рецензии

о чём не договаривают мужчины

не успели поклонники би-2 прийти в себя после катания на аттракционах "лунапарка", как бравая шестёрка подготовила внеочередной альбом. задумывая "о чём говорят мужчины", би-2, похоже, вознамерились прыгнуть выше головы. а буквально - сделать невозможное, т.е. понравиться всем. и кинозрителям, и критикам, и вообще всем слушателям. на альбоме есть и "те самые" би-2 эпохи своего взлёта на волне "полковника", и привет ска-юности, и реверансы с оркестром, и отголоски "нечётных воинов", и электронные придумки, и откровенная поп-музыка. концепция у альбома условная, то есть напрочь отсутствует. настолько разные композиции скрываются за обложкой нового диска, что объединить их под лозунгом "welcome back to 80th" невозможно. получился приятный на слух сборник, треки с которого можно слушать в любом порядке.

фильм "квартета и" повествует об отношениях с женщинами (в основном об изменах) и детских мечтах (преимущественно о фобиях), доводя каждое размышление в воображении героев до абсолютного, а потому абсурдного, финала. ничего этого у би-2 не наблюдается, ибо от фобий музыканты защищены мантрой шуры "ничего не надо бояться", а образ женщины стараниями текстмейкеров лёвы и яна вообще вознесён на пьедестал. саундтрек би-2 стал не музыкальным фоном для бесед киногероев, а, скорее, дополнением, превращающим экранную картинку в полноценное отражение жизни. возможно, в своих многочисленных разговорах квартетовцы просто ещё не добрались до эмоционально-смыслового пласта, затронутого би-2 в альбомных песнях. но хронометраж - вещь упрямая и ограниченная и, как говорится, нельзя объять необъятное: борьба режиссёра с композиторами завершилась победой здравого смысла. музыки в фильме достаточно и она всюду к месту. картина от отсутствия в ней некоторых композиций не пострадала, чего не скажешь о пластинке-саундтреке: совершенно непонятно, почему для солидного количества специально записанных инструментальных композиций, действительно звучавших в фильме, на cd-носителе не нашлось места.

дизайн обложки студия ammalgamma сделала аналогичным киноафише (спасибо, что не приткнули в угол жанну фриске): чёрно-бело-красная контрастная палитра снимков на серебристо-сером фоне смотрится эффектно. получилось немного журнально, но красиво: выбраны интересные фотографии, редактирование же дало необходимый для дизайнерской работы акцент.

открывает пластинку "скандал" - безусловный летний хит, которому не помешало бы отдельное более жёсткое исполнение собственно от би-2 и совершенно электронная версия непосредственно от antonionni. вообще, сотрудничество с севидовым каждый раз даёт приятный уху результат: инструментальный piano-блок раскрывает перед слушателем исполнительский гений антона, а спродюсированные им треки подчёркивают его безупречный вкус и изысканные музыкальные манеры. к продюсерским опусам антонио относятся также "чёрный день", "фавн dj" и "реки любви", все как на подбор изящные и лёгкие до невесомости.

в "фавн dj", не мудрствуя лукаво, би-2 перетащили довольно распространённую в англоязычной музыке метафору на русскую почву. god is a dj, life is a dancefloor, господа, причём в качестве бога неожиданно выступает римский фавн, столь же весёлый, сколь загадочный. желаю этой песне успеха на танцполах и незамысловатого дискотечного видеоряда.

"чёрный день" играет цветовым контрапунктом чёрное-белое, и с ноткой светлой грусти повествует о романтике белых ночей, несмотря на чёрных кошек и тёмные дела рогатого троллейбуса. в плавных, но вместе с тем торжественных "реках любви" лирический вокал вверен шуре, лёва присоединяется на бэках. довольно фоновая вещь, хорошо вписавшаяся в финальные титры. очень правильно, что одним из бонусов идёт видеоклип, где картинка и звук сливаются в одну прекрасную аудиовизуальную "реку".

"вечная призрачная встречная" и "задеть за живое" - символический блок "старых" би-2 с напряжённым холодноватым гитарным звучанием.

с ликованием принятая большинством поклонников "вечная..." не что иное, как аллюзия на "последнего героя", самоуверенно заявляющая о себе ещё во вступлении. но "герой не держит строй", его пафос соседствует с беззащитностью в отсутвии вечной призрачной встречной. гитарный рифф делает песню несколько однообразной, хотя именно за счёт него в треке достигнута атмосфера скрытой тревоги, а рефрен благодаря эмоциональному вокалу лёвы приобретает вид заклинания.

"задеть за живое" - пожалуй, самая интересная песня альбома. спродюсирован этот трек безупречно, композиция выверена до мелочей как то: развёрнутый в обратном порядке текст или всплывающий из ниоткуда бэк-вокал. слышно всех музыкантов вместе и каждого по отдельности, появляющиеся среди эха и в эхо же уходящие клавиши дают мягкость, а бас-гитара, напротив, ужесточает саунд, вокал вкрадчив и в то же время надрывен, язык лирики прост и вместе с тем поражает своей величавой объёмностью. удивительный контраст и удивительная цельность.

"ярмарка невест" - одна из немногих песен, не только попавших в фильм, но ещё и тонко подчеркнувших идеи и настроения, не показанные в ленте напрямую. изощрённая идиоматическая распасовка образует замысловатое постмодернистское переплетение фраз. "ярмарка" звучит свежо и вместе с тем узнаваемо, этому способствует запоминающийся ритмический рисунок с гитарными "штрихами".

"её глаза (из шекспира)". из шекспира здесь только первая строчка и синтаксическая канва. остальное - вольное рассуждение на тему загадки под названием "женщина". нарочитый "высокий штиль" куплета при минимизации аккомпанемента в пользу клавишных в этой балладе противопоставлен сентиментальному тексту припева с полнозвучным рок-сопровождением.

два раза про снег словами михаила карасёва: "когда мы станем снегом" и "падает снег" требуют совершенно иного типа вокала по сравнению с имеющимся. голоса шуры с леной кауфман и юлей чичериной соответственно в сознании консервативного слушателя диссонируют с выбранным типом аранжировки. тем не менее, нельзя не оценить прозрачное изящество инструментальной части в "когда мы станем снегом" и нежнейший оркестровый вальс в "падает снег".

"танго": к моей субъективной радости, би-2 снова обращаются к ритмам латинской америки, которые им действительно идут. эта безусловная композиторская удача, оформленная полноценной оркестровой аранжировкой, напоминает о карлосе гарделе, асторе пьяццолле и оскаре строке одновременно.

"ярмарка ska" - самый яркий инструментал на пластинке приближен к живому звучанию группы. мощная ритм-секция и бойкая гитара сходу цепляют внимание слушателя, а стартовый выкрик сразу настраивает на позитивный лад. удивительный для студийной работы драйв.

кроме уже упоминавшихся piano-версий севидова (более похожих на самостоятельные музыкальные произведения), в инструментальную интернет-часть саундтрека вошли треки "bowie" и "школа танцев": замена вокала сочным звуком гитары пошла на пользу мелодической линии. и наконец-то би-2 сделали современную студийную версию "ёлочного сока", где весьма к месту оказалась флейта, которой, как и на концертах, приходится продираться сквозь дебри ритм-секции и соседнего гитарного соло.

кроме того, в альбом включены 2 ремикса (одинв интернете, а другой на подарочной версии): "bowie (andriesh remix)" - "космическая" версия с выведенным на передний план бэк-вокалом шуры интересна и за пределами релиза "bowie remixed", а вот "черный день (yuri usachev remix)" более логичен в контексте танцпола.

би-2 справились более, чем с половиной поставленных задач: вернули расположение давних поклонников; утёрли нос ироничным критикам; утвердились в звании композиторов, причём хороших композиторов; и, наконец, сделали значительный шаг к расширению своей аудитории. самый эклектичный альбом би-2 адресован всем и каждому, кто хоть раз пытался пройти самый сложный в мире путь - путь к самому себе. да, мужчины, оказывается, много говорят, но ещё больше не договаривают. не договаривают о самом важном, о том, что передать простыми словами невозможно. зато всё это можно вложить в музыку и стихи. то, о чём не договорили мужчины из квартета и, рассказали мужчины из группы би-2.

© дарья леоненко (lavsan), 2010