рецензии

би-2/сплин/tomas "fellini-tour 2001"

1. "за"

честно говоря, поддерживать этой рецензией альбом "fellini-tour 2001" кажется мне слегка странным. неужели музыкантов, старательно и честно сделавших свою работу и стремящихся показать себя без концептуальных студийных прикрас нужно, оправдывать? да и есть у них защитники повесомее: своё однозначное "за" уже сказали тысячи фэнов, посетивших концерты тура. однако позвольте перейти непосредственно к альбому.

итак, альбом "fellini-tour 2001" открывает мастеровитая челябинская команда "tomas". конечно, положение разогревающего состава ограничило их присутствие на диске до трёх песен, но даже этого вполне достаточно, чтобы составить о ветеранах движения "2000% живой звук" (помните такое?) самое приятное мнение. уже одно интро с дилэем в духе pink floyd, плавно переходящее в гитарный чес а-ля u2 в "немом эскизе", даёт полное представление как о возможностях квартета, так и об их общей стилистической направленности. сильная, на мой взгляд, сторона "томасов" заключается в их ярко выраженном стадионном звучании - с гитарой михаила адимова, заполняющей всё предоставленное ей пространство - что на фоне преобладающего в отечественном поп-роке клубного саунда делает группу весьма приятным исключением. заканчивая разговор о "томасах" замечу, что стихи к их второй песне написал небезызвестный михаил козырев, во времена их совместной с александром самойленко (лидер tomas) службы в армии.

говорить что-то в защиту (?!) "би-2" или "сплина" вообще странно: оба коллектива сейчас на таком подъёме, что спорить с этим можно только ради спора. их концертная (в данном) случае) состоятельность налицо, оба сета сыграны более чем уверенно, да ещё на таком уровне, который под силу в этой стране единицам. публика в полном восторге, и это хорошо слышно - благо, альбом концертный. у "би-2" хочется особенно отметить живые версии "варвары" и "серебра", у "сплина" - "пластмассовую жизнь" и "моё сердце". ну а титульная совместная "феллини" и вовсе стоит особняком.

и пара слов о приятных бонусах - дорогое издание компакт-диска вышло в формате "dolby digital", так что обладатели соответствующей аппаратуры могут сполна погрузиться в атмосферу концерта. ещё один сюрприз - добавленная скрытым треком "би-двашная" "бэтти", записанная ещё в 1998 году на концерте в мельбурне.

оценка - *****
автор - сергей аверьянов

2. "против"

русская поп-музыка - вопиюще вторичное мероприятие: уже не будем говорить об эстраде, обо всём этом нашем хип-хоп-сообществе, о децловском "письме" и прочее. бог с ним, запад для нас ещё долго будет образцом для подражания во всём, что касается зарабатывания денег. однако, что печальнее всего, - вторичность касается вопросов, если так можно выразиться, души. даже те, кто теоретически призван заботиться о них, показывают удивительную стандартность мышления. они пробавляются клише не только западного, но даже своего российского образца, одна приличная мысль здесь способна крутиться годами, становясь последовательно тенденцией, штампом и потом ничем. все эти печальные мысли отечественная гитарная музыка новой генерации демонстрирует в полной мере, что хорошо видно на примере данного сборника: представленные на нём три группы даже сменяют друг друга в порядке степеней отчуждения.

первая, "томас", начинает так, будто до неё не было ничего - ни музыки, ни слов. парни, видимо, решили (отчасти, возможно, вполне справедливо), что уже никто не помнит о u2 формата "joshua tree", так что можно "драть" ирландцев в хвост и в гриву. правда, когда "ирландцы" заканчиваются, всё становится ещё хуже - ибо начинается "бит-квартет-секрет" с вокалом, который в эпоху постлагутенко подчиняется стандартному правилу: кто не мяукает, тот не ест. может, из ребят ещё и выйдет что-нибудь в будущем, но пока это весьма жалобное мероприятие.

и поэтому возникающие далее "би-2" стирают впечатление от них первыми же, обычными звуками - это, видимо, называется профессионализмом. во всяком случае, урок очень наглядный. проблема в том, что "би-2" - те ещё оригиналы: сначала они напоминают "аукцыон", потом всё того же лагутенко, в итоге становится понятным, что на самом деле это довольно искусная имитация группы "сплин". с несколькими "лишними" собственными идеями.

и, наконец, "сплин" - одно из немногих по-настоящему музыкальных и оригинальных образований на нашей рок-сцене, люди, умудряющиеся оставаться оригинальными в мейнстриме. их наличие, с одной стороны, обнадёживает, но с другой - ситуацию только усугубляет. присутствие человека по фамилии васильев так же, как когда-то было с человеком по фамилии цой доказывает одно: музыкальной культуры у нас по-прежнему нет, и все немногие приличные примеры возможны исключительно на почве личной одарённости. у нас нет "много неплохих" групп - у нас группа либо близка к гениальности, либо она никакая. и покуда эта ситуация не переломится, такого рода релизы будут производить плачевное впечатление.

оценка - **
автор – артем рондарев

© play, 2001