рецензии

би-2 - "bowie remixed"

(c) лёва и шура би-2, ernie o, andriesh, poco cox, punk tv, antonionni, taras 3000 и, конечно, david bowie, 2009

ты любишь дэвид'боуи?

нежадные ребята из би-2 периодически балуют всех желающих бесплатной раздачей собственной продукции. в этот раз они решили подарить нам одну песню, зато восемь раз.

раз. "bowie" не без оснований считается одним из лучших номеров альбома "лунапарк". аранжировочного богатства альбомной версии песни (не) про дэви[да] джонса хватило на то, чтобы на ней оттопталось больше шести человек. есть, впрочем, один момент. не открою большого секрета, если скажу, что многие ремиксеры, появившиеся на этом сингле, давно работают с би-2 и как аранжировщики, и как аккомпаниаторы. что аранжировали, то и разобрали на сэмплы. такое вот замкнутое производство.

два. taras 3000 поначалу так напористо постарался вклиниться в структуру песни, что на какое-то время "bowie - taras 3000 remix" перестаёт быть танцевальным. именно борьба между экспериментаторским и танцевальным началами делает эту версию одной из самых любопытных. к сожалению, танцевальная и экспериментальная части плохо стыкуются между собой в пространстве одной песни. дёргаться можно, танцевать - вряд ли.

три. antonionni подошёл к делу, не оглядываясь ни на кого. оригинально всё - и собственная подкладка, где нет ни одного заимствованного лупа, и попытка сойти с заданного ритма путём контрапункта. своеобразие мышления antonionni видно тем больше, чем дальше прослушиваешь версии остальных dj's. достоинства этого трека были бы тем заметнее, если бы самих ремиксов было поменьше.

четыре. господин ernie o использовал в ремиксе гитарный рифф шуры би-2. всего две ноты, но какие! на два ремикса хватило. на этот и следующий.

пять. sub-band би-2 - punk tv - обошлись с песней немилосердно: отрезали куплеты нафиг. учитывая противоречивые достоинства текста (созданного по методу автоматического письма), это обрезание можно считать улучшением, так как punk tv, можно сказать, очистили смысл и усилили воздействие хитового припева. ещё есть чуть-чуть гитарной грязи, чуть-чуть издевательств над мелодией и текстом. панки всё ж таки, поэтому больше глумления над отцами и самоувеселения. пересмешивание, а не перемешивание. зато выделились. "умом выделяться надо!"

шесть, семь. две версии-близнеца. одна композиция легко перетекает в другую, так как оба ди-джея разыгрывают одну и ту же партию синтезатора из альбомного оригинала. она там довольно хорошо спрятана, но у ребят отличный слух!

то, что сделал с "bowie" poco cox, выглядит так, будто мастерство ремикса заключается только в том, чтобы чуть посложнее запрограммировать драм-машину относительно оригинального трека. halyava, cox! не любишь ты дэвид' боуи.

самая длинная версия "bowie" сделана andriesh, но она ненадоедлива и ненавязчива до незаметности. за это нужно благодарить пружинящий и лёгкий ритм от лёвы и шуры (ах, этот волшебный ритм! о нем скажем позже). свежие уши ещё находят изменения в этом минимально отличном от оригинала ремиксе. только караван уже давно идёт своим путём. для обычных слушателей к этому моменту уже минут двадцать ничего, по большому счёту, не меняется. какие бы рюшечки ни навешивали господа ремиксеры, несущая конструкция остаётся неизменной.

восемь. сингл "bowie remixed" закрывается акустической версией песни (не) про дэви[да] джонса от ernie o. в этот раз мистер о выступил действительно поперёк течения. в замедленном и тихом, что нехарактерно, варианте под рояль есть возможность послушать слова. в лексике наблюдается злоупотребление творительными падежами. это вообще отличительная черта текстов современных русскоязычных групп: "расшатанными нервами", "блуждаем лабиринтами, литрами и пинтами". изъясняться творительными падежами для вас является творчества синонимами, mon amies?

в итоге: два ремикса, основанные на партии синтезатора, два - на гитарном аккорде, три ремикса, которые можно назвать творческими переработками, плюс оригинал. если задумка лёвы и шуры би-2 была именно такова - показать существование, изменение, разрушение и перерождение одной песни - то она удалась.

но концепция - всего лишь обёртка. а что внутри? "bowie remixed" - второе крупное собрание ремиксов на би-2 после "drum[a]". гораздо менее экспериментальное и более почтительное по отношению к оригиналу. для людей, которые решились сделать ремикс, такого подхода быть не должно по определению. определение - анализ и синтез материала; расслоение, разложение на составляющие и создание своего на основе изученного. сломать всё и заново сделать, чтобы лучше стало, если короче. нашли в себе смелость на маленькую революцию два человека: antonionni и, с оговорками - taras 3000 (акустическая версия ernie o ремиксом считаться не может и, собственно, так не называется). остальные любители электронных ритмов и лупов подвисли на действительно танцевальной мелодике песни. мелодийка держит все 43 минуты сингла и исчезает из головы уже через час после прослушивания. остаются одни творительные падежи.

панорамной характеристики российской электронной сцены на материале "bowie remixed", наверное, не построить, но тенденции налицо. есть экспериментаторы, пишущие поперёк нотного стана, и есть библиотекари, которые понадеялись на свои богатые собрания лупов и сэмплов. а ведь ещё надо и воображение использовать!

nota bene. для развития воображения, особенно у фанов, лёва и шура раньше включали в синглы какие-либо раритеты. в этот раз би-2 обошлись без подарков, благо, сам сингл - подарок. однако жаль! приятные неожиданности, вносимые би-сайдами, помогли бы разнообразить монотонность отсчёта версий.

© алексей анциферов, www.nneformat.ru, 2009