рецензии

альбом "изменники родины"

"спасибы" принято писать в конце, но только не в этом случае. спасибо: любимым admins за конкурс, би-2 за его итоги и тане (меойн) за флаг белорусской сср.

если бы я помнила 88 - 91 годы и хоть примерно представляла, каким воздухом дышали в то время белорусы, мне, наверно, все было бы еще ближе и понятней. но то были времена моего безоблачного дошкольного возраста, и помнить их я никак не могу. поэтому только сейчас я в полной мере оценила важность рассказов лёвы и шуры о жизни в минске и выдержек из истории группы того периода. они помогли нарисовать в мозгу хоть какой-то фон для альбома. признаться честно, я была приятно удивлена качеством записи: ожидала гораздо худшего. но альбом неплохо сохранился: слышны почти все слова, вокалисты различаются по голосам, а посторонние звуки, типа шипения-скрипения, почти не напрягают. слушать, конечно, лучше всего в плеере: и услышишь больше и домашних не испугаешь:) пожалуй, стоило разместить песни на альбоме в хронологическом порядке, чтобы показать, как группа пришла от, прямо скажем, невыдающихся "нужды любви" и "буденовца потапова" через неплохие "если ты жив..." и "если видели их..." к действительно классным "новолунье", "танец" и в особенности "майор". но и без того несложно проследить, что би-2 шли по правильному пути, и это не может не радовать. в целом "изменники" оставляют очень приятное впечатление и исключительно положительные эмоции, и представляют огромную ценность для тех, кому интересно, с чего начинались би-2. очень сложно относиться к этому альбому серьезно. когда би-2 записывали его, они были чуть постарше меня и, наверно, выкладывались по полной, но сейчас они сами, я думаю, улыбаются, когда слышат эти песни. какие песни? весь плей-лист по порядку:

"танец". 1990 год. вокал: рыба, бэк-вокал: шура би-2. хочешь - не хочешь, а помянешь добрым словом отличную песню alphaville: "do you want to dance with me..." - "танцуй, если хочешь, со мной..." главная роль отведена клавишным. красивое медленное вступление резко набирает скорость и перерастает во что-то похожее то ли на тот же alphaville, то ли на группу "технология". танцевальный ритм и "компьютерный" вокал (типа как у, прости господи, scooter'a в хите "we are the greatest"). хотя би-2, похоже, обходились без компьютера... в общем, песня постоянно что-то напоминает. но я бы не назвала это таким уж недостатком. в целом слушать более чем приятно. "танец" мог бы быть хитом минских дискотек начала 90-х. хотя я бы и сейчас под него станцевала. с би-2.

"звезда". 1990 год. вокал: шура би-2. все гениальное просто. несколько ломаный ритм. пронзительная гитара. даже не пронзительная, а пронзающая. минимум инструментов, минимум слов. восемь строчек. никакой рифмы. если бы у меня перед глазами не было написанного текста, я бы, наверно, не поняла почти ничего: шура не проговаривает и половины слов. но написанный текст есть (спасибо admins), и на дешифровку можно не отвлекаться. песня, как показалось, необычная (дискотечного хита я от шуры и не ждала): вся фишка именно в этой ломанности-нерифмованности. уже просматривается желание группы делать музыку посложнее и поинтереснее.

"новолунье". 1990 год. вокал: рыба. очень классная песня. уже не обращаешь внимания на качество, а просто слушаешь музыку. и слушаешь не без удовольствия. "легкая" аранжировка: красивые клавишные партии и приглушенная гитара. сильный текст с рифмой и смыслом: видно, что писали с умом. неожиданно неплохой вокал. у меня эта песня войдет в коллекцию "старых добрых". больше нечего сказать. класс!

"ленин". 1991 год. вокал: лёва би-2. песня, знакомая широкому кругу людей и сохранившаяся лучше всех. первым обращает на себя внимание уже вполне оформившийся голос лёвы, очень сильно похожий на тот, что мы слышим сейчас. что ни говори, а вокал в этой песне самый качественный. интересный текст со здоровой долей иронии (i wonder, после этой песни би-2 не исключили из комсомола? если они вообще вступали в его ряды...). аранжировка прямо указывает на то, что делали её люди, неровно дышащие к легендарной группе police. безусловно, маэстро sting оказал большое и, что самое главное, благотворное влияние на би-2. а вообще песня очень "цепляющая" и "прицепляющаяся". после прослушивания невольно ходишь и мурлыкаешь под нос припев:)

"где танго". 1991 год. вокал: лёва би-2. -все повторится снова, ты дай мне только слово. я его сдержу! не слышишь?
-не-а!
-ну, потом скажу. мне это ничего не стоит.
нельзя не улыбнуться :-) песня, по большому счету, ни о чем. духовики повеселились, лёва что-то спел, кто-то им подыграл и получился очень позитивный мотив. умейте радоваться жизни!

"партия ленина" (инструменталка). 1988 год. вообще-то она должна там быть, но я её что-то не нашла... или эта самая "партия" - это те непонятные звуки, которые длятся пару секунд, плавно переходя в следующий "шедевр", который зовется...

"буденовец потапов". 1989 год. вокал: костыль. ой-ёё. прямо не знаю, что сказать. мотив - самый натуральный марш, подходящий, пожалуй, для "прохождения с песней" роты солдат. да и настрой у вокалиста такой, как будто он в этой роте запевала. помимо традиционных маршевых звуков, имеются еще и дополнительные "эффекты", похожие на свист пуль, взрывы снарядов и лязг железа. ну прям как на войне:) но текст! я просто отказываюсь это комментировать.

"нужда любви". 1989 год. вокал: костыль. теперь все ясно: бедному костылю спихивали те песни, которые другие (очевидно, более здравомыслящие) участники группы петь отказывались. даже не знаю, как реагировать на такое творчество: то ли посмеяться, то ли пожалеть несчастного парня, обиженного судьбой и репертуаром. хотя кто знает, может подобные темы были весьма близки выходцу из (как определил это заведение шура) "малолетней зоны". кстати сказать, на мой взгляд, из всего, что спел этот товарищ, эту песню он спел лучше всего. но все-таки, дорогие мои, не дай вам бог такого первого сексуального опыта.

"к оружию". 1988 год. вокал: костыль. очевидно, одна из наиболее ранних записей группы. к созданию песни подошли со всей серьезностью: сделали мощную аранжировку (в конце имеется даже весьма неплохое гитарное соло), написали длинный злободневный текст, показав способность к философствованию и самоанализу. и все бы ничего, но петь выпало опять тому же несчастному парню. хотя, учитывая, что это все-таки "раннее творчество", получилось очень достойно. по крайней мере, в сравнении с "нуждой" и "буденовцем" смотрится куда как симпатично.

"изменники родины". 1989 год. вокал: лёва би-2. насколько я поняла из истории группы: это был супер-хит и просто-таки визитная карточка группы. ничего удивительного в этом нет, так как песня на самом деле сильная. действительно неплохой текст: научились-таки работать с метафорами. хороший вокал (наконец-то поняли, что доверить пение стоит лёве). аранжировка... аранжировка как аранжировка:) лично у меня это первый случай, когда песня явной злободневно- социальной направленности не только не вызывает отторжения, но даже нравится. не зря именно её сделали заглавной.

"на смерть". 1989 год. вокал: лёва би-2. духовики зажигают! твист - не твист, но что-то похожее. больше всего мне понравилось, когда после второго припева эти самые духовики выдали мелодию из известного советского к/ф: "слова любви вы говорили мне в городе каменном..." если бы еще кто-то это спел, было бы совсем весело. песня представляет особый интерес, так как её есть с чем сравнить. на альбоме "бесполая и грустная любовь" с шикарным шуриным вокалом и барабанами как у portishead "любовь часть 2" звучит потрясающе красиво и просто-таки трагически. здесь же музыканты отрываются на всю. и нельзя сказать, что в первозданном виде песня хуже. разве что темп уж чересчур быстрый: такое ощущение, что лёва не всегда успевает петь. но в целом все здорово. целовай!

"если ты жив - это на пользу". 1989 год. вокал: по-видимому, лёва би-2. дамы приглашают кавалеров. потрясающая баллада. красивые партии гитары и духовых. и (как назло!) уж совсем неважное качество: слов почти не слышно. но по тому, что слышно, можно сделать вывод, что песня, вроде бы, не о реввоенсовете и полосатом матрасе, а о чистых человеческих чувствах. если кто расшифрует текст - свисните мне.

"если видели их... (город)". 1989 год. вокал: лёва би-2. самый удачный из всех социально-направленных текстов (пожалуй, и заглавной композиции фору даст). "следующий спящий в кромке событий, в свалке оборванных флагов игры..." бесподобно. удачно исполнено и аранжировано. опять не обошлось без духовиков, которые под конец, как показалось, вновь заиграли какую-то популярную мелодию (какую именно, так и не вспомнила). хорошая песня. "цветы". 1988 год. вокал: лёва би-2. на этот раз главную роль сыграла гитара (вспоминается группа "кино"). чуть неуверенный голос шестнадцатилетнего лёвы. что до текста, то сложилось впечатление, что рефрен "я рисую на заборе цветы" как-то не очень вяжется с остальными строчками. сны, заветные мечты и темные коридоры (ну просто "дэнс, дэнс, дэнс" харуки мураками) по соседству с таким видом граффити... странно-странно.

"майор". 1991 год. вокал: шура би-2. просто №1. объективно очень(!) сильная песня, безусловно лучшая на альбоме. акустическая гитара и неожиданно эмоциональное исполнение. серьезный, вдумчивый текст. шура, похоже, никогда не перестанет меня удивлять. сложно найти альбому более достойное завершение. точка.

© thug angel, 2003