рецензии

чтиво для мальчиков

все нижеизложенное является мнением трёх относительно независимых экспертов в области высказывания своего мнения к месту и не очень, причём стоит заметить, что двое из экспертов умудрились побывать на эпохальном акустическом действе 12.11.02., а третий эксперт слушал этот так называемый "новый интернет-альбом" без моральной подготовки. из всего этого следует, что мнение экспертов претендует на относительную объективность.

появление акустики в творчестве би-2, даже не в контексте "концерта для девочек", особого удивления не вызвало. акустика сейчас дело модное, каждая уважающая себя группа должна играть акустику, а если не играешь, значит, что-то тут не так, непорядок. так что неудивительно, что и би-2 заиграли акустику - на наш взгляд, довольно неплохую, но не исключительную. хотя акустикой это можно назвать с трудом: скорее, облегчённое звучание давно всем известных песен. только вот непонятно, что в принципе выставляется на обсуждение: препарированные в очередной раз одни и те же песни? или, может, новый, акустический подход к этим песням? ну что ж, давайте, потопчемся уже в который раз на всё том же месте.

· "никто не придет": очень приятно звучит, пусть даже вокал здесь несколько странноват (если не сказать по-другому), да и шурины подпевки несколько подкачали, хотя в альбомной версии звучат очень к месту, но сама аранжировка нам понравилась. неожиданно было услышать эту песню в акустике, ну, или, полуакустике; бодрое бренчание гитар просто радует слух. песня стала живее, динамичнее, по сравнению с альбомной версией - "наэлектризованной", холодной. приятно было услышать её на концерте, т.к. это уже почти раритет.

· "и корабль плывёт": по нашему мнению, это максимально приближено к альбомной версии, но есть некоторые приятные новшества - особенно хочется отметить джазовый проигрыш где-то ближе к концу песни.

· "елочной сок" - не вызвал никаких эмоций, ни положительных, ни отрицательных, есть, ну и хорошо. точная копия альбомного трека, только гитары теперь акустические, разницы от этого никакой. так что получился он стандартно-безликим и абсолютно не запоминающимся.

· "сокол" в акустике стал на редкость занудным, только труба несколько его и оживляет. помнится, би-2 сами заявляли, что эта песня слишком "техногенная" для живого (а уж тем более акустического) исполнения - на наш взгляд, не стоило ее включать в акустическую программу. это все касается аранжировки, а вот вокал… вокал - это отдельный разговор. торжественно объявляем его победителем в номинации "начали за здравие - кончили за упокой". это ужасно, на самом деле. такое чувство, что уважаемый лёва сам несколько подустал от собственного исполнения и не знает, когда уже всё это закончится. очень жутко звучит, уж извините за резкость суждения. на концерте это было не так заметно, а вот в записи все недостатки исполнения стали явными. пожалуй, это единственный трек из новоиспечённого альбома, где вокал просто никакой. но в общей массе и на общем плане всего остального эта песня - "есть, ну и ладно".

· "сердце"- пусть и аранжировка, и вокал хорошие, но мы в таком виде эту песню совершенно не можем воспринимать. текст "сердца" (во всяком случае, для нас) во всей его незамысловатости - хорошая игра с заезженными штампами банальной любовной лирики; и слушаются эти наивные фразы про неразделенные чувства лучше всего под плотный грохот электрогитар. но когда всё это начинают петь как трагичную прочувствованную балладу, то тут у нас реакция одна - "не верю".

· в категорию "что-то интересное" для нас попали только "цветы" и "провидение новой луны" - и то, по одной простой причине: на них есть что послушать, т.е. достаточно большие инструментальные отступления. может, такие отступления живьем слушать несколько утомительно, но в записи они очень радуют. да и из всех знакомых песен фактически только "цветы" звучат действительно по-новому: после холодноватой и минималистичной фортепьянной аранжировки на "бгл" и шикарного ремикса на "drum'е" они вновь перевоплотились - на этот раз в акустическую композицию с эстетским привкусом джаза и всей прелестью живой импровизации. единственное "но": "цветы" четко делятся на две части, одна с текстом, а вторая с шуриными электронными изысками. обе части получились интересные, и слушать очень приятно. вот только воспринимаются они как два самостоятельных произведения. и хочется услышать инструментальную тему к "цветам", не отягощенную вокалом, она вполне самостоятельно смотрелась бы, уж очень там замечательная партия трубы - что с электроникой, что без нее.

· "провидение новой луны", - в принципе, единственная вещь, которая действительно была в новинку и заметно порадовала. концептуальный текст - о, радость (что, в общем-то, предсказуемо, т.к. автор текста - м. карасев). аранжировка тоже весьма интересна, а двухминутное инструментальное отступление, которое становится всё драматичней и драматичней к концу - это просто праздник души и именины сердца. очень хорошо звучит, напрашивается ностальгическая аналогия с "бгл", но об этом не будем, "бгл" - отдельная тема для разговора. как и в "цветах", очень хочется отметить партию трубы, в этих двух песнях она звучит больше, чем во всех остальных вместе взятых, да так звучит, что можно только восхищаться. и вот "провидение новой луны" с его масштабным финальным проигрышем услышать в электричестве было бы очень приятно. однако все вышесказанные слова относятся к музыке и текстам, которые безупречны. а вот вокал - это, опять же, вопрос сложный. шура, конечно, не басков (не к ночи помянут будет), но если он на концертах хочет петь более 2 песен, то вокалом ему надо заниматься весьма серьезно, или хотя бы не выносить на суд общественности концертные записи, а только студийные, где вокал очень даже достойный. не столь сильно, но к вокалу левы это, кстати, тоже относится.

небольшое лирическое отступление. качество вокала это далеко не главное, вокал может быть и не идеален, не в этом суть. главное, чтобы были достойные тексты и аранжировки. можно закрыть глаза на любой вокал и превозносить господ би-2 до небес, если новый материал сможет хоть немного приблизиться по степени концептуальности к тем текстам и аранжировкам, что были в "бгл".

· а теперь почётная номинация "мама! а что это было?" (произносится с ужасом, возмущением и нервной дрожью). а был это "чудо-шедевр" под названием "весло". довольно приемлемый текст, пусть даже ничего исключительного и особо заметного в нем и нет, во всяком случае, понятно, почему его не использовали раньше. вполне достойный вокал. но аранжировка - "м-да" и еще раз "м-да". заранее извиняемся, за, возможно, излишнюю резкость. это даже не шансон, это еще слишком добро сказано. уж не знаем, как что оно задумывалось; может, как русское регги, а то и, прости господи, кантри? или дань уважения группе "любэ"? не возьмемся классифицировать. похоже, би-2 решили продолжить свои эксперименты с псевдославянскими фольклорными мотивами, начатые ещё "моей любовью", но, на наш взгляд, им бы тогда и следовало остановиться. если в "мл" подобные эксперименты еще оправдывались какой-то новизной, свежестью и даже экзотичностью звучания, то тут, уж извините, это попахивает пошлостью. во всяком случае, к проигрышам в начале и конце сего произведения ассоциация только одна - деревенская свадьба под гармошку, с народными гуляньями. может в электричестве "весло" и будет лучше звучать, не знаем, но акустическая аранжировка кроме раздражения и горячего желания обрезать у файла начало и конец не вызвала ничего. и сильно надеемся, что в этой акустике оно только и останется. слышать еще раз, еще и в электричестве это нет абсолютно никакого желания.

ну, а теперь небольшой итог. то, что би-2 умеют играть акустику - они это показали, умеют. отдельно хочется отметить, как использована труба в аранжировках: очень-очень порадовало это. но вот все остальное (кроме "цветов" и "провидения новой луны") сколь либо ярких чувств не вызвало. может, если бы было больше нового материала, а не 2 реанимированные старые песни, пытающиеся казаться новыми, ощущения были бы ярче. а так фактически еще один раз послушали, пусть и в акустических аранжировках, песни, слышанные уже бог весть сколько раз. да и называть новым альбомом 8 треков - несколько перебор, пусть даже это и интернет-альбом.

з.ы. а названьице "альбом для девочек", конечно, милое и забавное, но вот только над кем уважаемые господа би-2 иронизируют, над "девочками", или, может, над собой?

© steff, tayatu и эльза , 2003