рецензии

день в лунапарке

любой критический отзыв в россии относится не к критике, а, скорее, к вкусовой эссеистике. и да будет позволено моему опусу называться рецензией, несмотря на то, что здесь больше эмоций и ассоциаций, чем критики.

би-2 выбрали себе нелёгкий путь - расширение музыкальных горизонтов российского слушателя. это выражается не только в ежевторничном музликбезе на радио maximum, но и в основной для музыкальной группы деятельности, приведшей к вполне закономерному результату - альбому лунапарк. отвлекитесь от мысли, что вы слушаете альбом би-2. вы просто слушаете музыку. стереотипы восприятия вам будут только мешать.

с чего вдруг эти музыкальные космополиты решили открыть свой ни больше, ни меньше лунапарк? шесть охранников в чёрной униформе встают на защиту своего творения, своих убеждений, своего мира. но любопытному слушателю они с удовольствием разрешат провести здесь целый день и прокатиться на всех аттракционах.

как всегда би-2 подходят к делу ответственно: от стадии сочинения песен до выхода готовой пластинки проходит немало времени и задействованы в этом процессе десятки людей. все здесь на месте, при чём каждый на своём. это же лунапарк: ни одна гайка не должна остаться неподтянутой. и в чём не откажешь би-2, так это в чутье. чутье на музыкантов. так к выходу моlока в коллективе появились звёзды: борис лифшиц, максим андрющенко и андрей звонков. а лунапарк потребовал свежей крови и в составе би-2 появился ян николенко. брать на борт коллектива яна - это брать бомбу. это не тот человек, который будет довольствоваться ролью второстепенного персонажа. впрочем, опасения поклонников относительно сплиновской направленности новых би-2 оказались безосновательными: би-2 не стали строить всю аранжировку на флейте, её практически не слышно. яник выступил в неожиданной для всех роли соавтора бидвашных текстов. нет, флейту у би-2 мы, к счастью, всё же услышим, как услышим и презанятную штуковину под названием мелодика, и специфический бэк-вокал. но надо сказать, что с закрытием проекта сеtи ян николенко рисковал быть потерянным для общества как русскоязычный лирик. и совместная работа яна с лёвой би-2 над поэтической стороной лунапарка пошла на пользу обоим. результат стараний творческого тандема лёва - яник - это один их интереснейших лингвистических экспериментов последнего времени, давший нам 10 великолепных литературных образцов. в лирике песен с альбома лунапарк соединились традиционные для лёвы би-2 аллюзии, интертекст, аллитерации и оксюмороны и характерные для яна николенко параллелизм, амплификация и ассонансы. впрочем, любимой николенко анафоры мы здесь не встретим, зато в лунапарк откочевала "сетевая" ирония на грани абсурда и ещё кое-что - изящество простоты и откровенность.

что это такое - подарочное издание? это действительно коллекционная штука, которая точно не будет стоять в ряду себе подобных cd: просто не влезет в стандартную подставку. конструкция, напоминающая не то конфетную коробку, не то фоторамку, хитро открывается и таит в себе не менее хитрое содержимое. все уже знают, что зубастая клоунская пасть - вход в мельбурнский (и бидвашный тоже) луна-парк. и вот входим мы и видим в рамочке (воротах?) колесо обозрения или что там. раз колесо, два колесо с мачтой. опять клоунская пасть. и сидящий на полу с кружкой макс лакмус. далее дно коробки с длинным списком благодарностей как в голливудском фильме. пришлось вернуться к колесу обозрения, чтобы обнаружить в картонном конвертике диск и уже в наушниках рассмотреть плакат целиком. там, конечно, не только максим с кружкой, там ещё огромный стакан поп-корна и пять человек, лица которых говорят о том, что в этом лунапарке веселья никто не обещает. но разогнался уже вагончик на американских горках, уже играет караоке. "я лечу на крыльях мести в сумерках москвы" несколько отдаёт чертовщиной: перед глазами образ булгаковской маргариты, появлению которого способствует залихватское "у-ху-ху", словно лёва - это не лёва, а развесёлая ведьмочка, несущаяся на метле над лысой горой. эта мажорная "мяу кисс ми" вызывающе кокетлива, "сигнал сжигать мосты" звучит очень отчётливо. игра в несерьёзность, добивающая финальным mamacita.

bowie. новая "революция" поражает объёмом и мощью. песня захватывает до такой степени, что хочется, задыхаясь, подтягивать страстному "ууу", пропускать через себя гитарное соло и с замиранием сердца ожидать вступления жутко электронных клавишных. безупречному построению музыкальной составляющей вполне соответствует текст: контрастный по содержанию, с яркими образами.

стремительный банзай с невероятно динамичным саксофоном пестрит образами уже полумифической страны, но при этом остаётся довольно абстрактной песней о свободе вообще.

муза, изрядно потасканная на радио, к счастью переаранжирована и получила более плотный и жёсткий саунд. сочетание стёба и сексуальности, романтики и беспощадности к джульетте глянцевого мира. спасибо личной музе лёвы за уже ставшее крылатым "больше крови!" - без этого муза не стала бы такой острой. созвучия с одноимённой песне группой достаточно для возникновения нужных ассоциаций, без какого-то ни было плагиата.

и вот зачем было в альбоме ставить подряд два радиохита? шар земной-то остался неизменным! на концерте под гитару он звучит как-то логичней и лиричней, оркестровая аранжировка добавила лишнего пафоса, плохо пересекающегося с камерным текстом. трогательный уют песне возвращают клавишные, хрустальные звуки которых тают, смешиваясь с голосом лёвы.

третий рим. всё рядом: смешное и великое, общее и личное. далёкая, прекрасная, но вполне материальная сицилия и неосязаемая, но близкая и такая же прекрасная любовь. виртуальная прогулка по римской империи или рассказ о чувствах? вряд ли это станет ясно даже у остывшего кратера.

смертельный номер. одна из сильнейших песен альбома, литературно перебивающая на корню знаменитого полковника, уступающая ему в масштабности звука, но превосходящая по глобальности заложенной внутрь идеи. песня производит мощнейшее впечатление. словно прогнулся уже под ногами канат.

до утра. здесь, как и в моём рок-н-ролле фоновые по своей сути голоса юли и шуры сливаясь, образуют очаровательное, ласкающее слух созвучие. при моём скептическом отношении к вокальным способностям шуры, надо заметить, что он умеет быть идеальным партнёром в дуэте. своеобразные и сами по себе, наши рок-дамы просто блистают рядом с шурой би-2. так и здесь, в этой румбе безысходности, не по бидвашному теплой и легкой, чичерина звучит так же колоритно, как и экзотические инструменты в аранжировке.

чёрная река. вампирская рыбалка в стиле "удочек не брать, замполита не брать, из автобуса не выходить". с момента выхода ep муза чёрная река потяжелела и помрачнела, утратив свою изначальную беззаботность. текст едко подкусывает неподготовленного слушателя, как тот рыбак из spoken word. эксперимент со звуком в духе dark synth-pop удался.

тесла. ещё одна песня с чертовщинкой. как будто знают би-2, что же на самом деле вдохновляло кудесника от физики николу теслу... depeche mode бродят где-то рядом: атмосфера загадочности, старые электронные звуки… лирического героя кризисом не запугать, финансовым уж точно, его волнуют совсем другие материи. может, тесла и в них толк знал?

луна-парк наполнен светлой грустью, это необыкновенно личная песня, дёргающая за совсем уж невесомые душевные нити, от которой у самых впечатлительных комок к горлу подкатывает или слёзы на глаза наворачиваются. деревянные солдаты. ещё раз про войну. от заунывности, которая появляется всякий раз при солировании шуры, песню спасает та самая труба из первых пластинок би-2 и бэк-вокал лёвы. трагичная песня с устрашающим маршем тех самых, деревянных.

шамбала. первый и единственный раз на основном диске звучит волшебная флейта николенко. звучит довольно спокойно, мирно и простенько. преподносимая как песня-"отходняк" от вчерашнего веселья шамбала воспринимается гораздо более романтично благодаря прозрачному, истинно лондонскому звуку и… огненным локонам.

школа танцев. есть у би-2 довольно давняя фишка - благополучная рифмовка иноязычного слово в русскими в одном тексте. до того слова были английскими, а тут благополучно затесались аж два испанских. от моего собственного corazon latinбезмерная благодарность за столь зажигательное ча-ча-ча, за раскатистое "ррр", глуховатые клавиши и гитарное соло а-ля карлос сантана. не сразу удаётся распробовать каждый элемент роскошной аранжировки, абсолютно выдержанной в духе музыки латинской америки.

christmas. рождественская песня с богатым оркестровым звучанием и несколько сентиментальным текстом в истории любой группы должна быть. теперь она есть. исполняется хором с детьми в костюмах ангелочков и со свечками в руках. слушается у камина в кресле под клетчатым пледом и с кружечкой глинтвейна. и обязательно хвойный венок на двери и веточка омелы над заснеженным окном. а ещё будет мило смотреться в новогоднем огоньке любого цвета на любом из центральных каналов.

а в конце притаилась piano-версия bowie. к инструментальной составляющей никаких претензий: антон севидов играет великолепно. нежно, плавно. а вокал лёвы, которому, судя по предыдущему треку, и нежность и плавность удаётся, зачем-то так же динамичен, как и в основной версии. впрочем, это даёт необычный эффект: трек заставляет быть в напряжении до самого конца, напоминая затишье перед грозой.

bonus cd - он именно бонус с треками, более годными для третьего нечётного воина, чем для пятого альбома би-2. если проводить параллели, то это пещера ужасов, процентов на 70. ужасы, сидящие внутри каждого, их карасёв всегда умеет находить, но не изгонять. но ещё есть катание на лодочках с леной кауфман. кстати о кауфман. вряд ли даже при самой горячей поддержке би-2 этот своеобразный мяукающий вокал станет востребованным сам по себе, не оттеняя кошачьи же ухватки лёвы и не опираясь на фундаментальное шептание шуры. тем не менее, сначала - довольно интересная, приятно журчащая вещь, по тексту сильно напоминающая переработку n-ного количества песенных штампов.

в чужом краю - одна из немногих сразу запоминающихся песен, электроника в ней не мешает восприятию слов, а напротив даёт положительный эффект, делая трек самобытным.

jazz вполне мог бы оказаться и на основном диске. здесь нет ничего лишнего, ясный звук, грамотно расставленные акценты. и самое главное - та самая "говорящая" флейта николенко. нервная, трепещущая, растерянная. лишний раз можно убедиться, что хоть и не оскудеет земля русская флейтистами, даже очень талантливыми, но пока янику просто нет равных по эмоциональности исполнения.

солдат 2 увы, хорош для единичного прослушивания, когда слова сражают наповал.

тень, всё, что было потом и другое место слились в моём сознании в один трек, несмотря на наличие у каждой песни своих индивидуальных достоинств. к экспериментам всё же хочется относиться как к экспериментам, скорее уважая проделанную работу, чем получая удовольствие от прослушивания. в этом-то и плюс основной площади лунапарка: он не перегружен, слушается легко и на одном дыхании. его тёмные закоулки, именуемые бонусным диском, заставляют напрягаться, вслушиваться. хотя и есть у тени легко ложащиеся на слух фрагменты, которым хочется подпеть, хоть и мелодична и интересна по построению всё, что было потом, хоть и манит флейта в другое место, но жить этим было бы тяжело.

охранники в чёрном оказались совсем не страшными и уж точно интересными и разносторонними людьми. так что я вернусь в их лунапарк, чтобы провести ещё не один яркий, наполненный впечатлениями день, хоть и не построят они здесь новых аттракционов. а этот день завершён, закрываются ворота, чтобы утром зубастая пасть клоуна могла принять новых посетителей.

би-2 - группа, ломающая стереотипы. забудьте, какими они были вчера, потому что вчера закончилось, когда ему и было положено закончиться. а сегодня работает лунапарк. билеты уже в продаже. пока ещё в продаже.

© дарья леоненко (lavsan), 2009