" / "она", безличное местоимение - на выбор/. с макондо же эта стройность рушится. событийный ряд вполне умещается в рамки самодостаточности героя. как бы иная ступень по тематической лесенке, чуть выбивающаяся из галереи. но с другой стороны, закономерная и логичная... об этом позже.

дурочка.
девочка "облегченного" поведения мысли. задает дурашливый тон первой части альбома. легкий стеб, вытекающий из когда-то остро-социального смысла. сказано было довольно, право... привет... как-то не хочется цитировать себя же.

он плохо кончил.
в определенных настроениях песня воспринимается как цинизм. некая неглубокость внутреннего мира лирической "ее" ее быстрая отходчивость, по разумению левы и его же отъявленная веселость по этому поводу. это то, с чем бы не хотелось себя ассоциировать, если судить строго и серьезно. но песня на самом деле задает легкомысленный тон, немного сумасшедший, на который нужно реагировать соответствующе и вовремя. легкая, жизнерадостная, даже чересчур. то, что можно видеть через розовые очки, под определенным градусом не фаренгейта или углом косяка...

радиовьетнам.
сдерживающий эмоции, много познавший образ, большей частью рисующийся манерой вокала. тревога, ставшая песней, набирающая силы новорожденная уверенность в "завтра". опасность риска, нависающая над атмосферой песни и ее сознательное принятие в качестве обязательного условия.

держаться за воздух.
песня, которая уже при первом прослушивании, еще до выхода альбома отдавала невиданной ранее натянутой, придавленной атмосферой, слишком взрослой по прочувствованности, слишком спокойной по взрослости, слишком красивой, до невозможности. сочно и красочно рисует пустоту под ногами, совершенно неизбежную для понимания некоторого круга вещей. надрыв и растяжение, которые отлично переданы аранжировкой. раздвоение личности и диалоги, ко всему прочему, со своим двойником. зеркальный враг, который одновременно самый лучший из друзей. диалог с самим собой, сжигание второго я во имя пути. проигрыш создает тягучую, вяжущую, давящую и не отпускающую атмосферу. хочу отметить текст, который в действительности не текст, а сильная лирика, оживляемая не только визуально воспринимаемыми образами, но и тактильными ощущениями, что, безусловно, дает объемную голографическую картинку происходящего.

привет тебе.
жесткая и мрачная вещица, заводящая стервозными рифами и приглушенным низким вокалом как из под земли, шлифующая социальные смыслы, бывшие актуальными -дцать лет тому долой, на новые лады. немного не попадающая в сегодняшнее массовое "завтра" /время темы/ именно текстом. заключенность в общественную серость. слишком веет советской действительностью и перестроечными махинациями. но если смотреть глубже, то тема укрощения в себе хищника по отношению к своей же молочной донельзя душе и выживания человека в человеке среди бесконечных гедонистических устремлений "наслаждайся" и "улыбайся", возведенных в энные периоды, катит во все времена. тема живет на грани срыва, на грани пропасти ее исполняет шура, рок-н-ролльным обрывом табулатуры в никуда она и заканчивается.

ты будешь драться.
сродни "последнему герою" по экзотике выбранной тематике - песня тоже на выживание но уже в иных условиях. с иными настроениями и их проекциями, положительными в гораздо большей степени. как бы того, кто твердо стоит на ногах, уверен в своих силах и знает наверняка, что смысл у борьбы есть. и она - один из способов... помимо бегства /ссылка на "сокол"/. лирическое "ты" внушает постоянство и нарастающую уверенность в... нет резкого противопоставления героя и мира. специфично само обращение на "ты", которое можно воспринимать и как простое адресное, а можно и как обращение автора к себе со стороны. отсюда возможности двойственного прочтения смысла.

из-за меня.
холод. страх, который уже даже не чувство, а фон, который не замечаешь и не выделяешь. игра со смертью и постоянные попытки, вылившиеся в периоды испытать эту самую смерть. это как игра в русскую рулетку: без сожалений и наобум, зная заранее, что не раньше чем, но и не позже. времени просто не существует в теме, она не ограничена местом. как бы в пустоте. она течет периодами от спокойного - к нервному, от тишины к истерике, как болезнь с латентными периодами и обострением. только подсознательное чувствование своей вины и невозможность что-либо поменять. подсознательное. вырвавшееся в сознание почти криком арбениной в рефрене. боли и о помощи. а еще обреченности на самостоятельные поиски путей выхода, который один. нагнетающая аранжировка, несмотря на сложность, воспринимается едино и гармонично. неповторимо и по-настоящему.

научи меня быть счастливым.
добрая, легкая, ненавязчивая, ранимая и сильная. мягкая и по-детски чистая. создающая непередаваемое видение ребенком мира. правда, со светлыми нотками грусти, появляющимися но не особо акцентированными ко второй половине. это похоже на взрослого, познавшего мир и сумевшего уберечь ребенка в себе, пройдя через все его преграды / от которых в песне лишь шлейф и почти невидимая печать преодоленных вех/. не ставшего удрученным опытом снобом, не превратившегося в угрюмого и расчетливого... просто: ожившего ребенка после всего. как бы обретение второго дыхания на дорожках жизни. не на время, а надолго. осознание этого факта и отсюда вытекающее спокойствие как следствие, и безмятежность с добротой.

сны.
зрелые и не раз испытанные ощущения, из раза в раз повторяемые как сновидения, но в то же время всегда разные в своей образной системе. память главным персонажем, оживляющая день в темное время суток, возвращающая время, придающая времени истинную цену и ценность. размеренность на рубеже со срывающимся вниз ужасом утекающих минут /в инструменталке под конец/. как бы вспыхнувший взрыв метода счисления времени жизни в реверсивном исполнении, затягивающий в информационный вакуум. в то же время совершенно очевидная цикличность: отбиваемое время - неважно, стрелками или ритмом песни, - возвращается на круги своя.

вниз.
медитативная. как мантры. скользкое время, приостановившее свой бег, чтобы дать возможность прочувствовать момент. удавшийся прием сознательного растягивания шкалы времени относительно линейки события в бессознательное. песня является зеркальным отражением "он плохо кончил". в основе и той и другой - примерно одни и те же явления только с разных ракурсов видения и непохожими способами достижения звучания противоположных настроений. серьезность на смену игривой дурашливости, высвечивающееся одиночество под прицел внимания взамен тому, что с ним граничит /в "он плохо кончил"/. просто иные отрезки наблюдения за одними и теми же явлениями. примечательно, что и тот и другой треки - вторые. один - с начала, другой - с конца. как бы замыкание энергетики пластинки в себе самой, два потока, направленных навстречу и составляющие единство противоположностей: а- и б- сторон /заявленных как бы неслучайно/, диско и традиции /относительно, разумеется.../, мажора и минора, черного и белого. почти как два полюса: северный и южный - одной планеты, карта которой всплывает в памяти на страницах атласа географии в форме рассеченной по меридианам шкурки апельсина... почти заводного... почти вокруг оси вращения в нужном угле наклона.

макондо.
акустическая гитара легко ложится. хоровое же пение мною воспринимается как-то странно... чем-то торжественным не в меру, праздничным до ужаса и сказочным одновременно отдает. что-то вроде советского гимна с элементами сказок про рождество датчанина ганса христиана андерсона. если географической концепции следовать далее, то экватором мнимой планеты проходит параллель, на которой точкой "дурочка", имеющая перманентную значимость во время пока в окружении. многоточием же с обратной стороны земли вспыхнут границы затерянного под бесконечным дождем с неизменного неба города, одинокого, но бесценного своей беспричинностью существования и независимостью от окружающих обстоятельств, живущего только в памяти и силой воображения повествующего. немного пафосное сопоставление... но это противоположности мироощущения, ставшего концепцией жизни, которые требуют конфронтации. с учетом что память представляет собой то же что и еще минуту назад реально переживалось как "сейчас", можно заявлять об относительности в классификации событий на "сегодня" и "вчера", на "реальность" и "сюрреальность" ввиду тождественности содержания и следовательно... песня об этом. всё очень просто, если перестать придавать значения некоторым устоявшимся в масс-культуре клише. и спокойно. дождь, размывающий все резкие границы, границы, которых не становится, остаются чистой воды образы. образы, чище их прообразов.

а теперь бонусы, к своему стыду, обнаруженные лишь... прямо сейчас... и то по чистой случайности. пардон, три астрономических отрезка, не вписывающихся в ровную концепцию летних суток. не их любитель, как и не большой ценитель клубной музыки. поэтому очень предвзято и неверно. дурочку панкова еще могу принять и почти слушать как оригинал. но вот усачева... /безмерно рада что сингла не случилось, не в обиду сказано/. просто не мое. но это, понятно - субъективно.

зато... потрясающе! чеховская версия 2 "держаться за воздух". просто откровением. нашла то, чего не хватило от прежних би-2 в первой версии этой песни после первого прослушивания: а именно, плавности, воздушности, простоты и трогательной хрупкости на манеру "серебра", то, что было задрапировано там. просто замечательно, что песня существует в обоих вариантах.

в заключение. очень сложно на этот раз выделить то, что цепляет в большей степени, а что - в меньшей. по прошествии времени, не рубя с плеча. начинаю разбивать для себя хит-парад и ловлю на мысли, что фактически треки выстраиваются на равных и любые предпочтения - только из-за превалирующего настроения в момент выбора. это говорит о том, что пластинка действительно сильная. такой она мне показалась.

© yaelle, 2006