рецензии

любимый город может спать спокойно

"серебро", "моя любовь", "мой рок-н-ролл", "зажигать"... догадываетесь, о чем я? все по-настоящему громкие хиты и клипы би-2 последних лет - медленные, для кого-то красивые, для кого-то скучные баллады (вклинился между ними тяжеленький энергичный "феллини", да и то не без помощи александра георгиевича васильева). и вот история повторяется! интересно, это хроническое? согласна, такие композиции, "вставленные" на альбоме между двумя "боевиками" помогают восстановить баланс и представить пластинку единым целым, но тогда они получаются какими-то заранее "проходными", а хочется все-таки, чтоб каждая работа не только вписывалась в концепцию диска, но и была при этом самодостаточной, сильной. никак я не отвыкну от великолепного альбома "би-2", который при 100% гармоничности и целостности состоял из 11 настолько сильных песен, что любая имела все шансы стать хитом №1. но что-то я увлеклась; неизвестно еще, каким будет новый альбом: может, "берлин" будет выглядеть шикарно на общем фоне. хотя, он и один неплохо смотрится :)

и еще одно маленькое, но уж очень показательное наблюдение. попробуйте послушать подряд "нечетного воина" (или какую-то другую работу, которая не войдет в альбомы), а потом "берлин" (до мозга костей "альбомная" песня). пора б уже привыкнуть, но меня все удивляет разница между ними. разительно отличается то, что делается группой "для себя", от того, что "для широкой аудитории". просто небо и земля. какое счастье, что они пока не "приземлились". но, поверьте мне, не за горами то время, когда би-2 перестанут "подстраиваться" под законы этого чертова шоу-биза и развернут его так, как им будет удобно. так что еще чуть-чуть потерпим :) и послушаем "прощай, берлин" :)

попробую все же отбросить мысли о том, что теоретически могут би-2, и рассмотрю то, что выходит на практике. просто не буду больше сравнивать и представлю себе, что "берлин" - единственная на данный момент песня. зачем? фиг знает, наверно, это инстинкт сохранения любви к би-2 :) все же всё понимают, я надеюсь.

что поют:
сначала я детально ознакомилась со словами и только потом внимательно прослушала их вместе с музыкой. ну все у меня не как у людей :) но зато теперь могу независимо оценить текст. конечно, прошли те золотые времена, когда лирику би-2 можно было читать, как стихотворение, и она обалденно звучала при этом (блин, я же не хотела сравнивать... извините, вырвалось :), но здесь тоже есть за что снять шляпу перед лёвой (если, конечно, это всецело его рук дело), что я и делаю. молчу о последней строке, которая стоит самых высоких похвал (да, вот так, всего одна строка); лучше обращу внимание на другое... не знаю, как это обозвать... некая конкретная абстрактность, что ли, какой-то новый чувственный уровень. сначала просто слушаешь и думаешь: а может, здесь и нет ничего? а потом слушаешь внимательно и понимаешь: нет, здесь есть все. на поверхности - столь знакомая обворожительная улыбка, а между строк - столь родные грустные глаза. обошлось без экстравагантных метафор и изощренных рифм, и слава богу. старик кортасар считал, что главное - это когда язык выражает суть вещей (а уж он-то знал толк в писательском деле!). вот он и выражает. а лёва взрослеет, и тексты его тоже.

как поют:
в мире есть два явления, которые я считаю категорически прекрасными: город санкт-петербург и вокал лёвы би-2 (когда он не халтурит и не мажет мимо нот :) но восторгаться питером тут не к месту, так что переходим к следующему пункту. можно, конечно, сейчас показать все богатство своего словарного запаса и подобрать миллион восторженных эпитетов, только зря все это будет сделано. кто слушает, тот слышит. а знаете, что самое главное? можно заставить людей сделать заведомо коммерческую аранжировку и написать банальный текст, тем самым запихав их в рамки теле-радио-формата (это я не про эту песню, а вообще, про то, как продюсеры любят ломать нестандартные творческие порывы, желая срубить побольше капусты); но вот голоса у человека не отнять! и до тех пор, пока лёва будет так петь (без разницы, что), я буду его любить. и к шуре это тоже относится :) вокал - это треть песни, и он может ее как убить, так и спасти. лёва спасет что угодно.

что играют:
подошла очередь струнного оркестра, который, надо сказать, не ударил в грязь лицом. это, кстати, неплохой выход из положения в условиях "надо продать": ну раз нельзя на гитарах - будем на скрипках. красиво, мелодично, и главное - к месту. сложно представить эту песню в другой аранжировке, а значит, найден единственно верный вариант. и ничего здесь ни прибавить и ни отнять.

как играют:
как всегда безукоризненно. вот уж в чем не обвинишь би-2, так это в непрофессионализме и плохом качестве записи (здесь следует сделать реверанс также эдаму и toyland studio). не зря лёва и шура ездили в такую даль и преодолели столько трудностей (все помнят историю с визой и всем, что к ней прилагалось?). не вижу смысла далее распространяться на эту тему. хотя, так поставить производство в 30 лет - это не каждому дано.

короче, лучший нероссийский город мира может спать спокойно: и ему посвятили достойную песню:)

© ksuha v, 2003